Колонки

«Работа со счастьем — это не затраты на смузи и макбуки». Так чем порадовать сотрудников?

Колонки
Софья Федосеева
Софья Федосеева

Независимый обозреватель, экс-редактор Rusbase

Софья Федосеева

Чтобы быть продуктивным, человек должен быть счастлив. Многие компании уже пришли к этому выводу и наняли специалистов по счастью. Они занимаются тем, что обеспечивают комфортное пребывание в офисе, придумывают активности и мероприятия и не дают особо рьяным сотрудникам скатиться в бездну выгорания.

Мы спросили трех директоров по счастью о том, что входит в их обязанности, сложно ли работать на этой должности и – самое главное – счастливы ли они сами? Вот какие ответы мы получили.

«Работа со счастьем — это не затраты на смузи и макбуки». Так чем порадовать сотрудников?
Присоединиться

Андрей Макаров, директор по счастью в Neti


Счастье – это сложное и не всегда очевидное понятие. Поэтому жесткого закрепленного списка обязанностей у меня нет. Зато есть общая цель – сделать так, чтобы сотрудники получали удовольствие на работе. Это и про самореализацию, и про развитие людей, и про культуру доверия, и про открытость, обратную связь и еще кучу всего другого.

В целом я вместе с командой активных сотрудников занимаюсь следующим:

  • анализирую состояние сотрудников: опросы, личное общение, организация системного сбора обратной связи,
  • изучаю, какие события или действия приводят к негативным эмоциям, а какие – к позитивным,
  • разбираюсь, чего сейчас не хватает сотрудникам и готовлю активности, которые восполняют пробелы,
  • для повышения конструктивности общения и повышения осознанности обучаю руководителей и сотрудников эмоциональному интеллекту и психологии в целом,
  • пропагандирую некоторые элементы, которые могут подготовить людей к счастью: медитацию, спорт, хобби, изучение психологии,
  • помогаю сотрудникам разобраться в себе, понять, чем они хотят заниматься, и найти нужную деятельность в компании,
  • внедряю холакратию.

Я не сразу пришел к этой должности. Достаточно долго я работал в постоянном диком стрессе. Особенно став руководителем. Когда постоянные переживания стали влиять на здоровье, я понял, что нужно что-то менять, и начал искать счастье в работе.

Я получил психологическое образование, начал изучать тему счастья и даже «забрался» в нейробиологию. Когда, наконец, нашел счастье для себя, то понял, что хочу помогать другим.

Я не могу сказать, что моя работа – сложная. Думаю, это субъективное понятие. А тема работы со счастьем – просто очень широкая. Надо много чего изучать, погружаться во внутренние процессы в компании и, конечно, постоянно общаться и слышать людей.

Вот основные сложности.

  • Бывают ситуации, когда человек вообще не хочет быть счастливым. Возможно, он использует страдания для чего-то или просто привык так жить. Иногда таким людям получается показать другой мир, иногда нет. Основная задача – понять, какое желание сильнее: стать счастливее или жить в текущей парадигме. Если человек хочет оставить все так, как есть, то шансов помочь почти нет.
  • Другая огромная сложность в том, что люди редко знают, чего реально хотят. Наши истинные желания спрятаны где-то глубоко под годами воспитания и навязанными социальными ожиданиями. Научить сотрудников понимать свои потребности – одна из первичных задач в деле счастья. Это всевозможное обучение психологии, личный коучинг, а также общие разговоры о целях и желаниях.

У компаний все чаще возникает потребность в специалистах по счастью, потому что это делает работу эффективнее.

Для меня работа со счастьем — это не затраты на смузи и макбуки.

Это про то, что человек работает эффективнее, когда он осознал, чего реально хочет, и понял, как он может это получать в своей работе, принося при этом пользу компании. А компания убирает препятствия на пути работы этого человека: поддерживает и создает атмосферу, которая заряжает энергией, а не отбирает последние силы в постоянных неконструктивных конфликтах.

Я люблю свою работу, и я счастлив. Думаю, несчастливому человеку крайне сложно будет распространять счастье. Потому что это – не просто действия по инструкции, это должно идти изнутри и быть в каждом слове и действии.


Нюра Сорокина, менеджер по счастью в «Эвотор»


Задача менеджера по счастью — понимать желания, настроения, проблемы сотрудников и создавать позитивную атмосферу в офисе.

Я организую праздники, тимбилдинги, тренинги. Поводы — любые! Это может быть день маркетолога, выпуск трехсотого приложения или международный день булочки с корицей.

В моей зоне ответственности – организация внешнего обучения и поиск бонусов и предложений для сотрудников. Каждый сотрудник может выбрать курсы, которые хочет пройти, или спортивное мероприятие — у нас даже есть своя хоккейная команда.

Еще одна моя обязанность – поддержание комфорта в офисе. Например, к лету мы установили холодильник с мороженым, а на массаж сотрудники могут ходить в любое время года.

Работы много, и вся она – разная. День может начинаться с оплаты курсов по 1С, а заканчиваться просчетом, сколько грамм нутеллы нужно для одного бутерброда и сколько таких бутербродов нужно для счастья офиса…

Я работаю во внутренних коммуникациях уже шесть лет, но в такой должности – впервые. Работа менеджера по счастью сильно отличается от моего предыдущего опыта и очень радует – я работаю для людей, которых знаю лично. Я понимаю, что может им понравиться, а что – нет. Задачи «сделать красиво» или «как у всех» не стоит.

В моей работе приходится быстро переключаться между задачами: в один день нужно поболтать с сотрудниками – узнать их боли и желания, разобраться с горой документов, создать дизайн новых плакатов, провести переговоры. А иногда нужно все бросить и уделить внимание тому, кто в этом нуждается прямо сейчас.

Мне кажется, все технологичные компании живут в бешеном темпе, новый день приносит новые вызовы, приходится решать невозможные, на первый взгляд, задачи. Работа занимает наши мысли и чувства. Поэтому важно, чтобы человек чувствовал себя комфортно, защищенно.

Наша компания старается сделать так, чтобы люди не тратили время на решение «бытовых» вопросов, создает условия для отдыха, общения и вдохновения. Мы верим, что счастливый человек может горы свернуть.

Я люблю свою работу, но думаю, это связано с тем, что я люблю свою компанию. Здесь я нашла культуру, которая мне близка, которая вдохновляет меня на новые и большие свершения. Счастье – это процесс, а не результат. Когда маленькая идея превращается в событие и приходят позитивные отзывы от команды – это делает меня счастливой.


Светлана Житникова, дилер счастья в банке «Точка»


Изначально я работала в службе заботы о клиентах – нашей миссией было делать все, чтобы клиенты были счастливы и довольны сотрудничеством. Компания растет, поэтому в какой-то момент пришло понимание, что важно не просто создавать благоприятную атмосферу в офисе, но и возвести степень внимания к коллегам до уровня заботы о клиентах.

Звучит банально, но счастливый сотрудник = счастливый клиент. Так появилась идея создать команду, которая будет отвечать за счастье сотрудников.

Конкретно в нашей компании сложностей не так много. Скорее их можно назвать интересными задачами, над реализацией которых нужно немного поломать голову. Например, учесть все предпочтения:

  • некоторые любят тишину и приглушенный свет,
  • некоторые любят активное обсуждение идей в течение дня и предпочитают яркие цвета в интерьере.

А если мы организуем мероприятие – нужно держать фокус на таких вещах, как график ребят, нагрузка в работе, часовые пояса, дни недели и еще множестве разных деталей.

Сейчас все больше компаний обращается к услугам «специалистов по счастью», но мне кажется, подобные люди были еще в прошлом веке, просто они назывались по-другому, например: культорг, массовик-затейник, хозяйственник, ответственный за оптимизацию процессов.

Наша команда пошла дальше: мы стали универсальными бойцами, которые могут сделать все, чтобы коллеги были счастливы. Теперь это одна из главных внутренних целей банка.

Мы следим за тем, чтобы сотрудников ничего не отвлекало и не беспокоило, когда внимание направлено на клиента. Специалисты обязаны работать быстро и профессионально, а также уметь расположить к себе клиента: он должен чувствовать, что поговорил не просто с партнером, а со старым добрым другом. Выполнить эту задачу может только сотрудник, который наполнен позитивом и счастлив в процессе работы, а не просто сконцентрирован на текущих обязанностях.

В мои обязанности входит создание уюта в офисе. Коллеги чувствуют, что вокруг них тепло, светло, красиво, их окружает зелень, есть пространство и время для отдыха и эмоциональной разгрузки.

Команда занимается также вопросами питания: легкие завтраки, перекусы, кофе-брейки и обеды – сотрудникам не нужно думать, где заказать еду или куда сходить на ланч.

Кроме того, мы решаем все, что связано с рутинной бюрократией:

  • оформление командировок,
  • оформление последующих авансовых отчетов,
  • заказ и подготовка разных справок,
  • и все то, что может понадобиться нашим ребятам в процессе жизни.

Задачи, про которые я рассказала, – совсем не проще традиционных банковских. Мы занимаемся ими не в одиночку, а с другими командами – вместе достигать всеобщего счастья в команде не так уж сложно.

Когда мои коллеги счастливы, они заряжены позитивом. Я вижу, какие у них возникают крутые идеи, насколько душевным становится общение с клиентами: от подписанных вручную открыток до доставки подарков в свой выходной. Это и есть счастье. Я люблю свою работу и люблю делать людей счастливыми.


Материалы по теме:

Два взгляда на один вопрос: зависит ли мотивация сотрудников от зарплаты и разных бонусов

Деньги решают не все: как сделать так, чтобы классные IT-специалисты не уходили от вас к конкурентам

Почему ДМС и бесплатные обеды уже не работают: как правильно выстроить систему мотивации

Свободный дресс-код, встречи с топ-менеджерами и свое телевидение: как мы мотивируем сотрудников

Соревнования на яхтах, хакатоны и восхождение на Эльбрус — как компании не дают заскучать своим сотрудникам

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Алексей, ваш дизайн выглядит ужасно». Каких фраз избегать в деловой переписке
  2. 2 Эффективность адаптации нельзя измерить. Какие мифы мешают грамотному онбордингу
  3. 3 Гибридные офисы — чем они отличаются от обычных и кому подойдут
  4. 4 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами
  5. 5 Как и зачем интегрировать чат-боты в систему 1С