Колонки

Как я работала в рекламном агентстве в Казахстане: что удивило больше всего

Колонки
Оксана Бузина
Оксана Бузина

Digital-менеджер московского агентства Progression

Полина Константинова

Оксана Бузина, digital-менеджер московского агентства Progression, уехала на три месяца жить и работать в Алма-Ату. Сколько стоит жизнь во втором по значимости городе Казахстана для экспатов, как здесь принято общаться с партнерами и проводить выходные, она рассказала в этой колонке.

Как я работала в рекламном агентстве в Казахстане: что удивило больше всего
Присоединиться

В Алма-Ате находится одно из агентств Progression Group, поэтому в Казахстан я поехала по приглашению коллег. Мне как раз исполнилось 30 лет, и предложение сменить на несколько месяцев место жительства и запустить digital-проект для популярного бренда детского питания показалось заманчивым. В России Progression работает с этим брендом уже давно, а казахстанский офис впервые выиграл тендер. Сборы были недолгими: в конце марта было принято решение, а 18-го апреля я уже прилетела в Алма-Ату.  

Квартиру для меня сняли коллеги, но если бы я арендовала жилье самостоятельно, то однокомнатная квартира-студия с хорошим ремонтом, расположенная недалеко от центра города, обошлась бы мне в 20-25 тысяч рублей в месяц (здесь и далее — цены в пересчете на рубли).


Офис в частном секторе

Первое впечатление от города — отовсюду видны горы, причем в апреле их вершины еще были в снегу. К этим пейзажам я, к слову, так и не смогла привыкнуть и постоянно восхищалась близостью гор.  

Еще один сюрприз меня ждал в первый рабочий день: оказывается, офис алматинских коллег находится в частном секторе. По сути, это коттедж с верандой и надворными постройками (есть даже баня!), который компания адаптировала под себя.

Офис агентства, фото из архива автора

В коттедже есть и ресепшн, и кабинеты, и переговорные комнаты, и даже небольшой опен-спейс. Местный колорит чувствовался во всем: из окон открывался живописный вид на горы, а из расположенных неподалеку мечетей несколько раз в день были слышны призывы муэдзина к молитве.

Естественно, я интересовалась у коллег, почему именно частный сектор, а не бизнес-центр? Как выяснилось, такое местоположение позволяет им иметь склад для рекламной продукции — вот и весь секрет. Кстати, до переезда в этот особняк офис наших коллег располагался в другом аналогичном доме. По моим наблюдениям, в таком «домашнем» офисе создается совершенно особая, семейная атмосфера.


Особенности коммуникации

Конечно, я немного волновалась о том, как меня примут коллеги, не будет ли языкового барьера и различий в коммуникации. Тем более, что накануне поездки многие говорили мне, что люди в Казахстане скупы на эмоции. В первый же день выяснилось, что все иначе — коллеги встретили меня очень тепло и даже с дружескими объятиями. В дальнейшем я заметила, что в Алма-Ате живут открытые люди, и в агентстве принято прямо, без обиняков обсуждать все рабочие вопросы и спорные моменты.

Команда агентства, фото из архива автора

С языковым барьером я тоже ни разу не столкнулась — в городе все говорят на русском языке — от таксистов до продавцов на рынке. Более того, все мировые премьеры идут в кинотеатрах на русском. А когда начался чемпионат мира по футболу, многие алматинцы искренне болели за российскую команду!


Агентство VS Клиент

Общение с клиентами на рекламном рынке Алма-Аты строится иначе. Например, все обращаются друг к другу исключительно на «вы». По моим наблюдениям, коллеги в Казахстане могут позволить себе быть более категоричными в общении — при всей вежливости они не идут на поводу у клиентов, умеют четко расставить границы и выстроить свою линию.

Интересно, что все наши конференц-коллы начинались со small talk: «Здравствуйте, Оксана! Как ваши дела? Все ли у вас хорошо?».

