Истории

«Твоя карьера под угрозой». Вот о чем надо помнить, планируя свое будущее

Истории
Никита Стаценко
Никита Стаценко

Редактор

Светлана Зыкова

Эти советы из книги «Вы приняты! Как получить работу мечты, если у вас нет опыта» помогут не упустить возможности и правильно распределить риски при устройстве на первую работу.

«Твоя карьера под угрозой». Вот о чем надо помнить, планируя свое будущее

Управление рисками — это процесс, который поможет вам минимизировать долю случая в любой сфере деятельности. Иногда вы оцениваете риски и принимаете меры, чтобы избежать их, подсознательно. Например, вы же наверняка снимете роликовые коньки, прежде чем взять чашку чая и отнести ее на свой стол? Когда задачи усложняются, приходится более осознанно подходить к рискам, связанным с их решением.

Многие компании просят заранее подготовить перечень рисков, которые ассоциируются с реализацией проекта (так называемый реестр рисков). Они даже могут иметь в штате профессионального риск-менеджера или целый отдел, который занимается этой работой.

Разумеется, не надо быть профессиональным риск-менеджером, чтобы справиться с опасностями, угрожающими вашей карьере. Вот несколько критериев, которые позволяют контролировать ситуацию.

  • Вероятность. Насколько высока вероятность того, что это произойдет? Есть три стандартные оценки: «высокая», «средняя» или «низкая». Они помогут вам решить, насколько сильно такое событие скажется на ваших карьерных планах. Очевидно, что стоит уделить больше внимания событиям с высокой долей вероятности, чем тем, которые могут вообще не произойти.
  • Последствия. Что произойдет при наступлении рискового события? Последствия обычно оцениваются как тяжелые, средние или легкие. Умение просчитывать последствия помогает решить, стоит ли вообще беспокоиться об этом событии.
  • Контрмеры. Что можно сделать, чтобы предотвратить рисковое событие? Контрмеры определяют стратегию, направленную на уклонение от рисков.
  • Смягчение. Как можно уменьшить негативный эффект события? Смягчение последствий — один из способов реагировать на то, что ваши планы рушатся.

Вооружившись этими инструментами, вы можете составить реестр рисков для вашей карьеры. Он будет выглядеть примерно так.

Теперь попробуйте составить реестр рисков для собственной карьеры. Подумайте обо всех возможных факторах риска, рассчитайте вероятность и последствия этих событий. Затем можете приступить к планированию карьеры: разработайте ряд контрмер и придумайте способы смягчить влияние этих рисков, если они возникнут.

Проработка альтернативных вариантов 

Главное в управлении рисками — подготовить ряд альтернативных вариантов. Вы потратите время на планы Б, В и Г, но это заметно укрепит ваши позиции. Для разработки резервного плана нужно внимательно проанализировать план А и решить, что именно в нем вас по-настоящему интересует. Выяснив это, вы легко сделаете из него еще несколько планов.

Например, возьмем план Фриды. Она хотела поехать в Испанию или Южную Америку и преподавать английский язык. Она также искала работу, которая помогла бы ей повысить свою квалификацию как преподавателя. Такая профессия позволила бы ей путешествовать, работать с людьми, строить карьеру, использовать интерес к иностранным языкам и помогать людям. Каждый из этих аспектов мог бы стать пунктом ее идеального карьерного плана.

Определив критерии, которые легли в основу ее выбора, Фрида выстроила их в порядке значимости:

  1. возможность путешествовать;
  2. работа с людьми;
  3. помощь людям;
  4. применение интереса к иностранным языкам; 
  5. преподавание английского языка;
  6. работа в Испании или Южной Америке; 
  7. возможность получить опыт;
  8. возможность повысить квалификацию; 
  9. карьерный рост.

Составив этот список, Фрида поняла, что в некоторых вещах готова пойти на компромисс. Главным образом это касается будущего карьерного роста. Таким образом, Фрида получила четкий план Б: попробовать устроиться на работу, которая отвечает большинству других критериев, но не дает таких возможностей для развития карьеры, на которые она рассчитывала.

