Top.Mail.Ru
Истории

Рабочее место: Екатерина Макарова, соосновательница каршеринга BelkaCar

Истории
Влада Стеканова
Влада Стеканова

Редактор разделов «Карьера» и «Лайфстайл»

Влада Стеканова

В рубрике «Рабочее место» российские бизнесмены, топ-менеджеры и люди интересных профессий делятся секретами организации своего рабочего пространства. Героиня нового выпуска – Екатерина Макарова, соосновательница каршеринга BelkaCar. Она рассказала о своих источниках вдохновения, а также поделилась лайфхаками по time- и team-менеджменту.

Рабочее место: Екатерина Макарова, соосновательница каршеринга BelkaCar

Из чего состоит ваш рабочий день

Каждое утро начинается с поездки в офис, и в зависимости от планов на день и количества встреч я беру либо собственную машину, либо «Белку». В офисе нахожусь с 09:30 до 21:30. Примерно 50% рабочего времени занимают встречи, еще 50% — оставшийся функционал.

Первым делом в офисе получаю фидбэк от службы поддержки: не было ли ночью авральных ситуаций или сбоев. В большинстве случаев службе удается самостоятельно урегулировать конфликт, так как процессы уже налажены. Если же что-то происходит с клиентами и требуются изменения — например, дописание скриптов, — то мы собираемся все вместе, обсуждаем варианты и сразу же внедряем.

Далее я общаюсь с коллегами из  IT и маркетинга. С последними в меньшей степени, так как я сижу в отделе маркетинга и полностью погружена во все активности.

Затем, как правило, начинаются рабочие встречи. В основном мы назначаем их в офисе, чтобы тратить минимум времени на дорогу. Раньше мы присутствовали на всех встречах вместе с Лорой и Леной (Лорианой Сардар и Еленой Мурадовой, соосновательницами BelkaCar — прим. ред.), но сейчас такое происходит только по стратегическим вопросам: у каждого сооснователя своя зона ответственности.

В конце месяца мы анализируем узкие места вместе с Лорой и Леной, изучаем огромное количество данных. Так выявляются закономерности развития компании и рынка, которые позволяют оптимизировать процессы. Порой приходится работать в полную силу и в выходные дни. В этом случае я работаю частично из дома, частично — из офиса.

Необходимые компетенции в вашей сфере


Чтобы преуспеть в любом сервисном бизнесе, в том числе каршеринге, руководитель должен очень хорошо разбираться в предпочтениях клиентов. Также желательны знания в области IT: компетенции руководителя в сфере технологий напрямую коррелируют с эффективностью компании и автоматизацией всех процессов.

Как выглядит ваш офис

Меньше месяца назад мы переехали в новый офис, потому что в старом становилось все теснее и теснее. Теперь на втором этаже сидят службы поддержки, маркетинга и ИТ, а на первом — управляющие парком, юристы и мои партнеры. У нас есть диваны и кухня, где по пятницам мы устраиваем вечеринки с пиццей, но с переездом появилась еще одна потенциальная площадка — крыша.

Пока что ходить по ней нельзя, так как кровля требует определенного ремонта, но мы надеемся, что сможем ее использовать и переместиться летом с ноутбуками на свежий воздух.

Как вы управляете своим временем и командой

Главный лайфхак, который я могу дать основателям любого сервисного бизнеса, — при планировании календаря оставляйте большие промежутки на форс-мажорные ситуации. Большинство встреч я планирую за неделю, но ежедневно в запасе есть 2–3 часа на решение возникающих проблем. Этот совет выверен эмпирическим путем: если у вас не будет свободных слотов или вы оставите про запас совсем мало времени, то через несколько дней вы начнете сходить с ума от шквала нерешенных задач и невозможности что-либо планировать.

В управлении командой у каждого руководителя свой стиль, поэтому любой совет стоит воспринимать критически. Я считаю, что надо быть ближе к своим сотрудникам, больше общаться. В «Белке» нет той официальной скрупулезности, которая присуща крупным корпорациям — мы все сидим рядом и постоянно друг с другом контактируем.

Есть ли у вас определенная система ведения задач

В IT-департаменте существуют четкие правила ведения и описания проектов. Спринты мы планируем за 2 недели, используем инструменты Jira.

Топ-5 приложений, которыми вы пользуетесь чаще всего

  • Встроенный почтовый клиент. Здесь все понятно: часть рабочей коммуникации завязана на почте.
  • Telegram. Пользуюсь как в рабочих, так и в личных целях.
  • «Тинькофф Банк». Регулярно смотрю обновления банка не только с позиции клиента, но и с точки зрения решений по интерфейсу для «Белки».
  • Все каршеринги и «Яндекс.Такси» для изучения рынка. Аналогично с приложением «Тинькофф»: анализирую нововведения и что-то переношу в каршеринг. Например, после «Яндекса» мы также ввели постепенное списание оплаты поездки.
  • Instamart. Заказываю доставку продуктов в офис или домой, так как нет времени ходить по магазинам.

Один из рабочих экранов телефона Екатерины Макаровой

Какие люди вас вдохновляют

Больше всего меня вдохновляют российские бизнесмены. Западные реже: они не так близки по ментальности, да и переложить опыт на российскую действительность очень сложно. Конкретные примеры: Чичваркин, Оскар Хартманн, Максим Фалдин, Николай Сторонский. Когда-то посещала разные мероприятия, сейчас редко удается это делать, но иногда смотрю выступления по вечерам. Раньше было много контента: «Бизнес-секреты» с Олегом Тиньковым, «Капиталисты» на «Дожде» и др., сейчас все утихло. Хорошо, что появился проект «Русские норм» у издания The Bell: подобные программы помогают поддерживать мотивацию, когда все совсем сложно.

Что помогает сосредоточиться на работе и, наоборот, переключиться на отдых

Сейчас сфокусироваться на делах помогает опыт, раньше — спорт.

Полностью никогда не переключаюсь. Невозможно отключить мысли о работе, когда от твоих решений зависит то, как функционирует проект. Раньше в свободные часы я занималась йогой и бегом, сейчас бегаю только по выходным, так как времени не хватает. В отпуске удается в меньшей мере думать о бизнесе, но все равно приходится часто отвечать на звонки. В корпорации руководитель может отключить телефон, в стартапе — все же нет.

Топ-3 урока, которые вы получили на руководящей должности

  1. Не следует нанимать непорядочных людей, даже если какая-то вакансия «горит» и надо срочно закрывать недостающую компетенцию. В этом деле никаких компромиссов быть не может.
  2. Важно сразу давать обратную связь, не копить в себе эмоции.
  3. Необходимо заранее прописывать все договоренности и после от них не отступать.

Фото: пресс-служба BelkaCar


Материалы по теме:

«Если идея пришла к тебе в голову, значит, она пришла не только к тебе»

Рабочее место: сооснователь Planeta.ru Федор Мурачковский

10 лайфхаков от топ-менеджеров, которые все успевают

Екатерина Макарова (BelkaCar): «3 попытки угона, 3 мошенничества, 20 фейковых аккаунтов. 2017, мы готовы!»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 BelkaCar и «Газпромнефть-Региональные продажи» запустили функционал заправки авто по QR-коду
  2. 2 «Свой бизнес по сравнению с работой в найме – сущий ад»: 7 историй от предпринимателей
  3. 3 Стартапчики: Каршеринг BelkaCar
  4. 4 Екатерина Макарова (BelkaCar): «3 попытки угона, 3 мошенничества, 20 фейковых аккаунтов. 2017, мы готовы!»
  5. 5 Как организовать офлайн-мероприятие с участием переводчика