Что такое инклюзия и инклюзивное образование и кто обучается по инклюзивной программе?
В бизнесе, как и в жизни, важны разные взгляды и умения. Инклюзия — про то, чтобы ценить различия и давать шанс каждому, независимо от особенностей. А начинается всё с образования. В статье узнаете, что такое инклюзия, в чем суть принципов инклюзивного образования и каким должно быть инклюзивное образование.
Содержание
Что такое инклюзивное образование?
Это такая среда, где каждый ребенок чувствует себя принятым и имеет равные возможности для обучения и развития. Суть инклюзивного образования в том, что все дети, независимо от их особенностей, учатся вместе в одном классе, получают необходимые знания и участвуют в школьной жизни.
Инклюзивная школа принимает всех детей, с любыми особенностями — физическими, умственными, эмоциональными, речевыми. В таком учебном заведении не ребенок подстраивается под правила, а школа подстраивается под него, давая ему всё необходимое для учёбы. Дело не просто в том, чтобы ребенок сидел в классе вместе со всеми. Важно создать такое учебное заведение, где каждому ребенку будет удобно и интересно учиться, учитывая его уникальные потребности.
Чтобы лучше понять, какие есть принципы инклюзивного образования, представьте школу, где каждый чувствует себя принятым и нужным.
Например, в классе учится ребенок с ограничениями по зрению. В инклюзивном учреждении ему предоставят учебники со шрифтом Брайля, специальное оборудование для чтения и письма, а также помощь ассистента. Ребенок с дислексией получит дополнительные занятия с логопедом и сможет использовать специальные компьютерные программы для обучения.
В России инклюзивное образование активно развивается. Создаются ресурсные центры, которые предоставляют методическую и консультационную помощь учебным организациям и педагогам. Разрабатываются адаптированные образовательные программы, учитывающие разные стили обучения. Например, в некоторых учебных заведениях внедряется методика «Универсальный дизайн обучения», которая ориентирована на создание учебной среды, доступной для всех учащихся.
В Москве работает Центр инклюзивного образования «Южный», который помогает детям с особенностями развития интегрироваться в общеобразовательную среду. В Санкт-Петербурге действует Институт специальной педагогики и психологии, который готовит специалистов для работы в инклюзивных школах. Также по всей стране реализуются различные проекты, направленные на поддержку инклюзивного образования, например, проект «Равный доступ к образованию для детей с инвалидностью».
Важно понимать, что такое инклюзия в образовании — это не только про детей с особенностями развития. Это школа для всех. Здесь каждый ребёнок учится понимать и принимать других, такими, какие они есть. В такой школе дети учатся дружить и общаться, что важно для взрослой жизни.
Как включить ребенка с особыми потребностями в образовательный процесс?
Инклюзивное образование — это не просто красивый лозунг, а реальный шанс для детей с особенностями учиться вместе со всеми и получать такие же качественные знания. Но чтобы всё получилось, нужно постараться всем: родителям, учителям, администрации и, конечно, самому ребёнку. Условия инклюзивного образования должны обеспечивать каждому ребенку, независимо от его особенностей, возможность учиться, развиваться и чувствовать себя частью коллектива. Как же сделать так, чтобы ребёнок с особенностями комфортно учился в обычной школе:
- Открыть двери возможностям каждого. Главное в инклюзии — помнить, что все дети разные. Для ребёнка с особенностями составляется свой учебный план, учитывающий его сильные стороны, трудности и потребности. В этом плане прописывается, как именно будут учить ребёнка, что ему для этого понадобится и какие специалисты — логопед, дефектолог, психолог — будут ему помогать. Например, если у ребёнка трудности с чтением, ему могут дать дополнительные занятия по развитию речи, специальные компьютерные программы и учебники, которые ему легче читать.
- Создать доступную среду. Чтобы ребенок с особенностями мог учиться в обычном учебном заведении, важно, чтобы само здание школы было удобным для него. Пандусы, лифты, специальные туалеты и классы — всё это необходимо. Но доступная среда — не только про архитектуру. Это ещё и понятные учебники, специальные технические средства, если они нужны, и, конечно, дружелюбная атмосфера, где каждый чувствует себя принятым.
