Истории

Когда мечты сбываются: история человека, который таксовал в Москве, а теперь управляет проектом из Индии

Истории
Полина Константинова
Полина Константинова

UGC-редактор

Полина Константинова

В конце января мы опубликовали колонку основателя проекта госбилет.рф Романа Швеца, где он дал советы новичкам, которые только начинают разбираться в CPA-маркетинге и запускают свой сайт. Теперь в интервью Rusbase Роман поделился своей историей и рассказал, что привело его к мысли о таком способе заработка, почему он не опустил руки после первого бизнес-провала и что делать, если уже давно хочешь бросить работу и начать свое дело (но жутко этого боишься).

Когда мечты сбываются: история человека, который таксовал в Москве, а теперь управляет проектом из Индии

О Сахалине и Москве

Я родился очень далеко от Москвы — на Сахалине, в городе Невельск, в 1977-м. Свою первую работу — на городском рыбоперерабатывающем заводе — я совмещал с учебой на заочке в мореходке на судоводителя рыболовных судов.

Фото: Unsplash

В 2002 году мы с супругой переехали в Москву. В одном из супермаркетов в Южном Бутово открыли отдел по продаже комплектующих для компьютера, где также предлагали услуги по их ремонту и настройке Windows.

Если вы хотите поделиться опытом работы в крупной компании или маленьком стартапе, рассказать о перипетиях своей карьеры и раскрыть секреты профессии, пишите на careerist@rb.ru. Лучшие рассказы опубликуем на Rusbase.

Через 10 лет я понял, что этот бизнес уже не приносит хороших денег. И еще сильно давила конкуренция — за это время в районе построили много крупных магазинов с компьютерными комплектующими.

О работе в такси

Поэтому я решил попробовать себя в такси. Почему? На мой взгляд, такая работа дает тебе полную свободу действий. А она как раз таки и была мне нужна — нужно было заниматься созданием сайта по поиску авиабилетов, о котором расскажу чуть позже.

За время работы в такси я в совершенстве узнал Москву и область, много общался с людьми. Но особенно это занятие мне никогда не нравилось, так как нужно было очень много работать, чтобы хватало не просто на еду, но и на отпуск (мы с супругой очень любим путешествовать!).

Инстаграм Романа

Вы, наверное, сейчас подумаете, что я просто хотел хорошо зарабатывать и меньше работать, но вы ошибетесь. Такси, на самом деле, это очень опасная и требующая большой концентрации работа, ведь в твоих руках — здоровье пассажиров.

Пользуясь случаем, хочу сказать, что многие таксисты катаются полусонными — советую вам обращать внимание на водителя, чтобы он не уснул по дороге, обязательно найдите какую-нибудь тему для разговора. Самое плохое для водителя — когда пассажир засыпает на заднем сиденье. Спящий клиент — худшее испытание для невыспавшегося водителя.

О предложении друга и первом сайте

До проекта госбилет.рф у меня был сайт gogoru.ru, который я начал делать в 2011 году на деньги моего друга. Он несколько лет подряд предлагал мне «замутить» какой-нибудь совместный бизнес. Я же еще с 2006-го мечтал о том, чтобы можно было одновременно и вести бизнес, и путешествовать. Дело в том, что в том году я впервые поехал с женой за границу — в Паттайю. Мне там просто безумно понравилось!

Я увидел людей, которые жили в Таиланде, но владели бизнесами в других странах и работали удаленно. Для меня это было просто фантастикой.

С тех пор меня не покидали мысли о том, что можно сделать, чтобы взять и уехать в теплый Таиланд. Но, к сожалению, я тогда так и не смог решиться на этот шаг: у меня не было свободных денег и интересных идей, чтобы организовать какой-то бизнес.

Фото: Unsplash

Поэтому, когда друг предложил мне совместное дело, я подумал, что сайт по поиску авиабилетов — такой, как Aviasales или Skyscanner, — вполне позволял бы время от времени путешествовать по миру. В тот момент, когда я ему это предложил, я даже не знал таких слов, как WordPress, плагин, Drupal и сервер.

Друг попросил меня подсчитать, сколько нужно денег на создание и продвижение сайта и через сколько месяцев мы начнем получать прибыль. Вам, наверное, смешно? А мне, человеку, который на тот момент знал только слово «сайт», нужно было все это понять и как-то сделать.

Я стал искать людей и фирмы, которые нам помогут с этим и подключат партнеров. Писал во все агентства подряд с вопросом о стоимости разработки сайта и очень удивлялся, когда мне предлагали сначала написать ТЗ (причем за деньги, я был просто в шоке!).

Я переписывался примерно с 200 разными агентствами: где-то были очень высокие цены (некоторые предложения достигали 10 миллионов рублей), в других агентствах задавали слишком много вопросов.

В итоге руководитель одной дизайнерской студии сказала, что она знает парня, выпускника МГУ, который мне может помочь.

Как мы развивали первый проект

Мы встретились с ним в кафе на Цветном бульваре, и он рассказал, что с друзьями начинал делать подобный сайт, и показал свои наработки. У него остался код, из которого он обещал сделать именно такой поисковик, который был мне нужен. Кажется, парню тогда был 21 год. Его звали Александр. Он предложил купить его проект за 150 тысяч рублей и довести до ума. Александр согласился сделать это сам.

В качестве дизайнера мы привлекли ту самую девушку из студии, которая меня с Александром познакомила. Мы с партнером были счастливы: наконец все наладилось, скоро у нас будет свой сайт.

Сервис назвали gogoru.ru, и существовал он около двух лет. Хотя у нас было подключено 15 партнеров, самая большая комиссия за месяц, которую мы получили, была 30 тысяч рублей.

В течение двух лет проект «тянули» мы с программистом. Партнер же только каждый месяц давал деньги на зарплату Александру и копирайтеру. Никто, кроме меня, кажется, не верил в успех сайта. Им я, кстати, занимался возле прилавка в магазине, где продавал комплектующие для компьютеров.

Через год после запуска партнер перестал давать деньги, и сайт существовал на те 20-30 тысяч рублей, которые нам перечисляли партнеры.

Фото: Unsplash

Так как некоторые из партнеров не работали с ИП, нам пришлось открыть ООО, и всю бухгалтерию вела моя супруга бесплатно. Было очень сложно дальше развивать проект без дополнительных вложений, и я решил его закрыть.

Возможно, если бы на моем месте был человек, который понимал, что делать с сайтом с самого начала, этот проект мог существовать и дальше. Но получилось то, что получилось, и его больше нет. Кстати, всего на этот сервис мы потратили тогда 2 миллиона рублей. 20-30 тысяч рублей комиссии в месяц получали от партнеров.

 

Я не опустил руки после провала и сделал еще два сайта

После этого опыта мне пришла в голову мысль сделать сайт самому и продавать ж/д-билеты с помощью партнерки УФС и авиабилеты — с помощью Travelpayouts.

Я нашел ребят-фрилансеров, которые сделали мне сайт на Drupal всего за 30 тысяч рублей.

Они сказали, что он лучше Wordpress. Я не мог им возразить, так как тогда ничего в этом не понимал. Купил домен главбилет.рф: мне показалось, что это название очень хорошо подойдет для продажи билетов.

В этот момент я перестал заниматься настройкой компьютеров и стал таксистом. Такая работа позволяла мне и жене дольше путешествовать и больше уделять времени на развитие сайта (я сам мог выбирать, когда мне работать, а когда нет). За это время мы побывали на Филиппинах, в Таиланде, Бали, Египте, проехали 9 тысяч километров по США, весь Кипр.

Роман с женой Еленой. Источник

Однажды в 2015 году, после встречи с руководителем Travelpayouts Иваном Байдиным в офисе на Пхукете, мне пришла в голову мысль купить еще один домен для авиабилетов. Им стал домен госбилет.рф — от слов «гостиница» и «билет». Этот проект был ориентирован на русскоговорящих людей, так как я понимал, что продвигаться на другие страны у меня точно не будет сил и времени.

К этому времени сайт главбилет.рф я сам переделал с Drupal на Wordpress. В качестве обучения сделал сапсан-на.главбилет.рф, ласточка-на.главбилет.рф, авто-на.главбилет.рф, швецы.рф. Купил премиум-тему и лепил из нее все, что мне хотелось.

Я научился сам оптимизировать сайт, ускорять его работу на уровне сервера. Практически все делал по сайту сам, хотя на некоторые процессы уходило по несколько месяцев.

Учился по мануалам в интернете, также сильно помогали ребята из техподдержки Travelpayouts. Я думал, что никто лучше меня не сделает мою работу и не умел делегировать. Но я ошибался.

Очень быстро я понял, что название сайта госбилет.рф может быть очень конверсионным. Поэтому сделал строгий дизайн. Я не добавлял никакой рекламы и баннеров на сайт (не люблю, когда на каком-то ресурсе «моргает» чья-то реклама; в своей рекламной кампании в «Я.Директе» намеренно не даю ее в РСЯ). Убежден, что на сайтах не должно быть ничего лишнего!

Однажды, читая блог SEO-специалиста Михаила Шакина, я наткнулся на  интересную мысль: «Чтобы собрать больше грибов, не стоит ходить по тем же тропинкам, по которым ходят все грибники». С тех пор я решил не продвигать свой сайт так, как это делают все в нашей нише.

Роман Швец. Источник

Скажу сразу, что это очень долго и муторно, — хотя если нанять фрилансеров, то можно процесс ускорить. В общем, я создавал страницы сайта вручную (где-то прочитал, что в таком случае они имеют преимущество перед сгенерированными, это позже подтвердил в личном разговоре и Шакин) и делаю их до сих пор. На сегодня сделал только 10% страниц из возможных.

