Пока ты учишься и ищешь себя, деловая репутация – пустой набор звуков. Но как только у тебя появляются первые заказы и клиенты, пора начинать о ней задумываться. Основа репутации — хорошие отзывы, но не забывай, что мнение клиента формируется индивидуально на основе проделанной работы и общения с тобой.
Репутация не появляется за один заказ. Ее нужно заработать. В книге «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?» канадского журналиста Малкольма Гладуэлла говорится о том, что на любое дело нужно 10 000 часов. Это примерно 5 лет плотной работы в одной теме. Но мало кто учитывает, что отработав до автоматизма практические навыки, ты не всегда построишь хорошую репутацию. Репутация — это собирательное мнение о тебе как о специалисте и о тебе как о классном человеке, с которым интересно и комфортно.
С чего начать?
1. Начни с малого — правильно подавай свой жизненный опыт: выдели самые интересные фрагменты, связанные с обучением, первым опытом, амбициями, мечтами. Здесь не должно быть фальши и вранья — просто те моменты, которые помогут показать себя заинтересованным в работе.Например, когда я только пришла работать в рекламное агентство в 18 лет на part-time, мне хотелось не просто быть корректором объявлений, а помогать коллегам в разработке концепций для наружной рекламы. Я придумала целую речь о том, что готовлю в университете проект по продвижению мифического бренда спортивной одежды.
Этот посыл отлично сработал, меня допустили к внутренним «штурмам» и даже предлагала свои идеи как представитель молодежи. Это позволило в дальнейшем остаться друзьями с несколькими коллегами, которые помогли с подработкой на фрилансе и участием в тендерах для больших клиентов.
2. Создай свою персональную страницу или сайт. Твоя визитная карточка — портфолио, а не милое личико и белая рубашка. Без него заказчик не сможет понять уровень мастерства. Громкие фразы и рассказы о «мечтаю создать свое агентство» не помогут без демонстрации работ. Именно твоих, а не «того дяди», на которого все подписаны в Instagram и Facebook. Портфолио можно разместить: на Behance, если ты дизайнер, на GitHub, если разработчик, а если ты маркетолог или копирайтер, то лучше оформить в PDF-файл или презентацию.
3. Ищи простые и понятные проекты. Перед уходом в «большое плавание» на корабле тебе нужно научится управлять простой моторной лодкой, то есть проверить свои навыки. Это легко сделать на бирже фриланса. Сначала бери самые простые типовые проекты, с которыми точно справишься за пару часов. А потом можешь расширять диапазон заказов. Отлично, если первые пару проектов сделаешь за смешные деньги, но получишь положительные отзывы. Сейчас это важно как никогда — клиенты их все читают. А уже вопрос денег оставь на потом. Через месяц-два сможешь установить вполне конкурентные цены.
4. Используй теги. Хочешь, чтобы тебя нашли? Тегируй все сообщения в соцсетях, в комментариях в блогах, в мессенджерах. Ставить 10 хештегов к одному посту не стоит. Если пост состоит из трех предложений, а теги — длинной в Великую Китайскую стену, это раздражает многих подписчиков и потенциальных заказчиков. Не беси клиента и ставь не больше трех.
5. Не публикуй исходники и пользуйся сторонними платформами. Все материалы, ссылки на первичные тексты держи при себе. А на обозрение выставляй красиво оформленные страницы релизов или копии страниц изданий. В облачном хранилище GitHub можно выложить куски кода или выполнить тестовое задание. Останется просто дать ссылку на сайте или разделе «примеры работ», которые увидит заказчик.
6. Согласился на работу — выполняй. Точка. Если тебя попросили сделать проект знакомые или (тем более) клиенты с биржи и ты согласился — все, назад пути нет. Нужно его выполнить без каких-либо «ну, я не могу». Парочку таких «не готов» рушат и без того хрупкую репутацию. Поэтому старайся взвешивать заранее, потянешь ли ты проект. Если у тебя экзамены на неделе — хорошо подумай, успеешь ли все сделать в срок. Или обговори детали с заказчиком. Лучше голосом, по телефону. Будешь более ответственным и честным в глазах клиента. Репутация должна работать как катализатор, ускоряющий поиск клиентов и общение с ними, а не наоборот.
Материалы по теме:
Rusbase Young ищет авторов в молодежную редакцию
«Жалею, что не начал бизнес на первом курсе». Как Ким Санжиев в 23 года основал fashion-стартап
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025