Как изменился рекрутинг в HoReCa. Тенденции 2023 года
В гостинично-ресторанном бизнесе за 2022 произошло много перемен: от резкого изменения кадров на линейных и руководящих позициях до пересмотра кадровой политики и работы с коллективом.
Екатерина Стародубцева, карьерный консультант и основатель кадрового агентства Hurma Recruitment, рассказала об основных изменениях на рынке труда в этой сфере и поделилась своим прогнозом HR-трендов в HoReCa на 2023.
Эра работодателя — миф
Многие сегодня ошибочно полагают, что кризис спровоцировал формирование «рынка работодателя», при котором количество кандидатов значительно превышает количество открытых вакансий. Однако это вовсе не так.
Хороших специалистов в HoReCa всегда было немного, потому что работа в ней никогда не считалась престижной. В основном сюда приходят студенты и остаются ненадолго, не успевая достичь карьерных высот.
Частичная мобилизация усложнила ситуацию: уехало большое количество специалистов, оставив за собой как начальные позиции вроде бармена и официанта, так и топовые, среди которых шеф-повар, управляющий.
Такая «утечка мозгов» негативно сказалась на бизнес-процессах в отелях и ресторанах, у которых выручка и без того упала почти на 10%.
А те, кто не уехал из России, опасаются менять рабочие места из-за нестабильной экономической ситуации. Поэтому мы наблюдаем стагнацию на рынке труда, из-за которой работодатели вынуждены по несколько месяцев искать подходящего на позицию кандидата.
С какими еще вызовами столкнулись HR-специалисты в 2022
Уход с рынка зарубежных управляющих компаний
Крупнейшие корпорации вроде McDonald’s продали свой бизнес российским предпринимателям, при этом забрав с собой все технологии, стандарты и бизнес-процессы.
И перед HR-специалистами встал серьезный вопрос о подготовке новых стандартов набора и адаптации сотрудников, организации команды и развития корпоративной культуры буквально с нуля.
У бизнеса изменились требования к специалистам
К актуальным сегодня качествам можно отнести:
- адаптивность,
- гибкость,
- умение работать в команде,
- стремление к конкуренции.
Сейчас работодатели все чаще рассматривают на управляющие должности девушек. Поэтому в HoReCa намечается новая эпоха, когда шеф-поварами преимущественно будут женщины.
Читать по теме: «Остались одни девочки»: рестораторы о том, как мобилизация отразилась на их бизнесе
- Блокировка соцсетей
HR-специалисты часто прибегали к поиску кандидатов через LinkedIn и продукты компании Meta*.
Сейчас возможностей для их использования стало меньше, да и активность в этих соцсетях значительно снизилась с момента блокировки. Поэтому у рекрутеров возникает серьезный вопрос о том, где продуктивнее всего искать специалистов.
Какие инструменты будут эффективны в 2023 году
Гостинично-ресторанный бизнес — очень подвижная отрасль, которая откликается на любые изменения рынка. В зависимости от этих изменений меняются и инструменты работы, в том числе и у HR-специалистов.
Вот что следует взять на вооружение работодателям и рекрутерам, чтобы привлечь кандидатов и удержать существующую команду.
Развитие HR-бренда
Застой на рынке труда в HoReCa и большой отток специалистов требуют активной работы над имиджем компаний.
HR-бренд складывается из:
- образа бренда в соцсетях,
- конкурентной зарплаты,
- корпоративной культуры,
- социального пакета,
- возможностей карьерного роста и обучения внутри компании,
- соответствия ценностей бренда личным ценностям людей.
А HR-брендинг может быть направлен как на персонал, так и на привлекаемых кандидатов.
Читать по теме: HR-бренд в социальных сетях: что публиковать, чтобы привлекать таланты
Имидж не будет работать для внешней аудитории, если он не развит для внутренней. Поэтому основная задача HR-отдела – создать комфортную среду для текущих сотрудников, чтобы они доброжелательно говорили об опыте работы в компании и несли это вовне.
Нематериальная мотивация
Зарплата выше рынка, безусловно, поможет привлечь кандидата, но удержать сотрудника она не сможет.
В долгосрочной перспективе работодателю следует отдавать предпочтение инструментам нематериальной мотивации, которые тесно связаны с внутренним HR-брендом компании. Только они помогут наладить коммуникацию внутри коллектива и создать благоприятную атмосферу.
- Командные встречи
Их достаточно ввести на еженедельной основе, чтобы у руководителя и сотрудников была возможность проговаривать все те изменения, которые происходят в компании. Команда должна быть в курсе, какие решения принимает руководство, как они будут влиять на дальнейшую работу.
Регулярные встречи помогут не только осветить корпоративную повестку, но и получить обратную связь от сотрудников.
- Тимбилдинги
В гостинично-ресторанном бизнесе, как правило, не предусмотрены спортзалы для сотрудников. Хорошей альтернативой им могут стать выездные мероприятия, спортивные игры, соревнования.
Досуг на свежем воздухе поможет отвлечься от рабочих задач и сплотить команду.
- Развитие команды
Новые задачи и обучающие программы – лучшее, что может ввести компания для поддержки своих сотрудников.
Устраивайте дегустации, проводите мастер-классы, зовите сторонних экспертов — такие мероприятия не только разбавят рабочий процесс и сделают его менее монотонным, но и дадут команде возможность почувствовать свою значимость для работодателя.
Работа с психоэмоциональной составляющей
На фоне стресса стало сложнее коммуницировать с коллегами и работать в команде. Чтобы поддержать сотрудников и повысить их вовлеченность, бизнес привлекает коучей и психологов.
Психолог в штате – не новшество на рынке. Такие специалисты всегда были востребованы в крупных компаниях вроде «большой четверки», занимающейся консалтингом.
Читайте по теме: Прекращать нельзя продолжать: как выстраивать HR-процессы в ситуации неопределенности
Сегодня работодатели нанимают психологов и коучей для регулярных командных сессий, например, раз в месяц. На таких встречах сотрудники могут поделиться своими переживаниями и впечатлениями, порефлексировать и немного расслабиться.
- Подумайте о том, в каком состоянии находится коллектив вашего заведения.
- Как изменился наём и состав команды за прошлый год?
- Каких специалистов не хватает?
- Может, вы уже успели воспользоваться какими-то из инструментов, но они не сработали?
Затем вместе с HR-отделом проработайте те стратегии, которые подходят именно вам. Это необходимые шаги, иначе вы не только не привлечете новых сотрудников, но и не сможете удержать и вовлечь текущих.
*Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ.
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Материалы по теме
-
Пройти курс «Интернет-маркетинг для малого бизнеса»
- 1 В Яндекс Путешествиях появились чаты с арендодателями и отельерами В них могут общаться друг с другом путешественники и представители объектов размещения 27 марта 19:02
- 2 «Вкусно — и точка» подала заявку в Роспатент на регистрацию «Киберкотлеты» Компания регистрирует бренд для фармацевтических продуктов и изделий из мяса 26 марта 19:00
- 3 Управляющая компания сети Cofix в России увеличила выручку до 2,75 млрд рублей В России открылось 53 новые кофейни 25 марта 12:49
- 4 Розенбаум регистрирует названия песен и цитаты из них в качестве брендов Речь идет о таких товарных знаках, как «Ау» и «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла» 24 марта 13:30