Top.Mail.Ru
Колонки

Soft skills 2022: три качества, которые понравятся работодателю будущего

Колонки
Аяна Бабасанова
Аяна Бабасанова

Глава коммерческого отдела Brand Solutions в «СберМаркете»

Ирина Печёрская

Нанимая сотрудников, современный руководитель обращает внимание на разные навыки: стрессоустойчивость, ответственность, умение общаться, управлять своим временем. Сформировать такие софт-скилы поможет только опыт. Аяна Бабасанова, глава отдела Brand Solutions в «СберМаркете», рассказала, к чему стоит стремиться в ближайшем будущем и как найти баланс между планами и практикой.

Soft skills 2022: три качества, которые понравятся работодателю будущего

В начале своей профессиональной жизни я приехала в Москву на лидерскую программу Mars. На одном из деловых завтраков президент российского офиса Валерий Щапов спросил, кого мы считаем основным конкурентом. Мы стали бойко перечислять всевозможных производителей сладостей. 

Валерий остановил нас и сказал, что на самом деле соревнуются не компании, а команды: команда одной компании против команды другой. Тогда я поняла, что руководитель — это не тот, кто всем рулит и всех контролирует. Основное качество лидера — понимание, что бизнес построен на работе конкретных людей, на их профессиональных навыках и личных качествах. 

Сегодня я управляю отделом Brand Solutions в «СберМаркете» и общаюсь с большим количеством руководителей из рынка онлайн-коммерции. Я замечаю, что все они сосредоточены не на цифрах, а на том, что помогает их улучшать, то есть на построении процессов, составе и самочувствии команды. 

Конечно, на метрики влияет множество причин, но ключом к успеху остаются инфраструктура и люди. Приоритеты компаний подтверждают исследования. Ученые Гарвардского и Стэнфордского университетов и Фонда Карнеги, например, выяснили, что soft skills — это 85% успеха человека в профессии. 

Рассказываю, каких гибких навыков я жду от будущих сотрудников и как их развить в себе.

 

Коммуникации: как сделать так, чтобы вас услышали 

Коммуникации помогают понимать и быть понятным для окружающих. Вопреки распространенному убеждению для этого недостаточно говорить красиво. На самом деле навык формируют четыре составляющие:

  • активное слушание;
  • адаптация речи к аудитории и четкая структура;
  • восприятие невербальных сигналов;
  • эмпатия.

Коронавирусные ограничения стали для качества коммуникации настоящим вызовом. С одной стороны, они ускорили переход в цифровую реальность. И она оказалась удобной: многие команды так и не вернулись в офисы в полном составе. 73% сотрудников различных компаний хотят и дальше работать в гибком формате. 

Но с другой — только представьте: видео в Zoom зависает, количество рабочих чатов в Telegram растет в геометрической прогрессии, а почта завалена письмами. Знакомая ситуация? Но в этих условиях нам все еще важно понимать настроение собеседника и следить за невербальными сигналами. 

Быть востребованным специалистом в 2022 году — значит, владеть новыми инструментами коммуникации и знать правила цифрового этикета.   

  • Наклейте на компьютер стикер с правилом «Здесь и сейчас». Следуйте ему: всегда внимательно слушайте собеседника, не отвлекаясь на мысли об отпуске и уведомления из Instagram. Так, конечно, нужно было поступать и в офлайне, но тогда все-таки было проще;
  • Чтобы не отвлекался ваш собеседник, поработайте с качеством звука (лучше использовать гарнитуру), проверьте скорость интернет-соединения и выберете нейтральный фон. Remote-first — это история про ответственность каждого удаленного сотрудника;
  • Помните, что никто не обязан разбираться в цифровом этикете по умолчанию. Обсудите и закрепите правила, которых планируете придерживаться: например, всегда держать камеру включенной, а микрофон, наоборот, выключенным, кроме тех случаев, когда вы собираетесь что-то сказать.

 

Критическое мышление: почему гибкое решение лучше правильного

Это комплексный навык, который помогает анализировать связи (в том числе, в речи и аргументах собеседника), замечать или предсказывать проблемы и несоответствия и находить решения. По данным The Foundation for Critical Thinking, школьникам и студентам критическое мышление помогает в учебе, а пользователям интернета — в сортировке информации и распознавании фейковых новостей.

Часто начинающие специалисты пытаются сразу перейти к решениям, не уделяя достаточного внимания анализу ситуации. Но схема «есть проблема — есть решение» лучше работает за пределами офиса: в обычной жизни или в сериалах про стартапы. 

В реальном бизнесе важно иметь вариацию решений, искать альтернативные пути. И критическое мышление помогает не только делать выбор, но и рефлексировать его последствия. Хороший специалист всегда может ответить на вопросы, что получилось, что нет, и что в следующий раз стоит сделать по-другому.

Мы в «СберМаркете» ценим рефлексию сотрудников, стараемся развивать ее и использовать полученный инсайты в работе. Один из инструментов — «Опрос 360», который мы проводим каждые шесть месяцев. Сотрудники собирают обратную связь от своих коллег, руководителя и даже дают оценку самому себе.

  • Чаще задавайте вопрос «Как?»: как сделать быстрее? как сделать иначе? как снизить затраты? как бы все было с другой командой? Чем больше вариантов событий вы можете представить, тем больше неожиданных решений находите среди них.  
  • Добавьте в роадмапы по проектам два пункта: оценку гипотезы (балл нужно ставить, как в школе, цифрой: «получаем столько-то чел/час, рублей или штук») и рефлексию итогов. Рефлексировать нужно все — даже самые срочные кейсы.

 

Лидерство: когда работа начинает приносить результат

Каждый понимает лидерство по-своему. Иногда, чтобы напомнить себе об этом, я пересматриваю вот такое видео. В нем жители Сиднея рассказывают, что значит лидерство лично для них. Может, это что-то вроде диктатуры или борьба за будущее человечества, или просто энергия, которая объединяет людей? 

Я считаю главными качествами лидера умение формировать ценности, фокусироваться на главном и вести за собой. Правда, не за руку и не на шее: так водят не самые успешные руководители. Лидер проактивен и умеет поддерживать огонь и интерес в каждом в команде. Он никогда не ответит на вопрос «почему?» фразой «потому что я так сказал». А еще лидерство — это не конкретная метрика и не навык, который можно освоить в том или ином темпе. Это только процесс. 

Я, например, стала руководительницей отдела в 24 года. Все, на что я могла опереться, — это рефлексия поведения людей, которые в свое время руководили мной. Наверное, тогда я и осознала, какими разными бывают лидеры. И что у каждого из них я могу чему-то научиться: быть похожей на одних и избегать ошибок, которые допускают другие. А еще эффективно руководить коллективом помогает открытость. 

Каждый квартал мы в «СберМаркете» подводим итоги работы и ставим амбициозные цели, используя OKR (Objectives Key Results). Этот инструмент изобрела компания Intel в 80-х годах. А сегодня его активно используют в Кремниевой долине: Google, Airbnb, Linked. 

Суть OKR в том, что каждый сотрудник получает конкретные цели на квартал и имеет доступ к целям своего руководителя и любого другого коллеги. Так происходит каскадирование общей цели компании до каждого человека в команде: сотрудники понимают, на чем сфокусироваться и как организовать рабочий процесс. Благодаря OKR легко разобраться, кто за что отвечает, и понять, чем можно помочь каждому друг другу.

Если мы попробуем как-то систематизировать представления о лидерских качествах, то получим сотни списков. Я, например, согласна вот с таким: позитивная энергия лидера на самом деле помогает мотивировать команду, а уверенное принятие решений сохраняет коллектив от раскола. 

  • Определите, какие качества и навыки помогают вам руководить командой. Помните, что реальный опыт здесь значит намного больше, чем теоретические трактаты.
  • Не забывайте делать то, чего ожидаете от коллег. Покажите, что умеете управлять собой, иначе ваша способность управлять другими будет вызывать закономерные сомнения. Начать можно с дисциплины: действия хорошего лидера всегда укладываются в формулу «сказал — сделал».

 

Как получить максимум

Чтобы успешно развиваться в профессии в 2022 году:

  1. Адаптируйте коммуникативные навыки (активное слушание, структурирование речи, работа с невербальными сигналами и уровень эмпатии) к реалиям удаленки: изучите цифровую этику и тренируйтесь не отвлекаться от общения с собеседником.
  2. Развивайте критическое мышление. Многие процессы после начала пандемии приходится перестраивать: навык помогает искать свежие решения и анализировать свои успехи и неудачи;
  3. Тренируйтесь быть лидером: принимать на себя ответственность, не искать виноватых вместо того, чтобы решить проблему, делегировать обязанность и вдохновлять (а не заставлять) людей работать и развиваться.  

Фото на обложке: SmartPhotoLab/shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как «СберМаркет» трансформировался в Retail media: кейс
  2. 2 5 советов по нетворкингу для интровертов
  3. 3 VK открыла набор на летнюю оплачиваемую стажировку
  4. 4 Наём сотрудника равен 2,5 его зарплаты
  5. 5 Адаптивный интеллект: как научиться эффективно управлять изменениями в жизни и бизнесе