Не проходит и дня, чтобы СМИ не написали о чат-ботах и мессенджерах. Эта тема как никогда актуальна. Дмитрий Золотухин, исполнительный директор в «Алоль», рассказал, как развивается разговорная коммерция в России, и какие возможности это дает обычному бизнесу.
Одним из первых о тренде разговорной коммерции (conversational commerce) заговорил Крис Мессина из Uber. Этой формулировкой Крис обозначил взаимодействие пользователей и компаний через разговорные интерфейсы: мессенджеры, чаты-боты, сервисы распознавания речи (например, Siri). Тренд сегодня только набирает обороты, но в США и в Азии уже сформировалась более-менее структурированная экосистема разговорной коммерции.
В России эта тема активно обсуждается и вызывает интерес даже у госкорпораций, но индустрия не оформлена, а люди, которые в ней заняты, напоминают энтузиастов электронной торговли начала нулевых. Тогда все говорили, что в интернет-магазинах покупать не будут, а они утверждали обратное и оказались правы.
Россия наблюдает за развитием разговорной коммерции со стороны. Где-то в Китае мессенджер заработал почти 2 млрд долларов, Facebook Messenger заявил, что станет платформой чат-ботов и «похоронит» нишевые приложения. Но зачем это нужно, какие проблемы решает и как применимо к обычному бизнесу, понятно не всем.
Так появился тренд
Мессенджеры стали популярными у пользователей благодаря freemium-модели, которая определила будущее их монетизации. Развиваться по аналогии с SMS и заработать на доставке сообщений не получится. Тем не менее в 2014 году разработчики мессенджеров привлекли около 4 млрд долларов инвестиций, а проекты из индустрии получили громкие оценки инвесторов: WeChat — 83,6 млрд долларов, WhatsApp — 16 млрд, Line — 7 млрд долларов и так далее. Кроме впечатляющей аудитории в 3 млрд пользователей, инвесторы увидели в мессенджерах потенциал стать будущим рынка мобильной коммерции.
Рост аудитории мессенджеров до 3 квартала 2015 года
Предпосылки развития разговорной коммерции:
- Мобильная коммерция в мире растет на 300% быстрее eСommerce. В США она достигнет 50% рынка интернет-торговли уже в 2017 году.
- За последние пять лет конкуренция на рынке мобильных приложений возросла. В месяц выпускают около 50 тысяч новых приложений, пользователи же, как правило, из 33 установленных приложений используют только 12. Кроме того, они регулярно удаляют приложения, чтобы освободить память на телефоне.
- Развиваются P2P-платежи с помощью мобильных устройств. Рынок, который в 2013 году оценивался в 5 млрд долларов, к 2018 году вырастет до 50 – 86 млрд долларов.
Рост потребления продуктов и услуг через мобильные устройства требует нового универсального интерфейса для взаимодействия бизнеса и пользователя. «Разговорный» интерфейс мессенджера прекрасно справляется с этой задачей и позволяет из одного приложения общаться с друзьями, компаниями, сервисами и ботами. Мессенджер — это окно в мобильную коммерцию для бизнеса любого масштаба. Через китайский мессенджер WeChat торгуют 300 000 местных компаний: от Макдоналдса до городского транспорта.
Отсутствие общения всегда было камнем преткновения в онлайн-торговле. «Немой» магазин на светящемся экране и пользователь по другую сторону от него могли часами смотреть друг на друга без результата. В России покупатели онлайн-магазинов часто делали заказ по телефону, чтобы не заморачиваться с регистрацией, оформлением, корзинами и так далее. Внедрение онлайн-чатов до конца не закрыло проблему, потому что пользователь в первую очередь взаимодействует с каталогом, а только потом обращается в чат.
В мессенджере можно сразу начать с общения. Мы не говорим о том, что каталоги исчезнут, и любая покупка будет начинаться с фразы: «Здравствуйте, а у вас есть…?». Но общения в дистанционной торговле точно станет больше, что поможет эффективнее конвертировать посетителей в покупателей.
Cтрана «разговорных» возможностей
Пока мы следим за разговорной коммерцией с позиции наблюдателей, мы упускаем то, что в этом сегменте рынка Россия — страна возможностей.
- Россия занимает 5-е место в мире по количеству пользователей смартфонов.
- Мессенджеры популярны у российских пользователей. Аудиторию оценивают в 50 – 60 млн человек.
- Россия — одна из стран-лидеров в области разработки чат-ботов, наряду с США, Канадой и Германией.
- В России нет конкуренции в области разговорной коммерции как, например, в Азии, где уже есть сильные игроки (WeChat, Line, Kakao Talk и так далее).
