Top.Mail.Ru
Колонки

Смена ориентиров: какие подкасты нужны людям в 2022

Колонки
Игорь Шестаченко
Игорь Шестаченко

Генеральный директор студии подкастов Red Barn

Алина Алещенко

Последние несколько лет рынок подкастов активно развивается. По данным IAB Russia, в 2020 году бренды тратили на продвижение в подкастах 160 млн рублей, а спустя год эта сумма увеличилась вдвое. В дальнейшем, отмечают эксперты, она может возрасти до 590 миллионов рублей.

Во многом рост популярности направления связан с тем, что слушатели быстро оценили этот способ подачи. Игорь Шестаченко, генеральный директор студии подкастов Red Barn, рассказал, какие подкасты актуальны именно сейчас.

Смена ориентиров: какие подкасты нужны людям в 2022

Какие подкасты были актуальны до 2022 года

Поначалу аудиторию интересовали развлекательные проекты. Особенно сильно спрос на них возрос в 2021 году. Подобные подкасты помогали избавиться от стресса.

Тогда проектов стало в разы больше, чем в 2016-м, когда мы создавали первые шоу. Направлением резко заинтересовались инфлюенсеры. Мы старались от них не отставать.

По рынку было видно, что некоторые проекты не доживали и до середины первого сезона. Зачастую дело в том, что люди создавали подкасты исключительно ради того, чтобы создать подкаст. Мы же ставили перед собой иную задачу: выпустить долгоиграющие проекты, которые зацепят нашу целевую аудиторию.

Так появились «Из 13 в 30». Здесь трое ведущих обсуждают проблемы, с которыми сталкиваются миллениалы из крупных городов. Например, почему им порой трудно отказаться от смартфонов, из-за чего отдых ассоциируется с не продуктивностью, и так далее.

Примерно тогда же вышел проект «Город». В этом подкасте коренной житель, скажем, Самары или Лангепаса, рассказывает о том, чем примечателен город и какие с ним связаны легенды. Иногда мы привлекаем к записи инфлюенсеров. Например, выпуск про Новокузнецк записывали с Эльдаром Джараховым.


Читайте по теме:

Подкасты для бизнеса и бизнес на подкастах: как вам использовать этот трендовый инструмент

Подкасты для развития своего дела: шесть проектов о стартапах


Это далеко не все наши проекты, однако они отражают основные задачи, которые мы ставим перед собой. А именно развлечь и поделиться новым, чтобы слушатель не просто отдохнул, но и узнал то, о чем непременно расскажет приятелям.

 

Что происходит на рынке подкастинга сейчас

Если коротко — то последнее время актуальны мотивационные проекты. Отчасти поэтому мы открыли отдел подкастов по бизнес- и IT-тематике. Как выяснилось позже, не прогадали.

Спрос на мотивационные подкасты возрос еще в конце 2021-го, а сейчас он высок как никогда. Это мы видим по предпочтениям нашей целевой аудитории.

Например, не так давно мы выпустили подкаст «Тон оф войс». В нем ведущие общаются с HR-директорами и рекрутерами крупных компаний и узнает об их внутренней кухне. Слушатели быстро его оценили.

То же самое с «Надеждами и страхами». Это подкаст, в котором предприниматели рассказывают, как они запускали свои проекты и с чем им приходилось бороться. Мы запустили шоу еще в прошлом году, а сейчас, как выяснилось, оно особенно актуально.

Развлекательные и развивающие подкасты тоже остаются популярными, но чувствуется, что слушатель стал более избирательным. Именно исходя из этого критерия мы создавали «Уроки лит-ры» и «Семейный чат», которые впоследствии попали в майский топ Podcast.ru. 

На наш взгляд, подкасты, в отличие от условного «Клабхауса» не пропадут из поля зрения. В России эта ниша существует почти 10 лет, и к ней примыкает все больше пользователей. Рынок расширяется, компании с громким именем все охотней приобретают рекламные интеграции в проектах или заказывают инди-подкасты, заточенные под их бренд.

Все это подталкивает к тому, чтобы издатели подкастов улучшали свой контент и его качество. Здесь можно вспомнить расцвет YouTube в России. Если на старте большая часть роликов создавалась любителями без профессионального оборудования, то сейчас основную часть рынка заняли крупные игроки. Перевес сил в любых медиа ведет к тому, чтобы энтузиасты равнялись на профессионалов. А это выгодно и производителям, и слушателям.

 

Как создать подкаст, который точно будут слушать

Для себя мы выделили такие пункты, на которые опираемся при разработке проекта.

 

Не создаем подкаст только ради создания подкаста

Категорично, не спорим. Но правильно поставленная цель — это уже половина успеха. Думаем, разработка подкаста ради самого факта работы над ним слабо тянет на задачу.

Вместо этого проанализируйте, что вы можете рассказать слушателям, с чем им поможет проект. Для этого мы с вами пойдем дальше.

