Истории

«Твоя карьера под угрозой». Вот о чем надо помнить, планируя свое будущее

Истории
Никита Стаценко
Никита Стаценко

Редактор

Светлана Зыкова

Эти советы из книги «Вы приняты! Как получить работу мечты, если у вас нет опыта» помогут не упустить возможности и правильно распределить риски при устройстве на первую работу.

«Твоя карьера под угрозой». Вот о чем надо помнить, планируя свое будущее

Управление рисками — это процесс, который поможет вам минимизировать долю случая в любой сфере деятельности. Иногда вы оцениваете риски и принимаете меры, чтобы избежать их, подсознательно. Например, вы же наверняка снимете роликовые коньки, прежде чем взять чашку чая и отнести ее на свой стол? Когда задачи усложняются, приходится более осознанно подходить к рискам, связанным с их решением.

Многие компании просят заранее подготовить перечень рисков, которые ассоциируются с реализацией проекта (так называемый реестр рисков). Они даже могут иметь в штате профессионального риск-менеджера или целый отдел, который занимается этой работой.

Разумеется, не надо быть профессиональным риск-менеджером, чтобы справиться с опасностями, угрожающими вашей карьере. Вот несколько критериев, которые позволяют контролировать ситуацию.

  • Вероятность. Насколько высока вероятность того, что это произойдет? Есть три стандартные оценки: «высокая», «средняя» или «низкая». Они помогут вам решить, насколько сильно такое событие скажется на ваших карьерных планах. Очевидно, что стоит уделить больше внимания событиям с высокой долей вероятности, чем тем, которые могут вообще не произойти.
  • Последствия. Что произойдет при наступлении рискового события? Последствия обычно оцениваются как тяжелые, средние или легкие. Умение просчитывать последствия помогает решить, стоит ли вообще беспокоиться об этом событии.
  • Контрмеры. Что можно сделать, чтобы предотвратить рисковое событие? Контрмеры определяют стратегию, направленную на уклонение от рисков.
  • Смягчение. Как можно уменьшить негативный эффект события? Смягчение последствий — один из способов реагировать на то, что ваши планы рушатся.

Вооружившись этими инструментами, вы можете составить реестр рисков для вашей карьеры. Он будет выглядеть примерно так.

Подписывайтесь на Telegram-канал Rusbase YOUNG, где мы рассказываем, как любить бизнес и технологии, если вам от 0 до 24 лет.

Теперь попробуйте составить реестр рисков для собственной карьеры. Подумайте обо всех возможных факторах риска, рассчитайте вероятность и последствия этих событий. Затем можете приступить к планированию карьеры: разработайте ряд контрмер и придумайте способы смягчить влияние этих рисков, если они возникнут.

Проработка альтернативных вариантов 

Главное в управлении рисками — подготовить ряд альтернативных вариантов. Вы потратите время на планы Б, В и Г, но это заметно укрепит ваши позиции. Для разработки резервного плана нужно внимательно проанализировать план А и решить, что именно в нем вас по-настоящему интересует. Выяснив это, вы легко сделаете из него еще несколько планов.

Например, возьмем план Фриды. Она хотела поехать в Испанию или Южную Америку и преподавать английский язык. Она также искала работу, которая помогла бы ей повысить свою квалификацию как преподавателя. Такая профессия позволила бы ей путешествовать, работать с людьми, строить карьеру, использовать интерес к иностранным языкам и помогать людям. Каждый из этих аспектов мог бы стать пунктом ее идеального карьерного плана.

Определив критерии, которые легли в основу ее выбора, Фрида выстроила их в порядке значимости:

  1. возможность путешествовать;
  2. работа с людьми;
  3. помощь людям;
  4. применение интереса к иностранным языкам; 
  5. преподавание английского языка;
  6. работа в Испании или Южной Америке; 
  7. возможность получить опыт;
  8. возможность повысить квалификацию; 
  9. карьерный рост.

Составив этот список, Фрида поняла, что в некоторых вещах готова пойти на компромисс. Главным образом это касается будущего карьерного роста. Таким образом, Фрида получила четкий план Б: попробовать устроиться на работу, которая отвечает большинству других критериев, но не дает таких возможностей для развития карьеры, на которые она рассчитывала.

