Сооснователь сервиса Grow Food Даниэль Гальпер всего год назад запустил свой проект. Он уверен, что секрет успешного развития компании в том, что и он, и его партнер очень молоды, у них много свежих идей и они не боятся рисковать.
Вот пять советов, которые 20-летний CEO дал своим старшим коллегам-предпринимателелям.
Наша компания существует на рынке один год. Когда мы начинали, у нас не было большого опыта и глубинных знаний во многих сферах. Нам часто советовали обращаться к людям, которые давно работают в индустрии, и постоянно пытались навязать какие-то шаблоны в управлении бизнесом.
Часто эти советы исходили от взрослых, состоявшихся предпринимателей. Мы, конечно, прислушивались, но чаще по-своему смотрели на решение проблем.
Честно? Я бы в жизни никого не хотел учить. Но, спустя год после запуска проекта, у нас есть множество примеров, когда наше решение проблемы срабатывало эффективнее, чем предложения старших коллег.
Мой главные вывод: если идти другим путем — катастрофы не будет. Вот почему я решился дать 5 советов 40-летнему CEO от 20-летнего.
Совет 1. Не стоит все время полагаться на опыт
Идею нашего проекта мы придумали, сидя в баре. А на следующий день уже работали над ее реализацией. Сначала мы развивались полностью своими силами: сняли небольшую кухню, привлекли специалиста по питанию, попросили друзей помочь с доставкой, а также выстроили целую сеть спортсменов-амбасcадоров. Но для дальнейшего роста нам нужны были инвестиции.
Тогда взрослые и опытные бизнесмены говорили, что наша бизнес-модель не масштабируема, что очень трудно открывать производства в других городах и у нас ничего не получится.
Но мы пробовали и экспериментировали, потому что верили в свою идею. И через полгода все же нашли инвесторов (AddVenture), закрыли с ними раунд этим летом, запустились в Москве, вышли на прибыль, а сейчас нашли партнеров в Канаде и начинаем выходить и на этот рынок.
Совет 2. Дружите с инвестором
У нас большой опыт общения с бизнес-ангелами и инвестфондами. И я знаю, что многие предприниматели «постарше» сначала воспринимают инвестора как мешок с деньгами. А после получения инвестиций — как человека, который хочет отжать у них как можно больше денег. Это странная позиция.
Инвестор — ваш друг. Это он помог вам сделать старт и реализовать задуманное.
С нашим первым инвестором мы сразу нашли общий язык. Он прилетал к нам в Питер просто так: потусить, пообщаться, отметить чей-нибудь день рождения. Так же и с нынешними инвесторами. Помню, однажды мы спросили у него что-то вроде: «Макс, хочешь посмотреть показатели?». Он ответил: «Ребят, если честно, я хочу в бассейн».
Инвестор тоже человек. И относится к нему нужно по-человечески.
Совет 3. Не стройте корпарат, делайте лайфстайл
Если честно, меня дико бесит корпорат и все, что с этим связано. Корпоративные ценности, визитки и так далее — все, что так ценится у предпринимателей «за 40».
В нашей компании мы стараемся сделать атмосферу лайфстайла, а не работы. Мы искренне хотим, чтобы ребятам у нас нравилось. Со многими мы подружились во время работы и вместе отдыхаем в нерабочее время.
Это работает круче корпоративной культуры. Ребята вместе с нами радуются победам, делятся достижениями в социальных сетях и стараются сделать компанию лучше.
Такая же политика у нас и по отношению к амбассадорам — это не просто кучка людей, которые нас рекламируют. Это, можно сказать, клуб по интересам. Мы делаем для них сходки, встречи, конкурсы и всегда спрашиваем их мнение.
Совет 4. Ищите проблему в себе
Обычно состоявшиеся бизнесмены считают, что в ошибках и косяках виноваты все вокруг, кроме них.
В 90% случаев недопонимание возникает из-за неправильной коммуникации.
У нас была довольно показательная история на этот счет. Когда сервис только запускался в Москве, мы просто ненавидели наш московский аутсорс. Нам казалось, что они работают отвратительно, не слышат и не понимают, чего от них хотят. Но прошло время, мы проанализировали ситуацию и осознали, что аутсорс — это отдельная система, с которой нужно все время взаимодействовать. Проблема была в нас. Это мы плохо передавали информацию и не могли правильно донести мысли.
То же самое и с другими сотрудниками. Если человек меня не понял, тут, скорее всего, моя ошибка.
Совет 5. Будьте гибкими
У нас были навыки и знания в маркетинге и в IT, но нам не хватало производственных компетенций. Люди, которые занимаются бизнесом не один десяток лет, советовали нам обратиться к опытным производственникам, так как они знают все процессы изнутри и разбираются в них лучше нас.
Неправда. Мы четко поняли для себя, что куда лучше полагаться на нестандартное решение, чем идти по шаблону. Иногда шаблон предписывает тебе опустить руки и ничего не делать, так как ситуация якобы безвыходная.
Пример 1: у нас была история, когда нам не хватало наших холодильных мощностей для хранения заказов. И нам тогда категорично сказали — все, больше производить нельзя. А было нужно. Тогда мы просто взяли и заказали переносные холодильники, вызвали фуры. Производственники такого решения не предложили, потому что они мыслят шаблонно: кончились холодильники? Все, надо прекращать производить либо покупать новые.
Пример 2: еще была ситуация, когда нам «продали» идею отдать доставку на аутсорс. Мол, да, у них дороже, но зато они в этой сфере давно, у них большой опыт, вся система отлажена, есть свои технические решения.
В итоге аутсорс не справился с нашим объемом. Вдобавок выяснилось, что наше понимание логистики и построение процессов эффективнее и лучше срабатывает — наши курьеры развозили все до последнего заказа. Плюс, ко всему прочему, они очень сильно заточены под клиента, и покупатели гораздо охотнее делали повторный заказ именно с нашей доставкой.
Вывод
Вообще, неважно, сколько человеку лет. Главное — не пасовать перед трудностями и искать выход из любой ситуации. Иногда полезно нестандартно посмотреть на вопрос и подумать, как можно решить его иначе. Возможно, вы найдете решение куда эффективнее.
Материалы по теме:
Один день из жизни обитателя Кремниевой долины
10 ошибок, которые погубят ваш стартап
Юридическая памятка любого интернет-проекта
Вредные советы: как убить хорошую идею
Как открыть Америку: 4 ошибки, которые допускают все стартапы
Хотите привлечь инвестиции в США? Обновляйте страницы в этих социальных сетях!
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Где взять деньги на бизнес»
- 1 Что такое дюрация? Как инвестору посчитать прибыль с актива
- 2 Как стартапу получить деньги: 10 вариантов финансирования
- 3 «От монолога — к диалогу»: рекомендации для публичных выступлений
- 4 «Российский паспорт не так токсичен»: Виктор Кох рассказывает про инвестиции в условиях санкций и запретов
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025