«Яндекс.Метрика» показывает 5-7% отказов из поисковых систем, сайт достаточно быстрый и изначально оптимизирован под мобильные устройства.

Также я использую сервис DNS: ребята, которые обслуживают этот сервис, за небольшую плату настроили второй сервер для бесперебойной работы сайта.

Если есть какие-то проблемы с основным сервером, мой сайт автоматически переключается на запасной. Однажды была ситуация, когда одновременно не работали оба сервера, но мой сайт был доступен за счет кэша. Это было очень круто, и я не потерял клиентов.

Читайте по теме: Роман Швец рассказывает, на что обратить внимание, если вы хотите зарабатывать так же

За восемь лет я научился практически всему сам

Сейчас команда проекта состоит из меня и супруги, которая ведет всю бухгалтерию. Также иногда я обращаюсь за помощью к фрилансерам, если не могу с чем-то разобраться. Я нигде больше не работаю, занимаюсь только развитием сайтов.

За восемь лет я научился практически всему: с нуля делать сайты на WordPress, разбираться с серверной частью, давать правильное ТЗ фрилансерам. Раньше работал с биржами ссылок, много общался с блогерами, изучал юзабилити и старался сделать сайт максимум удобным и конверсионным.

Фото: Unsplash

Успеть все это сделать мне помогла в том числе и работа в такси. А также то, что практически всю свою жизнь я работал только на себя. Это требует большой самоорганизованности — сам не сделаешь, значит, никто за тебя не сделает.

Естественно, еще я хотел доказать жене, что все не зря (ведь уже сколько лет прошло, а результата до 2016 года вообще не было, денег с сайтов заработать не получалось!). Поэтому нужно обязательно верить в свой проект, чтобы добиться успеха.

О поиске инвестора

Я думал о привлечении инвестиций для госбилет.рф, но пока слабо представляю, как это сделать. Плюс, это ведь большая ответственность: после первого провала с gogoru.ru втягивать еще кого-то довольно страшно.

Теперь я боюсь быть ответственным за чьи-то деньги. Однако не исключаю, что когда-то буду искать инвестиции.

О результатах

Сегодня ко мне на сайт заходят 2000-2500 человек в сутки. В месяц через мой сайт находят билетов на 13 миллионов рублей. По моим ощущениям, это только начало.

Сейчас работаю над сайтом из Гоа — у меня получилось работать удаленно, как я хотел раньше. В октябре 2017 года я полностью перестал таксовать и занимаюсь только сайтом. Теперь полностью отдаю все свое время этой работе.

Роман с женой в Индии. Источник

Последние три года мы приезжаем зимовать в Индию в штат Гоа на 5-6 месяцев: тут тепло, море, фрукты и цены на жизнь ниже, чем в Москве. Почему зимой? Летом в Индии очень жарко, и во время муссонов выпадает вплоть до 80% их годовой нормы осадков. Обычно мы возвращаемся домой в Москву в начале апреля, остальное время проводим дома в столице.

Кроме Индии, мы посещаем и другие страны. Например, в апреле прошлого года летали в Турцию на два месяца — там мне тоже удавалось работать над проектом. А еще мы проехали 8500 километров на своей машине по Европе.

Как заставить себя бросить наемную работу и уйти в свой бизнес?

  • Самое важное — точно знать, чего хочешь, не бояться потерять работу. Ведь если что-то пойдет не так с собственным бизнесом, можно всегда найти другую работу, возможно, лучше прежней.
  • Любите и развивайте свой продукт, даже если все вокруг говорят, что ничего не получится, что это уже есть везде, и вокруг много конкурентов, а вам не достанется даже крошки от этого «пирога».
  • Самый идеальный вариант (так, конечно, редко бывает, но во многих случаях «прокатывает») — работать в компании и одновременно начать делать свой бизнес. Именно поэтому я выбрал такси (но такая работа, скажу сразу, подойдет не всем).
  • Если вы планируете бизнес с большим количеством персонала, советую прочитать книгу Тони Шей «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда». Она реально захватывает дух!
  • Поймите, что нет одного-единственного бизнеса, с которым вам нужно определиться раз и навсегда. Возможно, вы начнете делать что-то одно, а потом вам придет более удачная идея. Так было и у меня: начинал с gogoru.ru, а сейчас у меня уже два других проекта.
  • Читайте профессиональную литературу, посещайте образовательные курсы, тренинги и семинары, которые дадут более полное представление о новом бизнесе.

Материалы по теме:

17 вещей, которые нужно знать для продуктивной самозанятости

Как узнать, подходит ли вам удаленная работа

Как заказчикам и разработчикам приложений понять друг друга — четыре совета

Как поменялась моя жизнь после ухода из Google в стартап

Как смириться с нелюбимой работой – 6 советов

Фото на обложке: Facebook

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

13 ноября 2019 — 29 января 2020

Performance-маркетинг для бизнеса

16 ноября 2019

Website Optimization

18 — 20 ноября 2019

INTR: Основы Hadoop