Поначалу меня это очень удивляло, но потом я, признаюсь, вошла во вкус! В Москве все рабочие вопросы обсуждаются без лишних предисловий. Так что после возвращения мне немного не хватает этих неспешных диалогов.


Адаптация российских продуктов

Средняя зарплата аккаунт-менеджеров в рекламном агентстве в Алма-Ате — 50-65 тысяч рублей. В целом, если говорить о сфере digital-рекламы в Казахстане, то в основном там идет адаптация проектов российского рынка, поэтому коллеги с пристальным вниманием следят за тем, что происходит у нас. Многим интересно приехать в Москву на стажировку.

Считается, что если проект хорошо прошел в России, то с наибольшей вероятностью его ждет успех и в Казахстане. При этом у алматинских рекламщиков есть искренняя страсть, рвение к реализации проектов, они очень любят работать на результат.

Еще немного интересных наблюдений: в казахстанской промо-рекламе отсутствуют чек-боксы с принятием пользовательского соглашения. Законодательство их не требует. Мы не ощущали там и сильной конкуренции со стороны коллег — напротив, многие проекты реализуются совместными силами нескольких агентств.  

Рабочий день длится, как и в Москве, с 10 до 19 часов, при этом ритм жизни более размеренный. Никто никуда не торопится, даже если говорят быстро, то... все равно небыстро.


И кое-что еще...

Чем еще мне запомнилась жизнь в Алма-Ате? Безусловно, культом мяса! Если там заказывают еду в офис, то чаще всего это шашлыки с разными видами мяса и птицы. В целом, жизнь в этом городе дешевле московской. Например, бизнес-ланч в одном из популярных ресторанов стоит меньше 200 рублей, большая порция овощей на гриле — около 80 рублей.

Курение в Алма-Ате разрешено практически везде, а табачная продукция свободно выложена в витринах. Календарь праздников тоже отличается: например, в Казахстане официально объявлен выходным День рождения Президента, а День защитника Отечества перенесен на 7 мая.

На выходные алматинцы любят уезжать в горы — близость к природе дает о себе знать. Помимо гор, в окрестностях города есть несколько живописных озер. Одно из моих любимых развлечений — доехать до канатной дороги и подняться к высокогорному катку «Медео» и покататься там на коньках или посидеть в одном из ресторанчиков.

Фото из архива автора

В целом, жизнь в Алма-Ате вполне благоприятна для экспата. Например, там без особых сложностей у меня получалось посещать спортивный клуб — в Москве из-за пробок это удается реже. На работу я часто ходила пешком — дорога занимала всего 15 минут. Люди в этом городе доброжелательны, а многие услуги стоят дешевле, чем в Москве.

Например, самое дорогое такси (полчаса езды от моего дома до горнолыжного курорта «Чимбулак«) обошлось мне всего в 250 рублей за 30 минут поездки. Набор продуктов в супермаркетах сопоставим с московским, при этом стоимость местных товаров невысока. По моим примерным подсчетам, в месяц здесь достаточно и 65-70 тысяч рублей с учетом аренды квартиры на одного человека.


Материалы по теме:

«Все думают, что мы дуем, пьем, занимаемся сексом, а в перерыве придумываем рекламу»

Настраиваем контекстную рекламу: лайфхаки для разных отраслей бизнеса

Время влюбляться в технологии: зачем тратить деньги на hi-tech рекламу

«Я хочу попрощаться с творческой рекламой. Она не то чтобы совсем умерла, но полноценно жить уже не будет»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Яндекс» обучил YandexGPT понимать казахский язык
  2. 2 Казахстанский стартап kook для заказа продуктов в рестораны привлек $200 тыс. инвестиций
  3. 3 Беларусь, Казахстан, Узбекистан: как продвигаться на трех ключевых digital-рынках СНГ
  4. 4 Как работать с блогерами в Казахстане?
  5. 5 Российские школьники победили на международной олимпиаде по химии в Казахстане