Как записать подкаст и сделать его успешным
Подкасты — одна из самых быстро развивающихся ниш в отечественном и зарубежном медиаконтенте. Более того, если раньше слушать подкасты считалось чем-то необычным — зрители предпочитали смотреть видео — то сегодня этот аудиоформат уверенно конкурирует с полноразмерными видеороликами и Shorts. Подкасты представляют собой отличное решение для тех, кто хочет делиться опытом, но не умеет или не желает работать с видео.
Записать и смонтировать аудиозапись проще, при этом не обязательно «светиться» в кадре и оборудовать специальное место для съемок. Сегодня записывать подкасты можно даже дома — обилие техники, любительской и более профессиональной, это позволяет. Как записать подкаст в домашних условиях и через какие каналы продвигать? Рассказываем подробно в статье.
Содержание
- Что такое подкаст?
- Как выбрать название и формат?
- Как найти команду?
- Подготовка к записи
- Как выбрать оборудование?
- Где записать подкаст, дома или в студии?
- Как записать гостя подкаста удаленно?
- Редактура и монтаж
- Где брать музыку и звуки для подкаста?
- Визуальное оформление подкаста
- Где публиковать и как продвигать подкаст?
- Итоги
Что такое подкаст?
Это аудиоразбор, описание своего опыта или подробный ответ на какой-нибудь вопрос. В подкасте ведущий может как сам разбирать поставленную тему, так и общаться с приглашенными гостями. Тон подкаста часто юморной, позволяющий слушателям в ненавязчивой форме получить новые знания и при этом не устать. Записать свой подкаст может даже тот, кто никогда в жизни не работал со звуком. Для первых шагов достаточно смартфона и бесплатной программы по монтажу. Ниже рассмотрим, как со всем этим работать и какие «подводные камни» могут ждать на пути.
Как выбрать название и формат?
Как начать подкаст? С этим вопросом обязательно столкнется каждый, кто решил попробовать себя в записи аудиоисторий. Выбор темы — первый шаг к созданию любого подкаста. О чем вы хотите говорить со слушателями? Именно хотите, ведь если тема не близка, не интересна или вы вообще в ней не разбираетесь, выпуски будут заведомо провальными. Что просится быть сказанным, чем вы мечтаете поделиться? Как печь пирожки? Где лучше брать ипотеку? Ограничений нет — говорите о том, что вам важно и в чем вы действительно опытны.
Второе требование к теме — конкретика. Не нужно пытаться в одном подкасте объять все кулинарное искусство. Если ваша тема — пирожки, не стоит сюда замешивать нюансы приготовления стейков. Подкастов сейчас великое множество, и чем конкретнее тема, тем точнее она выделяет вас из массы многих.
Проверьте, возможно, кто-то из конкурентов уже записывает материалы на ту же тему. Наша задача — сделать такой подкаст, которого еще нет ни у кого. Только тогда слушатели поймут, что он уникален, и подпишутся на вас — потому что никто больше не расскажет им именно об этом. Конечно, чересчур узкая тема — например, «Выращивание гортензий в условиях субтропического пояса» — вряд ли найдет себе много слушателей, даже если она на сто процентов уникальна, а вы можете говорить об этом бесконечно. Поэтому слишком конкретизировать тоже не стоит.
Выбрали тему и знаете, какие подкасты записывать? Теперь разберитесь, зачем вы вообще хотите делать подкаст. Что вам важно донести до аудитории — разобрать типичные ошибки кулинаров? Поделиться лайфхаками? А может, рассказать про давно забытые, но такие простые рецепты? Идея — это ответ на вопрос: что ваш подкаст дает слушателю?
Следующий шаг — формат подкаста. Их несколько:
- разговорный — наиболее простой. Можно вести подкаст в одиночку или позвать гостя, обсуждая с ним поставленный вопрос. Можно записывать такие подкасты с детьми, супругами, друзьями — ограничений нет;
- нарратив — это повествование, где ведущий доносит информацию, в которую вплетаются одно или несколько интервью;
- фикшн — выдуманные истории, интересный и пока что не заезженный вариант подачи.
Ну и, наконец, название вашего подкаста. Оно должно быть:
- уникальным,
- коротким,
- запоминающимся,
- отражающим суть.
Можно использовать ассоциации, метафоры, любые приходящие в голову связки и смыслы. На поиск подходящего варианта может уйти не один день, но не спешите — удачное название станет вашей визитной карточкой.
Как найти команду?