Определив приоритеты, она признала: несмотря на знание испанского языка, ей не обязательно строить карьеру в испаноговорящих странах. Отсюда следует план В: поискать работу и в других странах.

Наконец, Фрида вспомнила свою оценку рисков и подумала, что могло бы случиться, если бы по какой-то причине она не смогла путешествовать. Она поняла, что существует много других факторов, которые повлияли на ее выбор профессии. Поэтому она решила, что план Г должен предусматривать поиск работы, где она будет помогать людям и применять свои лингвистические навыки, не покидая Великобритании

При планировании иногда полезно рассмотреть свои планы с точки зрения их трудности и сходства с другими видами деятельности. Трудность означает, что иногда полезно заручиться планом Б, если вы поставили себе слишком высокую планку, но не смогли ее достичь. Сходство — что иногда по целому ряду причин вам может пригодиться запасной план, который позволит сменить сферу деятельности, профессию или найти работу в другой стране.

Такой набор планов подстрахует вас, когда что-то пойдет не так. Если план А не сработает, у вас всегда будет план Б, а если и с ним ничего не выйдет — планы В и Г.

Важно понимать: если в первый раз план А провалился, это не значит, что о нем придется забыть. Можно приступить к одному из резервных планов, но позже снова вернуться к плану А. Например, вы не попали в программу трудоустройства выпускников и теперь ищете работу, для которой не нужно высшее образование (ваш план Г). Но через год вы можете снова вернуться к плану А и отправить резюме в интересующую вас компанию — опыт работы будет вам только на руку.

Что если сработают все планы сразу?

Лучше всего разработать несколько планов на будущее и отправить резюме в разные компании. Это удобно, если «выстрелит» один из планов. Но что, если вы будете нарасхват и вам предложат работу А, Б, В и Г одновременно?

Не паникуйте! Вы не первый, кому приходится делать выбор между разными вариантами.

Вот о чем нужно помнить, если придется отказывать одному из работодателей.

  1. Работодатели отсмотрели десятки (или даже сотни) кандидатов, прежде чем остановили свой выбор на вас. Вполне логично, что у вас должна быть возможность сделать то же самое.

  2. Процедура рекрутмента позволяет и работодателю, и кандидату определить, подходит ли эта должность человеку, который претендует на нее. Никто не заинтересован в том, чтобы нанять человека, который не хочет работать здесь.

  3. Работодатели часто сталкиваются с тем, что кандидаты отказываются от предложения, не появляются в первый рабочий день или уходят после нескольких часов работы. Честно объясните, что произошло, и вас никто не станет винить.

  4. Отказ укрепляет ваши позиции. Вы даже можете воспользоваться этим в своих интересах, например попросить увеличить заработную плату. Но действуйте осторожно и думайте о том, чем вы действительно хотите заниматься.  

  5. Это ваша жизнь! Короче говоря, не бойтесь отказаться от предложения, если есть более привлекательный вариант. Важно помнить, что изначальные приоритеты могут меняться. К тому времени, когда вы получите несколько предложений работы, план В может оказаться более привлекательным, чем план А.

Имейте в виду, что в разных компаниях процедура рекрутмента занимает разное время. Вы можете получить оффер от одной компании, а через месяц — более выгодное предложение от другой. Такое случается сплошь и рядом. Если вы свяжетесь с компанией и сообщите, что передумали, рекрутеры найдут вам замену.

Вряд ли они затаят на вас обиду.

Совет: не нужно сжигать мосты

Отказываясь от работы, ведите себя профессионально, честно и тактично. Вполне возможно, что через несколько лет вы захотите устроиться именно в эту компанию. Старая добрая фраза «Дело не в вас, а во мне» так же эффективна в отношении карьеры, как и в любовной жизни! 


Материалы по теме:

За эти «косяки» вас уволят не задумываясь. Проверьте — вы еще не в зоне риска?

Такой подход к HR работает и приносит деньги в бизнес. Что вы упускаете, не работая со студентами?

Пять советов от HR: как пройти собеседование без проблем

Названы самые популярные предложения работы для начинающих специалистов

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase