Top.Mail.Ru
Колонки

Сопроводительное письмо, которое оценит работодатель — разбор от HR-эксперта «Точки»

Колонки
Елена Заусова
Елена Заусова

Лидер подбора в адресном найме в «Точке»

Екатерина Алипова

Сопроводительное письмо — это дополнительный документ, в котором соискатель объясняет свою мотивацию работать в компании. В отличие от резюме, которое кандидат может одновременно отправить в несколько компаний, сопроводительное письмо он пишет под конкретного работодателя. 

Лидер подбора в адресном найме в «Точке» Елена Заусова отмечает, что почти 90% кандидатов, откликаясь на вакансию через электронную почту, присылают сопроводительное письмо. При этом чаще всего такое письмо пишут представители «креативных» профессий (копирайтеры, редакторы, продюсеры и так далее), а соискатели из IT-сферы — реже. Разберемся, как делать это правильно.

Сопроводительное письмо, которое оценит работодатель — разбор от HR-эксперта «Точки»
  1. Колонки

Чем сопроводительное письмо отличается от резюме

Резюме — это выжимка вашего профессионального опыта и навыков. А сопроводительное письмо — дополнительная информация, позволяющая подчеркнуть навыки, мотивацию, а также сделать отклик более персонализированным.

Как правило, сопроводительное письмо — необязательный элемент коммуникации с работодателем, хотя бывают случаи, когда работодатель сразу запрашивает его при отклике на вакансию.


В каких случаях нужно сопроводительное письмо

Письмо поможет вам выделиться среди других кандидатов в глазах нанимающего менеджера ли рекрутера. Оно позволяет рассказать, почему именно вас должен рассмотреть работодатель.

Также сопроводительное письмо можно использовать в качестве инструмента дополнительного информирования о вашем опыте, мотивации и прочим факторам, которые вы по каким-либо причинам не внесли в резюме.

Особо рекомендую использовать сопроводительное письмо в следующих случаях:

  • Вы — новичок в сфере и у вас пока нет нужного опыта для вакансии, которая вас заинтересовала. В этом случае в письме нужно объяснить, почему вы считаете, что справитесь с данной должностью. Также не будет лишним указать, какие материалы вы изучили по нужной тематике.
  • Вы заранее знаете, что вам подходит только определенный формат работы, например — удаленный. Эту информацию важно отразить в вашем сопроводительном письме. Это позволит рекрутеру и нанимающему менеджеру сразу оценить, насколько они готовы предложить вам такие условия. 
  • Вы понимаете, что у вас есть релевантный для этой должности опыт, но не можете рассказать об этом в резюме из-за NDA (соглашения о неразглашении). В сопроводительном письме вы можете обозначить, что проект, над которым вы работали ранее, очень похож по специфике на вакантную должность (естественно, в рамках NDA).
  • Вы откликаетесь на вакансию в зарубежную компанию или в тексте вакансии есть запрос на получение сопроводительного письма. 
  • Вы откликаетесь через электронную почту, а не через агрегатор вакансий. В таком случае сопроводительное письмо обязательно, так как оно мотивирует рекрутера ознакомиться с вашим резюме.



Как правильно написать сопроводительное письмо

  • По объёму сопроводительное письмо должно быть не более пяти небольших абзацев. Важное правило такого письма — это полнота содержания и ёмкость повествования.
  • Начать сопроводительное письмо лучше всего нейтрально: с приветствия и обозначения заинтересованности в вакансии. Например: «Добрый день/Здравствуйте. Меня зовут Елена, заинтересовала вакансия тестировщика». 
  • Стиль написания письма лучше адаптировать к принятому в компании стилю общения. Подходящую интонацию можно понять, изучив исходящие коммуникации от компании, а также стиль самой вакансии. Если она написана простым языком, без канцеляризмов и клише — вы смело можете писать письмо в неформальном стиле. 
  • Если вы не уверены, какой tone of voice будет уместен в письме, то можно придерживаться нейтрального стиля. Но в любом случае рекомендую избегать излишней официальности и некорректных выражений, таких как «Доброго времени суток». Обязательно проверяйте письмо на грамотность и согласованность текста. В этом вам могут помочь специальные ресурсы
  • Содержание письма должно соответствовать вакансии, на которую вы претендуете. Оно обязательно должно быть адресным, так как шаблоны легко распознаются.
  • Внимательно прочитайте требования к кандидату и, отталкиваясь от них, напишите факты, которые выделяют вас среди других соискателей. Например, «Каждый месяц я стабильно перевыполняю план продаж на 110%». Также не будет лишней и краткая выжимка ваших навыков (более пяти лет работы в сфере EDtech). 
  • Рекомендую в письме обозначить мотивацию, почему вы хотите работать именно на этой должности и конкретно в этой компании. Здесь важно не переборщить с объёмом текста. Для этой части письма достаточно выделить буквально один абзац в 3-4 предложения. 
  • Хорошим завершением письма будет стандартное «С уважением, фамилия имя, номер для связи», но также можно добавить фразу «Буду благодарен(на) за обратную связь».

Как адаптировать письмо к конкретной вакансии и работодателю

Во-первых, тщательно изучите вакансию. Если какие-то из требуемых навыков не описаны в вашем резюме, то стоит рассказать о них в СП. Во-вторых, изучите информацию о компании, которая есть в открытом доступе: какие у бренда ценности, какие он выпускает продукты. Обязательно отметьте в СП, что вы ознакомились с работой компании. 

Начни карьеру HR-менеджера с нуля – сравнивай лучшие программы обучения и читай отзывы в каталоге курсов управления персоналом.

Читать по теме: 5 признаков того, что резюме написано скучно



Чего нельзя допускать в сопроводительном письме 

  • Чего точно не стоит делать — это негативить,манипулировать потенциальным работодателем, переходить границы делового общения. Например, точно нельзя говорить, что «На рынке не осталось нормальных работодателей, кроме вас», «Ответьте мне, если не хотите упустить ценного специалиста».
  • Не стоит писать сопроводительное-пустышку — «хочу работать в приятном коллективе, возьмите меня». Всё это оттолкнет вашего потенциального работодателя. 
  • Важно помнить, что ваша задача — вызвать интерес у рекрутера и увеличить шансы на получение желаемой должности. Проявление негативных эмоций или использование манипулятивных методов может создать невыгодное впечатление о вашей профессиональности и этике работы. Поэтому рекомендую избегать таких подходов, чтобы сохранить хорошую репутацию.
  • В различных компаниях сопроводительное письмо будет оцениваться как «привлекательное и запоминающиеся» по-разному. Кто-то будет рад ссылке на инстаграм ваших котиков, а кто-то посчитает это неуместным.
  • Однако ссылка на портфолио и дипломы от пройденных курсов по специальности будет высоко оценена.
Будьте честны, вежливы и заинтересованы, тогда у вас обязательно всё получится.


Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Соцсеть X покинул один из руководителей из-за давления Илона Маска
  2. 2 Весь год не думать и в декабре не сойти с ума: как автоматизировать работу с графиком отпусков
  3. 3 Что такое среднесписочная численность работников и как ее рассчитать
  4. 4 Нанимать ли малому бизнесу аналитика в штат? Плюсы и минусы специалиста с зарплатой от 150 тыс. руб.
  5. 5 Как малому бизнесу адаптировать новых сотрудников без HR