При этом глобальный кризис моно-продуктовых мобильных приложений актуален и для нашей страны, где пользователи предпочитают приложения для общения, игр и потребления контента. Использование мессенджера как канала продаж и коммуникации станет альтернативой запуску и продвижению собственного мобильного приложения.
Интерфейс шопинг-мессенджера «Алоль»
Делаем бизнес
Сегодня есть 2 основных направления интеграции бизнеса в мессенджеры:
- Присутствие чат-бота компании на платформе популярного мессенджера (Например, авиакомпания KLM интегрировала чат-бота в Facebook Messenger).
Сегодня любая компания может запустить чат-бота в Facebook Messenger и Telegram. Средняя стоимость разработки бота для бизнеса в России — 200 тысяч рублей. Вы можете заложить в бота любой функционал под клиентские потребности: поиск авиабилета по самой выгодной цене или информирование о том, что платье вашего размера из новой коллекции уже в продаже. Бот продемонстрирует товар в мессенджере и поможет оформить заказ в одном окне. Это идеальное решение для компаний с узким ассортиментом, частым спросом, когда покупатель из раза в раз заказывает конкретные продукты: услуги красоты, доставка продуктовых наборов, оплата транспорта, коммунальных услуг, банковские услуги, страхование и другие. Хороший пример из жизни — бот Тинькофф банка MoneyTalk для Telegram, который позволяет переводить деньги по номеру телефону, не выходя из мессенджера.
А так через Facebook Messenger можно заказать Uber
- Полная eCommerce интеграция, то есть максимальное присутствие бренда в мессенджере (коммуникация, каталоги товаров и услуг).
Этот подход популярен в Азии, где в мессенджере WeChat компания может открыть полноценный магазин: выгрузить каталог товаров и услуг, общаться с пользователем, принимать платежи и так далее. В России нет подобных решений для бизнеса от иностранных игроков, несмотря на то, что у пользователей популярны Viber и Whatsapp.
Продукты на стыке мессенджера и маркетплейса сегодня реализуются в Сбербанке, готовый продукт «шопинг-мессенджер» уже есть и у нас. Не исключено, что по этому пути пойдёт ВКонтакте, так как весной они заявляли о запуске собственного мессенджера, а осенью запустили функцию денежных переводов.
Модель маркетплейса в мессенджере позволяет вместе с возможностью общения детально представить ассортимент, интегрировать программы лояльности и любой другой покупательский функционал. Пользователь сможет подключать любимые компании в одном приложении и значительно сократить время на процесс покупки, поиск, коммуникации и так далее. Компании смогут взаимодействовать не только со своими клиентами, но и друг с другом, то есть платформа мессенджера может использоваться как площадка для кросс-маркетинга.
Вывод
Так или иначе, у бизнеса в России есть необходимые инфраструктурные решения для интеграции с мессенджерами, есть «разогретая» аудитория и разработчики, которые помогут внедрить бизнес-решения. Следующий шаг за бизнесом и его готовностью идти навстречу технологиям, ведь никто не придумает за вас, каким образом лучше всего выстроить взаимодействия с вашим клиентом.
Недавно с одним из операторов фастфуда мы обсуждали идею продавать еду в виде стикеров. Схема простая: клиент покупает в мессенджере стикер (нарисованный гамбургер) оплачивает его и получает штрих-код. Когда он приходит в ресторан, то гамбургер уже готов, ему остается лишь показать штрих-код кассиру и забрать заказ. Никаких очередей. Это творческий подход, направленный на улучшение сервиса для клиента, а клиенты ценят, когда для них стараются и готовы за это платить. Если бизнес будет открыт к таким решениям, а не только к рассылке в мессенджере рекламных сообщений, разговорная коммерция в России будет процветать.
Материалы по теме:
2016 станет годом разговорной коммерции
Китайский WeChat демонстрирует миру будущее соцсетей
Чат-боты – это не каприз моды, а настоящая революция
Боты служб поддержки научились лучше распознавать замешательство клиентов
ФРИИ проинвестирует 60 млн рублей в big data платформу для e-commerce
Walmart купил ecommerce-платформу Jet за 3 миллиарда долларов
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Выбор системы налогообложения»
- 1 Гражданин Китая продал на Wildberries елок почти на 100 млн рублей за месяц
- 2 В работе AliExpress произошел сбой 15 января
- 3 Ozon объявил о планах открыть склады в Якутске, Иркутске и Калининграде
- 4 Выручка компаний электронной коммерции в России выросла в 1,5 раза в 2024 году
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025