- Обучить педагогов инклюзии. Учить детей с особенностями — непростая задача. Учителя должны хорошо знать, как работать с такими детьми, и уметь применять специальные методики. Российские вузы активно внедряют программы по инклюзивному обучению. Для тех, кто уже работает в школе, есть курсы, где они могут узнать новое и улучшить свои навыки.
- Сотрудничать с родителями. Очень важно, чтобы родители активно участвовали в создании индивидуального учебного плана, постоянно общались с учителями и специалистами школы. Только вместе можно добиться успеха и помочь ребенку с особенностями учиться комфортно и эффективно.
В России есть немало примеров успешной инклюзии.
- Инклюзивный центр «Антон тут рядом» в Санкт-Петербурге: оказывает поддержку молодым людям с аутизмом. Центр предлагает разнообразные образовательные программы, творческие мастерские и профессиональную подготовку, помогая своим воспитанникам адаптироваться к жизни в обществе.
- Проект «Дети-бабочки» фонда «Б.Э.Л.А. Дети-бабочки» направлен на поддержку детей с буллезным эпидермолизом, редким генетическим заболеванием кожи. Фонд содействует инклюзивному образованию детей с БЭ, предоставляя им необходимую медицинскую и социальную помощь.
Эти примеры демонстрируют, что инклюзивное образование в России — не просто теория, а реальная практика, которая меняет жизни детей к лучшему.
Что изменилось с утверждением ФГОС?
- ФГОС ввели понятие адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ. Это индивидуализировало подход к образованию, учитывая специфические потребности каждого ученика. Учебные заведения должны разрабатывать такие программы и создавать условия для их реализации.
- ФГОС ориентировали образовательный процесс на достижение каждым ребенком планируемых результатов, а не на освоение стандартного объема знаний. Это позволяет учитывать индивидуальный темп и возможности.
- Согласно ФГОС, дети с особенностями в развитии должны получать психолого-педагогическую поддержку. Это значит, что психологи, логопеды и дефектологи помогают им освоиться в школе и справиться с трудностями в учёбе.
Например, в московской школе № 1540, благодаря внедрению ФГОС, дети с синдромом Дауна успешно интегрированы в общеобразовательные классы. Школа обеспечивает их индивидуальными программами, специальным оборудованием и поддержкой тьюторов.
Читайте по теме:
Бизнес-школы для детей: какие выбрать, чтобы получить достойное образование
9 практик инклюзивного лидера: как научиться слушать и слышать свою команду
Еще один пример — инклюзивный детский сад «Солнышко» в Екатеринбурге. В соответствии с ФГОС, здесь создана безбарьерная среда и работают специалисты, владеющие методиками работы с детьми с разными особенностями развития.
ФГОС дали мощный импульс развитию инклюзивного образования в России, но предстоит еще много работы. Важно не только формально выполнять требования стандартов, но и менять менталитет общества, формируя культуру принятия и уважения различий.
Права родителей
Законы России и ФГОС защищают их права и гарантируют активное участие в учебном процессе ребенка.
Рассмотрим, что это за права:
- Выбирать форму обучения. Родители сами решают, где будет учиться их ребёнок: в обычной школе, в специальной коррекционной школе или дома. Главное — чтобы образование было качественным и подходило ученику.
- Участвовать в создании индивидуального учебного плана. Родители вместе с учителями и специалистами разрабатывают индивидуальную программу обучения (ИОП), учитывая особенности и потребности ребёнка. Они предлагают, как лучше адаптировать уроки, каких специалистов привлечь и какие ресурсы нужны.
- Получать помощь специалистов. Родители могут консультироваться с психологами, логопедами, дефектологами и другими специалистами школы. Это помогает им лучше понять особенности развития своего ребёнка и эффективно общаться с учителями.
- Иметь доступ к информации. Родители должны быть информированы об учебном процессе, достижениях ребенка, планируемых мероприятиях. Открытый диалог между учебным заведением и родителями — основа успешной инклюзии.
Вот несколько примеров, как родители участвуют в инклюзивном образовании:
- В московском «Центре лечебно-педагогической помощи» родители вместе со специалистами составляют индивидуальные планы реабилитации для своих детей.
- В петербургской школе № 518 проводятся совместные занятия для родителей и детей. Это помогает им лучше понимать друг друга и ребенку — легче адаптироваться к школе.
Знающие свои права родители лучше помогают детям учиться и расти.
Чем полезно инклюзивное образование?
Оно помогает развить качества, которые очень ценятся в современном мире и на работе:
- Возможности инклюзивного образования позволяют детям с особенностями учиться вместе со всеми, находить друзей и лучше готовиться к взрослой жизни. Они учатся дружить, справляться с разными ситуациями, становятся самостоятельными и уверенными в себе.
- Благодаря общению с детьми с ОВЗ они учатся понимать и принимать других, быть добрее и ответственнее. Учатся работать в команде и находить общий язык с любым человеком. Эти навыки очень важны для успешной карьеры и просто счастливой жизни.
- Инклюзия стимулирует профессиональный рост педагогов, требует освоения новых методик и технологий. Работа в инклюзивном классе учит быть гибкими, мыслить творчески и находить подход к каждому ученику.
- Инклюзия делает общество более терпимым и открытым, где каждый чувствует себя ценным и уважаемым. Это помогает людям с ОВЗ жить полноценной жизнью и создает равные возможности для всех.
- Компании, которые ценят разнообразие и инклюзию, получают доступ к более широкому кругу талантов. Сотрудники с разным бэкграундом и опытом привносят новые идеи, что способствует инновациям и развитию бизнеса.
Что тормозит развитие инклюзии?
Несмотря на активное развитие, инклюзивное образование в России сталкивается с препятствиями. Понимание этих проблем — первый шаг к их решению.
Еще по теме:
Дистанционное образование: где его получить и что это даёт
Бизнес-образование — ключ к успеху?
Среди основных проблем:
- Отсутствие необходимой инфраструктуры. Не все школы, особенно в малых городах и селах, оборудованы для комфортного пребывания детей с ОВЗ. Пандусы, лифты, специальные учебные материалы и оборудование часто отсутствуют, что ограничивает доступность обучения.
- Недостаточное финансирование. Инклюзивное образование требует дополнительных ресурсов: подготовка педагогов, адаптация учебных материалов, привлечение специалистов.
- Слабая связь между школой и родителями. Для успешной инклюзии учителям и родителям нужно тесно сотрудничать. Но не всегда получается наладить хороший контакт и работать вместе. Родители часто не знают о своих правах и возможностях инклюзивного обучения.
Чтобы решить эти проблемы, нужны совместные усилия государства, школ и всего общества.
Итог
Инклюзивное образование должно быть направлено на подготовку детей к жизни в разнообразном обществе. Это система, где все дети, независимо от их особенностей — физических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых или любых других, — учатся вместе, в одних классах.
По инклюзивной программе учатся дети с инвалидностью, с особенностями развития, например, с аутизмом, синдромом Дауна, нарушениями слуха или зрения, проблемами с движением, задержками развития.
Цель инклюзии — дать всем детям равные возможности, помочь каждому максимально раскрыться и подготовиться к взрослой жизни.
В России принципы инклюзивного образования активно развиваются, но сталкиваются с определенными трудностями.
Инклюзия полезна не только детям с особенностями, но и всем остальным, и даже бизнесу в будущем. Она помогает развить такие важные качества, как сочувствие, терпимость, ответственность, которые очень ценятся в современном мире. Вкладываясь в инклюзию, мы вкладываемся в будущее, в развитие гармоничного и успешного общества.
Фото на обложке: J Studios / Getty Images
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Материалы по теме
-
Пройти курс «Интернет-маркетинг для малого бизнеса»
- 1 Структура Мамута вернула контроль над магазином игрушек в ЦДМ на Лубянке Раньше там был магазин британского бренда Hamleys 19 марта 11:49
- 2 Поколение Альфа: кто это, временные рамки и характеристики Их уже более 2 млрд, и они становятся все влиятельнее 17 марта 17:42
- 3 Правительство готовит возрастные ограничения для пользователей электросамокатов Законопроект находится «в высокой степени готовности» 26 февраля 15:11
- 4 Москалькова предложила закрепить в законе верификацию возраста в сети Это нужно для защиты несовершеннолетних от негативного контента, считает она 26 февраля 14:29