 

Составляем портрет целевой аудитории

Для этого мы учитываем ее возраст, гендер, сферу интересов и боли. Последнее особенно важно, если разрабатываем подкаст, скажем, про бизнес. Составлением портрета ЦА занимается креатор — поговорим о нем подробней чуть позже.

В нашем портфолио есть и универсальные проекты, которые нацелены на более широкий сегмент. Один из таких — «Все в твоей голове». Каждый его выпуск представляет собой полноценную сессию у психолога. Ведущий со специальным образованием разбирает проблемы гостей. Тут практически каждый слушатель сможет взять для себя что-то полезное.

 

Грамотно подбираем команду для каждого проекта

Именно для этого и нужен портрет ЦА. Некоторые участники команды задействованы во всех подкастах. Это касается монтажеров. Однако если речь идет о креаторах, редакторах, продюсерах и ведущих, стоит помнить, что они работают с определенной тематикой.

Мы условно разделили отдел подкастов на категории «Бизнес», IT, «Красота и здоровье», «Развлечения». Каждая команда курирует проекты, в которых она наиболее компетентна.

Еще мы отдельно выделили отдел спецпроектов. Он занимается инди-подкастами и интеграциями для брендов.

 

Учитываем, какой формат понравится слушателям

Некоторые пользователи предпочитают интервью. Такой формат мы обычно используем при подготовке развивающих подкастов. Здесь гость рассказывает о своей профессии, историю явлений, с которыми он работает, или раскрывает УТП товаров и услуг. Эта механика хорошо показала в уже упомянутом ранее «Тон оф войс».

Другим нравятся разговорные — как «Из 13 в 30». Некоторые проекты полюбились слушателям так сильно, что вокруг них сложилось большое и крепкое комьюнити.

Не останавливайтесь на стандартных форматах. Экспериментальные тоже могут понравиться аудитории, хотя порог вхождения в них несколько больше. В 2021-м подумали, что было бы здорово поработать с жанром ASMR. Так появился художественный подкаст «Сны».

Его подписчики присылают ведущей рассказы о том, что видели, пока спали. А та преобразует их в рассказы и затем превращает их в аудиоспектакли.

 

Запускаем новые проекты

Сейчас у нас больше тридцати подкастов. Части аудитории они могут надоесть, некоторые проекты порой зависают — это нормальный рабочий процесс. Поэтому мы регулярно вводим что-то новое. К концу года планируем запустить примерно 30-50 подкастов. Основную ставку делаем на IT- и бизнес-направления. Как мы уже отметили, в ближайшее время они будут особенно актуальны.

Сейчас мы готовим «Багрепорт». Здесь ведущий и его гости рассказывают, как развивается рынок IT в России, какие в нем карьерные перспективы. Тут же освещаем интересные кейсы специалистов, которые участвуют в записи. Этот подкаст рассчитан на аудиторию, которая уже работает в этой сфере, поэтому нам хотелось создать проект и для новичков.


Читайте также:

10 подкастов про технологии, тренды, бизнес и не только, которые стоит слушать в 2022 году

6 подкастов о технологиях, которые меняют мир


Так появилась идея запустить «Выживут только ITшники». Тут ведущий со спикерами простыми словами расскажут о сложных явлениях. Например, что нужно знать будущим айтишникам о законодательстве, которое напрямую их коснется, или о новостях индустрии.

А для ля тех, кто хотел бы попробовать себя в предпринимательстве, но не знал, с чего начать, мы запустили проект «Невозможное возможно». В каждом выпуске ведущий будет приглашать в студию людей, которые создали бизнес на основе необычных и интересных идей.

 

Что в итоге?

Подкаст — это не сиюминутная прихоть и не игрушка, а рабочий продукт для взаимодействия с аудиторией и продвижения бизнеса. Кроме того, индустрия растет с каждым годом, привлекая к себе все большее количество слушателей.

Если 2-3 года назад в топе были легкие развлекательные проекты, то сейчас людям нужны более фундаментальные проекты с сильной экспертной базой. Хотя про подкасты для отдыха забывать не стоит.

Высокая конкуренция на рынке подталкивает к тому, чтобы студии постоянно совершенствовались. Мало просто создать подкаст. Он должен быть цельным, интересным, стреляющим точно в боли потенциального слушателя.


Фото на обложке: Shutterstock / Arsenii Palivoda

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Подкасты с победителями премии RB Digital Awards 2024
  2. 2 Подкаст Тариф Без Связи
  3. 3 Как открыть успешный ресторан на Патриарших: новый выпуск подкаста «А как?»
  4. 4 Как развивалась российская стартап-индустрия в последнее десятилетие: новый выпуск подкаста «Стартап-секреты»
  5. 5 Особенности запуска B2B SaaS-продукта в образовании: новый выпуск подкаста «Стартап-секреты»