На первых порах вся команда может состоять из одного человека: вас. Вы можете выполнять сразу несколько ролей. Для начала этого более чем достаточно. Если у вас пока нет аудитории, не стоит сразу собирать команду — ведь подкаст может и не пойти, надоесть вам или не понравиться слушателям. Но со временем, если все сложится удачно, вам понадобятся:
- соведущие — с ними записывать выпуски веселее и интереснее, проще генерировать идеи и искать решения;
- звукорежиссер — он возьмет на себя пост-обработку записей;
- сценарист и редактор — поможет с планом выпусков, распишет, когда и о чем говорить;
- продюсер — будет заниматься всеми вопросами, связанными с приглашением гостей и экспертов;
- композитор — если вы не хотите пользоваться стоковыми звуками, а мечтаете придать своему подкасту уникальное звучание;
- дизайнер — сделает вашему подкасту запоминающуюся обложку и баннер.
Подготовка к записи
Для этого понадобится план — какие эпизоды и когда вы будете записывать, а также сценарий каждого эпизода. Не обязательно дословно расписывать каждый выпуск, достаточно схемы: о чем вы будете говорить.
Все эпизоды в рамках подкаста должны быть выдержаны в едином стиле и формате. Не смешивайте форматы — это все равно что на середине фильма комедия вдруг превратится в хоррор. Слушателю такое точно не понравится. Дайте своей аудитории то, за чем она пришла: интервью, или рассказ о смешном случае, или полезный рецепт.
Читайте по теме:
Фоновый шум для концентрации: 5 сервисов
Почему крупнейшие компании мира инвестируют миллионы в аудиобрендинг
Если планируете пригласить гостя, заранее решите, где записать подкаст и какие вопросы станете ему задавать. Ознакомьте гостя с этими вопросами заблаговременно, чтобы к моменту записи у него была готова вся информация.
Как выбрать оборудование?
Чтобы записать подкаст онлайн, не нужно сразу покупать оборудование студийного уровня. Достаточно смартфона (или недорогого микрофона) и наушников. Еще очень желательно иметь поп-фильтр (он ставится перед микрофоном и отсекает ненужные шумы при произнесении звуков «п», «б» и на выдохах). Нет поп-фильтра — можно просто прикрыть микрофон куском ткани или поставить между ним и ртом ладошку. Банально, но работает.
Также нужно подумать о месте для записи. Где можно записать подкаст? Это может быть любая комната в доме, где нет эха и громких посторонних звуков. С последним, конечно, может быть сложно. С улицы доносятся шумы, в квартире трещит холодильник, соседи не вовремя решили посверлить стену. По возможности, выбирайте для записи поздний вечер — в это время шумовой фон минимален. Если возможности нет, можно попробовать записываться в изолированной комнате — завесить стены толстыми одеялами или специальными акустическими панелями из поролона.
Где записать подкаст, дома или в студии?
Если в приоритете — качество звука, то, конечно, студия даст тот уровень, с которым дом никогда не сравнится. Никаких шумов, высококлассное оборудование и четкий контроль со стороны звукорежиссера. Но большинство ведущих пишут свои подкасты дома. Это удобно, быстро, не нужно бронировать время в студии и куда-то ехать. И, разумеется, это бесплатно помимо вложений в оборудование.
Как записать гостя подкаста удаленно?
Если нет возможности позвать гостя к себе домой или в студию, записать вашу беседу можно через любую программу для созвона — например, Zoom. Перед началом записи созвонитесь с гостем, убедитесь, что он готов к беседе (прочел вопросы, подготовил ответы, настроил оборудование). Проведите тестовую запись, чтобы послушать, как звучит голос гостя.
Если ваш гость — человек, который никогда не записывался на подкастах, скорее всего, понадобится несколько тестов, чтобы научить его правильно располагать микрофон, говорить в нужном темпе и многое другое. Наберитесь терпения. А лучше — заранее подготовьте небольшую инструкцию и отправьте ее гостю.
Вот что там может быть (примерно то же самое, на что вы сами должны обращать внимание):
- нет ли эха на записи (лучше всего писать аудиодорожку в небольших комнатах с обилием мебели и текстиля — там эхо минимальное. Хорошо гасят его большие мягкие игрушки и стеллажи с книгами);
- не слышны ли посторонние шумы;
- отключены ли уведомления и звонки на телефоне;
- чисто ли звучит голос — чтобы этого добиться, важно сохранять расстояние от рта до микрофона около 15 см (примерно ширина ладони), не менять это расстояние (иначе громкость будет плавать) и говорить строго в микрофон.
Также попросите гостя заблаговременно зарядить ноутбук или подключить его к сети, чтобы запись внезапно не прервалась. И сами сделайте то же. Тесты прошли на ура? Отлично — записываем и сохраняем аудиодорожку.