Определив приоритеты, она признала: несмотря на знание испанского языка, ей не обязательно строить карьеру в испаноговорящих странах. Отсюда следует план В: поискать работу и в других странах.

Наконец, Фрида вспомнила свою оценку рисков и подумала, что могло бы случиться, если бы по какой-то причине она не смогла путешествовать. Она поняла, что существует много других факторов, которые повлияли на ее выбор профессии. Поэтому она решила, что план Г должен предусматривать поиск работы, где она будет помогать людям и применять свои лингвистические навыки, не покидая Великобритании

При планировании иногда полезно рассмотреть свои планы с точки зрения их трудности и сходства с другими видами деятельности. Трудность означает, что иногда полезно заручиться планом Б, если вы поставили себе слишком высокую планку, но не смогли ее достичь. Сходство — что иногда по целому ряду причин вам может пригодиться запасной план, который позволит сменить сферу деятельности, профессию или найти работу в другой стране.

Такой набор планов подстрахует вас, когда что-то пойдет не так. Если план А не сработает, у вас всегда будет план Б, а если и с ним ничего не выйдет — планы В и Г.

Важно понимать: если в первый раз план А провалился, это не значит, что о нем придется забыть. Можно приступить к одному из резервных планов, но позже снова вернуться к плану А. Например, вы не попали в программу трудоустройства выпускников и теперь ищете работу, для которой не нужно высшее образование (ваш план Г). Но через год вы можете снова вернуться к плану А и отправить резюме в интересующую вас компанию — опыт работы будет вам только на руку.

Что если сработают все планы сразу?

Лучше всего разработать несколько планов на будущее и отправить резюме в разные компании. Это удобно, если «выстрелит» один из планов. Но что, если вы будете нарасхват и вам предложат работу А, Б, В и Г одновременно?

Не паникуйте! Вы не первый, кому приходится делать выбор между разными вариантами.

Вот о чем нужно помнить, если придется отказывать одному из работодателей.

  1. Работодатели отсмотрели десятки (или даже сотни) кандидатов, прежде чем остановили свой выбор на вас. Вполне логично, что у вас должна быть возможность сделать то же самое.

  2. Процедура рекрутмента позволяет и работодателю, и кандидату определить, подходит ли эта должность человеку, который претендует на нее. Никто не заинтересован в том, чтобы нанять человека, который не хочет работать здесь.

  3. Работодатели часто сталкиваются с тем, что кандидаты отказываются от предложения, не появляются в первый рабочий день или уходят после нескольких часов работы. Честно объясните, что произошло, и вас никто не станет винить.

  4. Отказ укрепляет ваши позиции. Вы даже можете воспользоваться этим в своих интересах, например попросить увеличить заработную плату. Но действуйте осторожно и думайте о том, чем вы действительно хотите заниматься.  

  5. Это ваша жизнь! Короче говоря, не бойтесь отказаться от предложения, если есть более привлекательный вариант. Важно помнить, что изначальные приоритеты могут меняться. К тому времени, когда вы получите несколько предложений работы, план В может оказаться более привлекательным, чем план А.

Имейте в виду, что в разных компаниях процедура рекрутмента занимает разное время. Вы можете получить оффер от одной компании, а через месяц — более выгодное предложение от другой. Такое случается сплошь и рядом. Если вы свяжетесь с компанией и сообщите, что передумали, рекрутеры найдут вам замену.

Вряд ли они затаят на вас обиду.

Совет: не нужно сжигать мосты

Отказываясь от работы, ведите себя профессионально, честно и тактично. Вполне возможно, что через несколько лет вы захотите устроиться именно в эту компанию. Старая добрая фраза «Дело не в вас, а во мне» так же эффективна в отношении карьеры, как и в любовной жизни! 


Материалы по теме:

За эти «косяки» вас уволят не задумываясь. Проверьте — вы еще не в зоне риска?

Такой подход к HR работает и приносит деньги в бизнес. Что вы упускаете, не работая со студентами?

Пять советов от HR: как пройти собеседование без проблем

Названы самые популярные предложения работы для начинающих специалистов

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

21 октября — 9 декабря 2019

Управление проектами

21 — 22 октября 2019

NIFI: Кластер Apache NiFi

22 октября 2019 — 22 января 2020

iOS разработчик с нуля до junior