Николай Добровольский, вице-президента Parallels, рассказывает, как ему удается на протяжении 20 лет работать в одной компании и не устать от происходящего. Рутина нас убивает, но как этого избежать?
Как рутина убивает людей
Когда рядом со мной начинают обсуждать тему профессионального выгорания я периодически вспоминаю анекдот... Идет медведь по лесу. Видит автомобиль горит. Сел в него косолапый и тоже сгорел. Вроде бы все в этой истории абсурдно, но при этом закономерно и трагикомично.
Все понимают, что рутина убивает творческих людей. Многие догадываются о том, что работать на пределе физических возможностей в условиях тотального аврала бесконечно невозможно. При этом, наступая на одни и те же грабли или глядя в спину очередного уходящего таланта, удивляются внезапности произошедшего.
Все просто – для вечного огня нужен надежный поставщик бесплатного топлива.
Топливо кончается, огонь гаснет, и очередной медведь лезет в горящий автомобиль.
С программистами тоже это случается...
Порой сложность решаемых программистами задач является фактором для принятия карьерных решений. К нам в команду приходят люди способные мыслить нетривиально. При этом даже они со временем устают. Это нормально.
Эмоции напоминают синусоиду: резкий подъем вверх и неизбежный постепенно ускоряющийся спуск по наклонной. И здесь крайне важно отловить фазу падения. Причем, если она затягивается, можно угодить в неконтролируемое пике. Тогда вы имеете все шансы на то, что сотрудник сойдет с орбиты.
Как понять грань между трудоголизмом, работой на износ и профессиональным рвением к первоклассному результату? Нужно помнить, что за любым финишем идет эмоциональный спад, требующий восстановительного периода. И в это время самый верный путь для любого руководителя — «сверить часы».
Прямое общение с сотрудниками сокращает дистанцию между вами и позволяет получать информацию без посредников. Понятно, что в условиях, когда за вашей спиной несколько тысяч человек, разговаривать с каждым специалистом невозможно. Но, формируя управленческую культуру, вы можете обучить этому своих подчиненных.
Никто не мешает вам взять за правило разговаривать с членами вашей команды за рамками функциональных обязанностей.
Причем совсем необязательно делать это в стенах своего рабочего кабинета. Завтрак, обед или полдник в корпоративной столовой, например, идеальное место. Даже короткая беседа в лифте или в очереди за кофе, порой, способны одарить вас свежими инсайдами лучше любого управленческого отчета.
Как избежать профессионального выгорания
Поднимая перископ раз в год в безлунную ночь, вы только распугаете окружающих. Важно, чтобы за вашим интересом скрывалось искреннее желание узнать состояние человека, его мысли, желания и проблемы.
Смотрели замечательную кинокартину «Место встречи изменить нельзя»? Помните шесть правил Глеба Жеглова?
В кратком изложении это могло бы звучать следующим образом:
- будьте доброжелательны,
- проявляйте интерес к собеседнику,
- умейте слушать,
- позвольте человеку рассказать о себе самом,
- найдите темы близкие,
- постарайтесь понять его, узнать, чем живет, что собой представляет.
Даже «здравствуй» можно сказать так, чтобы смертельно оскорбить человека, а «сволочь» можно сказать так, что человек растает от удовольствия. И это не популярная психология, а реально работающий инструмент любого управленца.
Конечно, чтобы хранить огромные объемы разрозненной информации об окружающих вас людях нужна хорошая память. Если у вас с этим, как и у меня, – беда, можно делать записи. Например, я периодически фиксирую для себя важные аспекты, на которые стоит обратить внимание в личном общении с людьми. Это позволяет не терять важные детали и демонстрировать реальное погружение в обсуждаемые вопросы.
Семейное положение, хобби, музыкальные предпочтения, на самом деле, есть масса вещей, которые заботят людей за порогом вашего офиса. Если в личной жизни случаются неприятности, это может быть причиной спада в результатах того или иного сотрудника.
Не стоит рубить с плеча, намыливая для него веревку и затачивая топор. Проявите интерес, уважение, терпение и заботу. Результаты вернутся к вам с благодарностью сотрудника. Кстати, я встречаюсь с членами своей команды в формате «1:1» еженедельно. Также двери в мой кабинет открыты абсолютно для любого сотрудника. Все об этом знают. Конечно, это требует времени. Но иначе нельзя.
Вот несколько советов:
- Еще один важный аспект в борьбе с профессиональным выгоранием – переключение «погорельца» на другие задачи.
- Если на каком-то этапе человек говорит вам о непреодолимой усталости от рутины, постарайтесь найти ему новую амбициозную задачу.
- Не волнуйтесь относительно его прежней нагрузки. Если сотрудник уйдет из компании, вам все равно придется ее как-то распределять. А до этого момента у вас есть шанс сохранить в команде ценную боевую единицу.
20 лет в одной компании – как это?
Меня часто спрашивают, не устал ли я от своей работы и компании. Дело в том, что в команде я уже больше 20 лет. Так вот, в моем случае я лечу себя от пожаров аналогичным способом.
За этот срок мне параллельно с управлением разработкой нашего ПО довелось позаниматься административными задачами, персоналом, поддержкой пользователей, маркетингом и раскруткой, погрузиться в юридические дебри, финансы. Это тонизирует и дает массу новых знаний. Скучать некогда.
В заключение хочется сказать: мое стойкое убеждение, что нужно вкладываться в людей. Причем не всегда речь идет про деньги. В IT-сфере особенно. Персонал – это основной капитал любой компании. У нас нет внушительных материальных активов.
Люди, их знания и опыт – это то, что составляет суть компании, и позволяет нам создавать уникальные и востребованные рынком решения. От умения замотивировать человека и создать для него комфортную среду зависит конечный результат нашей работы. Так что основная задача любого руководителя — направлять людей и рабочие процессы в нужное русло.
Материалы по теме:
«Свой бизнес по сравнению с работой в найме – сущий ад»: 7 историй от предпринимателей
Как попасть на работу в Google: 6 советов от бывших сотрудников
Карьеристы: как выпускница «Вышки» попала на стажировку в IBM
11 вещей, которые разработчики «обожают» слышать от своих коллег не из IT
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
10 ноября 2024
10 ноября 2024
11 ноября 2024