Редактура и монтаж
Когда запись готова, ее нужно отредактировать и смонтировать. Редактирование означает, что вы прослушиваете запись, вырезаете лишнее (например, избыточные уточнения, неудачные выражения), при необходимости — что-то добавляете (если тема не до конца раскрыта), не забывая про хронометраж.
Читайте по теме:
Генерация изображений и текста: опрос показал, как авторы контента используют нейросети
Что такое контент, какие виды контента существуют и как он работает в интернете
Монтаж — это техническая обработка: очистка записи от шумов, выравнивание громкости. Это довольно долгое и нудное занятие, но оно позволяет на выходе получить чистый и четкий звук, без эха и посторонних звуков.
Что обычно удаляется:
- длинные паузы,
- слова-паразиты,
- посторонние звуки,
- кашляющие, шипящие, плюющиеся звуки,
- эхо, гулкость голоса,
- дребезжание голосов.
Звучит страшно, но на самом деле сейчас существует масса программ, которые делают это автоматически — с помощью плагинов. Есть платные и бесплатные решения. Из бесплатных программ популярные — Reaper и Audacity.
Выполнив монтаж, прослушайте готовую запись. Естественно ли она звучит? Есть ли на ней нормальные паузы, не скачет ли громкость, хорошо ли слышно каждое слово? Для теста по возможности используйте разную окружающую обстановку (дом, улица, метро, автобус), разные устройства (смартфон, ПК, ноутбук) и разные наушники. Если все отлично — ваш подкаст почти готов.
Где брать музыку и звуки для подкаста?
Прежде чем выложить подкаст, его надо оформить. В большинстве выпусков присутствуют так называемые джинглы — короткие музыкальные зарисовки, которые открывают и закрывают эпизод. Можно, конечно, обойтись и без них, но яркий джингл повышает узнаваемость подкаста.
Можно заказать джингл у композитора, но если финансы пока не позволяют — лучше найти подходящий вариант в библиотеке звуков. Бесплатные варианты, например, есть на YouTube. Там же имеется и масса других звуков, которые пригодятся при оформлении подкаста: шум воды, лай собаки, пение птиц и так далее. Главное — создавать атмосферу и нужный настрой.
Визуальное оформление подкаста
Здесь 2 детали: обложка и баннер. И то, и другое можно нарисовать в нейросети, учтя требования к размеру (указываются на платформе, где вы планируете выложить подкаст). Хорошая обложка отражает тему подкаста и привлекает внимание. Яркий баннер усиливает впечатление. Популярный прием — минималистичная обложка с крупным названием и креативный баннер.
Где публиковать и как продвигать подкаст?
Куда выкладывать подкасты? Существует масса площадок:
- «Яндекс Музыка»,
- «ВКонтакте»,
- iTunes,
- Mave.
Также есть профильные группы в соцсетях и ТГ-каналы.
Вот несколько советов по продвижению:
- Найдите авторов схожих подкастов и договоритесь о взаимной рекламе.
- Попросите друзей, единомышленников, первых слушателей написать отзывы и поделиться информацией о подкасте, поставить лайки.
- Разместите подкаст в своих соцсетях.
- Отыщите ресурсы (сайты, каналы, группы), публикующие подборки подкастов, и попросите включить ваш выпуск в тематическую подборку.
И не забывайте следить за обратной связью. Дослушивают ли подкаст до конца? Нет ли негатива в комментариях? Если слушателям что-то не нравится — это обязательно нужно учесть и исправить ошибки.
Итоги
В статье разобрались, как записать подкаст — от выбора темы и формата до монтажа и продвижения. При всей кажущейся сложности, сделать хороший подкаст не так уж трудно даже в домашних условиях. Если вам есть чем поделиться со слушателями — вы можете начать прямо сейчас.
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как построить личный бренд»
- 1 Выбор микрофона: на что обратить внимание и как проверить перед покупкой? И как вообще устроен микрофон 20 декабря 05:00
- 2 Google решил защитить товарными знаками два новых сервиса в России Новыми продуктами корпорации в России стали ИИ-чатбот и ИИ для подкастов 29 ноября 14:38
- 3 Победители премии RB Digital Awards 2024 станут героями видеоподкаста Подкаст развивает компания-разработчик ПО KOTELOV 01 февраля 20:35
- 4 Подкаст Kotelov digital finance с победителями премии RB Digital Awards 2024 Новый выпуск с Альфа-Банком о том, что скрывается под капотом программы лояльности 01 февраля 18:40