Колонки

Как изменился рекрутинг в HoReCa. Тенденции 2023 года

Колонки
Екатерина Стародубцева-Калачева
Екатерина Стародубцева-Калачева

Основатель кадрового агентства Hurma Recruitment

Екатерина Алипова

В гостинично-ресторанном бизнесе за 2022 произошло много перемен: от резкого изменения кадров на линейных и руководящих позициях до пересмотра кадровой политики и работы с коллективом.

Екатерина Стародубцева, карьерный консультант и основатель кадрового агентства Hurma Recruitment, рассказала об основных изменениях на рынке труда в этой сфере и поделилась своим прогнозом HR-трендов в HoReCa на 2023.

Как изменился рекрутинг в HoReCa. Тенденции 2023 года
Присоединиться

Эра работодателя — миф

Многие сегодня ошибочно полагают, что кризис спровоцировал формирование «рынка работодателя», при котором количество кандидатов значительно превышает количество открытых вакансий. Однако это вовсе не так.

Хороших специалистов в HoReCa всегда было немного, потому что работа в ней никогда не считалась престижной. В основном сюда приходят студенты и остаются ненадолго, не успевая достичь карьерных высот.

Частичная мобилизация усложнила ситуацию: уехало большое количество специалистов, оставив за собой как начальные позиции вроде бармена и официанта, так и топовые, среди которых шеф-повар, управляющий.

Такая «утечка мозгов» негативно сказалась на бизнес-процессах в отелях и ресторанах, у которых выручка и без того упала почти на 10%. 

А те, кто не уехал из России, опасаются менять рабочие места из-за нестабильной экономической ситуации. Поэтому мы наблюдаем стагнацию на рынке труда, из-за которой работодатели вынуждены по несколько месяцев искать подходящего на позицию кандидата. 

 

С какими еще вызовами столкнулись HR-специалисты в 2022

Уход с рынка зарубежных управляющих компаний

Крупнейшие корпорации вроде McDonald’s продали свой бизнес российским предпринимателям, при этом забрав с собой все технологии, стандарты и бизнес-процессы.

И перед HR-специалистами встал серьезный вопрос о подготовке новых стандартов набора и адаптации сотрудников, организации команды и развития корпоративной культуры буквально с нуля.

 

У бизнеса изменились требования к специалистам

К актуальным сегодня качествам можно отнести:

  • адаптивность,
  • гибкость,
  • умение работать в команде,
  • стремление к конкуренции.

Сейчас работодатели все чаще рассматривают на управляющие должности девушек. Поэтому в HoReCa намечается новая эпоха, когда шеф-поварами преимущественно будут женщины.


Читать по теме: «Остались одни девочки»: рестораторы о том, как мобилизация отразилась на их бизнесе


  • Блокировка соцсетей

HR-специалисты часто прибегали к поиску кандидатов через LinkedIn и продукты компании Meta*.

Сейчас возможностей для их использования стало меньше, да и активность в этих соцсетях значительно снизилась с момента блокировки. Поэтому у рекрутеров возникает серьезный вопрос о том, где продуктивнее всего искать специалистов.

 

Какие инструменты будут эффективны в 2023 году

Гостинично-ресторанный бизнес — очень подвижная отрасль, которая откликается на любые изменения рынка. В зависимости от этих изменений меняются и инструменты работы, в том числе и у HR-специалистов.

Вот что следует взять на вооружение работодателям и рекрутерам, чтобы привлечь кандидатов и удержать существующую команду.

 

Развитие HR-бренда

Застой на рынке труда в HoReCa и большой отток специалистов требуют активной работы над имиджем компаний.

HR-бренд складывается из:

  1. образа бренда в соцсетях,
  2. конкурентной зарплаты,
  3. корпоративной культуры,
  4. социального пакета,
  5. возможностей карьерного роста и обучения внутри компании,
  6. соответствия ценностей бренда личным ценностям людей. 

А HR-брендинг может быть направлен как на персонал, так и на привлекаемых кандидатов.


Читать по теме: HR-бренд в социальных сетях: что публиковать, чтобы привлекать таланты


Имидж не будет работать для внешней аудитории, если он не развит для внутренней. Поэтому основная задача HR-отдела – создать комфортную среду для текущих сотрудников, чтобы они доброжелательно говорили об опыте работы в компании и несли это вовне. 

 

Нематериальная мотивация

Зарплата выше рынка, безусловно, поможет привлечь кандидата, но удержать сотрудника она не сможет.

В долгосрочной перспективе работодателю следует отдавать предпочтение инструментам нематериальной мотивации, которые тесно связаны с внутренним HR-брендом компании. Только они помогут наладить коммуникацию внутри коллектива и создать благоприятную атмосферу.

  • Командные встречи

Их достаточно ввести на еженедельной основе, чтобы у руководителя и сотрудников была возможность проговаривать все те изменения, которые происходят в компании. Команда должна быть в курсе, какие решения принимает руководство, как они будут влиять на дальнейшую работу.

Регулярные встречи помогут не только осветить корпоративную повестку, но и получить обратную связь от сотрудников. 

  • Тимбилдинги

В гостинично-ресторанном бизнесе, как правило, не предусмотрены спортзалы для сотрудников. Хорошей альтернативой им могут стать выездные мероприятия, спортивные игры, соревнования.

Досуг на свежем воздухе поможет отвлечься от рабочих задач и сплотить команду.

  • Развитие команды

Новые задачи и обучающие программы – лучшее, что может ввести компания для поддержки своих сотрудников.

Устраивайте дегустации, проводите мастер-классы, зовите сторонних экспертов — такие мероприятия не только разбавят рабочий процесс и сделают его менее монотонным, но и дадут команде возможность почувствовать свою значимость для работодателя.

 

Работа с психоэмоциональной составляющей

На фоне стресса стало сложнее коммуницировать с коллегами и работать в команде. Чтобы поддержать сотрудников и повысить их вовлеченность, бизнес привлекает коучей и психологов.

Психолог в штате – не новшество на рынке. Такие специалисты всегда были востребованы в крупных компаниях вроде «большой четверки», занимающейся консалтингом.


Читайте по теме: Прекращать нельзя продолжать: как выстраивать HR-процессы в ситуации неопределенности


Сегодня работодатели нанимают психологов и коучей для регулярных командных сессий, например, раз в месяц. На таких встречах сотрудники могут поделиться своими переживаниями и впечатлениями, порефлексировать и немного расслабиться.

  1. Подумайте о том, в каком состоянии находится коллектив вашего заведения.
  2. Как изменился наём и состав команды за прошлый год?
  3. Каких специалистов не хватает?
  4. Может, вы уже успели воспользоваться какими-то из инструментов, но они не сработали?

Затем вместе с HR-отделом проработайте те стратегии, которые подходят именно вам. Это необходимые шаги, иначе вы не только не привлечете новых сотрудников, но и не сможете удержать и вовлечь текущих.

 

*Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ.

Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Казахстанский стартап kook для заказа продуктов в рестораны привлек $200 тыс. инвестиций
  2. 2 В Москве пройдет международная выставка продуктов питания для ритейла и HoReCa
  3. 3 Игра на выживание: ресторанный бизнес прямо сейчас
  4. 4 К чему готовиться игрокам гостиничного рынка в России?
  5. 5 7 советов, как выбрать удачную локацию для ресторана
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти