Истории
From Russia to Silicon Valley

Евгения Трофимова: «Не тратьте время в Долине на поиски молодого человека – привозите его с собой»

Истории
Ксения Чабаненко
Ксения Чабаненко

основатель агентств А-ТАК и Yoken, ex-VP по коммуникациям Mail.ru Group

Екатерина Гаранина-Карпова

У Жени Трофимовой четыре образования, большой опыт работы и два стартапа за плечами. Сейчас она уехала из Долины в Сиэтл, где делает третий стартап Introwise – платформу по переводу бизнеса из офлайна в онлайн. Девушка умудрялась жить в Долине на $200 в месяц – все остальные деньги уходили на выплату кредита за образование и аренду жилья.

Женя рассказала, как оказалась в Мексике, почему не стоит радоваться первым инвестициям, как стартапу писать апдейты и почему ее злят слухи о несчастных одиноких мужчинах в Долине. 

Евгения Трофимова: «Не тратьте время в Долине на поиски молодого человека – привозите его с собой»
Присоединиться

Rusbase продолжает рассказывать о женщинах из Кремниевой долины.
Cмотрите других героинь на странице специального проекта.


Приглашение в мексиканский Oracle

Я получала второе и третье образование в Эстонии. Помню, была аномально снежная зима – каждый день выпадало много снега. Очень хотелось в тепло. В моем университете была возможность обучения по обмену, но российский паспорт ограничивал выбор. Одной из стран была Мексика, и я получила там стипендию.

Мне было 24, и я думала, что пора выходить замуж, рожать детей, а Мексика – последняя возможность посмотреть мир. 

Жила в местной семье, в качестве хобби преподавала русский: мексиканцам Россия кажется очень далекой экзотической страной. После окончания учебы студенты, которым я давала уроки, просили меня остаться. Я подумала, раз замуж никто не позвал, а детей нет – можно и остаться, но нужно найти работу. Тогда Oracle открывал в Гвадалахаре офис разработки и искал интернациональных сотрудников со знаниями в ИТ. Одна из студенток отнесла мое резюме.

Горжусь тем, что нам с нуля за два года удалось построить компанию, которая до сих пор в Мексике считается лучшим местом работы. Когда я уходила, то вместо 30 человек нас было уже 700.

Как я жила в Долине на $200 в месяц

В Кремниевую долину я приехала в 2014 году по работе. У головного офиса Oracle в Долине был определенный запрос, который никто не мог решить, и по внутренним чатам порекомендовали меня. Это было за шесть месяцев до окончания учебы, так что они ждали полгода, помогли оформить рабочую визу и согласились на ту зарплату, которую я просила.

До переезда я училась в Питтсбурге (Carnegie Mellon University – прим. ред.): обучение покрывала стипендия, но потом поменялись нюансы, пришлось заплатить $65 тысяч за образование. Конечно, если бы я знала об этом раньше, то не поступала бы, так как ни у меня, ни у моей семьи не было таких денег. Для выплаты кредита заняла деньги у всех знакомых, это была очень стрессовая ситуация.

Предложенная в Oracle зарплата была и так хорошей для моего уровня, но я попросила еще больше. Первое время жила далеко от офиса в цокольном помещении, которое стоило $1500 в месяц. До работы добиралась несколько часов на велосипеде и поезде, который ходил раз в час.


Потом повезло – нашла жилье в 15 минутах езды от офиса с красивым видом. Знакомая продала мне свою старую машину за $2 тысячи.

После всех расходов у меня оставалось $500, из которых $300 я тратила на обучение в Беркли и Стэнфорде, просто потому что люблю учиться – глупо было бы не воспользоваться таким шансом, раз я в Долине. На жизнь оставалось $200 в месяц – и так полтора года.

Со стороны мои перемещения могут показаться нелогичными. На самом деле, все просто: вижу возможность – использую. Мои родители тоже много перемещались по СССР. С одной стороны, у меня нет дома, с другой – есть пять мест, в которые хочется возвращаться. Во всех местах есть друзья и я знаю по именам всех почтальонов. И они знают и любят меня.

«Никому не советую делать стартап»

Никому не советую делать стартап. В прессе и фильмах это несколько романтизировано. Три года назад я была достаточно глупа, чтобы решить, что я достаточно умна для работы над стартапом. К тому моменту у меня был большой опыт работы менеджером по продукту, все хорошо получалось. На последнем месте работы занималась тем, что организовывала и нанимала команду, разрабатывала стратегию и выпускала продукт для людей, которые приходили с кучей денег.

И вот три года назад решила сделать свой первый стартап. Через год мы его закрыли. Той же командой начали решать другую проблему: уже было лучше – появились продажи, клиенты. Но быстрого роста не было.

У нашей команды очень хорошие компетенции, поэтому нас заметили несколько акселераторов – приглашали в Лиссабон, Берлин, Сиэтл. Мы выбрали Techstars в Сиэтле, а там нам посоветовали сделать пивот. Это редкий случай, когда стартапу дают финансирование и время сделать новый продукт с нуля. Так что сейчас работаем над третьим стартапом: платформой, которая позволяет креативным людям, экспертам и инфлюенсерам делать платные звонки с клиентами быстро и легко. 

Стартап – это сложно. Не зря люди начинают в гаражах и годами едят лапшу быстрого приготовления.

Нужно понимать, что только в 1% случаев или даже меньше ты действительно сможешь сделать мир лучше. Советую всем трезво оценить свою готовность к долгому пути с кучей пивотов.

Почему не нужно радоваться $100 000 инвестиций 

Я ментор у многих студенческих команд. Они считают, что им дадут $100 тысяч на стартап по звонку, а завтра они станут миллионерами. Объясняю им, почему это иллюзии.

В акселераторе нам дали примерно $135 тысяч. Когда люди слышат про такие суммы, они думают: «О боже! Как это много!». Но если ты плотно занимаешься бизнесом, то понимаешь, что это просто минимальная сумма на еду и зарплаты.

До Techstars нас два года кормили друзья, потому что мы с кофаундером вложили все свои деньги, а доходы уходили на зарплаты сотрудникам. Мы оба подрабатывали репетиторством, чтобы просто были средства на еду и жилье. Я даже уехала из Долины, потому что там очень дорого жить. Эти $135 тысяч – минимально необходимая сумма, чтобы не думать о еде полгода-год. Мы нанимаем мотивированных людей, которые готовы работать за минимальные деньги, чтобы получить опыт и почувствовать, что это такое – быть стартапером.

Как мы перезапустили стартап за несколько месяцев

Нас взяли в акселератор Techstars в ноябре. Мы проводили очень подробный CustDev, чтобы лучше понять аудиторию и ее проблемы. В конце января переехали в Сиэтл, где уже лично познакомились с менторами. Готовились запуститься в мае.

Сиэтл – первый американский город, где объявили карантин – мы на нем уже восемь недель. В акселераторе есть стартапы, которые зарабатывали на ранних стадиях сотни тысяч долларов в год, но их бизнес был связан, например, с туризмом. Нам повезло, что необходимость перехода из офлайна в онлайн совпала с нашей идеей. Выпустили MVP в очень сжатые сроки.

Сейчас проекту месяц. На платформу добавляется 5-10 человек в день, которых мы валидируем. Вчера нашим пользователем стал номинант Грэмми. Это «Вау!» и возможность написать: «Привет, я Женя – CEO компании. Почему бы нам не созвониться, чтобы обсудить, все ли вам нравится?».

 

Чем Сиэтл отличается от Долины и почему там тоже здорово

Тут свои козыри. Это второй город после Долины, где сосредоточено много технологических компаний.

В Сиэтле люди помогают друг другу, тут меньше фальши. В Долине тебя могут поддерживать, говорить «Вау! Круто!», а потом пропасть. В прошлом стартапе у нас было три огромных клиента – корпорации, не буду говорить названия. Мы были на стадии подписания больших контрактов. Компании назначали от пяти до восьми совещаний – мы видели заинтересованность и радовались. А потом они пропали. Ты пишешь одно письмо, второе – никто не отвечает.

В Сиэтле я чувствую, что если попросила о помощи, то мне помогут. Бесплатно. Потому что ты стартап на ранней степени. А через неделю они тебя еще спросят, как дела. Единственное, что мне тут не нравится – погода. 

Совет стартапам

Я могла бы дать совет по развитию стартапа до коронавируса. Но теперь боюсь что-то прогнозировать на будущее. Даже Билл Гейтс не знает, как изменится мир. 

У нас самих изменились планы: хотели поднимать деньги в конце мая, но сейчас максимально растягиваем бюджет. Из-за пандемии мало кто дает деньги под MVP или идею. Сейчас нужно показать трекшн: продажи и клиентов. Поэтому могу посоветовать только одно: не занимайтесь поиском денег на ранних этапах – это займет все ваше время как СЕО. Поработайте над продуктом, каждый день общайтесь с пользователями, копайте глубже их боли, начните зарабатывать – и только тогда ищите инвесторов. Возможно, так вы даже быстрее найдете финансы.

Как писать апдейт-рассылку

Всегда пишу людям сразу после встречи фоллоу-ап: «Привет, Джон. Давай я тебя добавлю в нашу апдейт-рассылку? Я бы очень хотела с тобой продолжать общаться, потому что… » Кстати, не умею писать копипаст. И искренне пишу, почему бы хотела продолжить общение с конкретным человеком – может, он классный ментор, может, он вкладывался в подобные стартапы, может, меня цепляет его энергетика. 

  • Каждый месяц делаю рассылку о статусе компании по такой схеме: приветствие, мой фирменный эмоджи, ссылка на наш стартап, краткое описание продукта, основная часть – планы, метрики, KPI, события, ссылки на интервью и просьбы (asks).

Cо всеми инвесторами общаюсь по-дружески. Это осознанный выбор – хотелось бы, чтобы со мной общались так же. Да, я не буду добавлять их в Facebook и отправлять фото кошки, но каждому отвечаю в дружеском тоне. Понятно, что новости о нас отправляются всем единым письмом, но если кто-то отвечает, пишу уже лично.

  • Сейчас на нас подписано около 140 человек – это менторы, партнеры, потенциальные инвесторы. Иногда на переписку с ними уходит целый день. Мы оставляем за собой право не добавлять в рассылку людей, которым не доверяем или относимся негативно, даже если они очень хотят. Я знаю много случаев, когда данные из таких писем перенаправляли конкурентам.

Про свидания в Долине. И веселая история про дейтинг с дедушками

Есть много стереотипов и слухов о мужчинах в Долине. Кажется, что их тут много, они обеспеченные, умные, сидят дома и мечтают об искренней любви. Это все бред. Я во всем мире находила интересных людей, с которыми могла влюбляться и встречаться, кроме Долины. 

Парень из Долины все время будет занят работой, а по вечерам – своим проектом или спортом. Такие не сидят в Tinder.

А если и сидят, то будут находить 10 500 причин, чтобы не встретиться с вами. У меня было много историй, как парни вот так пропадали перед самой встречей.

Однажды за $25 купила билет на рождественскую вечеринку организации, которая специализировалась на поиске партнеров. Перед этим я тщательно проверила, что они не шарлатаны.

Надела платье, пришла при параде, а там… мужчины 70+.

Я не робкого десятка, решила как-то оправдать траты на билет и стала танцевать. Но в итоге было ужасно, потому что все эти мужчины возраста моего дедушки некрасиво подкатывали: «Ой, а ты медсестра или секретарша? Инженер? Неужели девушки бывают красивыми и умными?». Кто-то предлагал стать спонсором.

Мне кажется, что в Долину приезжают со второй половиной. Если ты одинокая девушка, пожалуйста, найди бойфренда заранее и переезжай с ним сюда! Прекрасных девушек здесь много, но мужчины не заинтересованы в отношениях и у них другой фокус. Тут сложно влюбляться – нужно выживать: расходы, работа, конкуренция. 



Отдельное спасибо за помощь в создании проекта PlayMe и Multiways.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Марина Могилко: «Прежде всего я предприниматель, а не видеоблогер»
  2. 2 Татьяна Квитка: «За пределами Калифорнии все смотрят на нас, как на ненормальных людей»
  3. 3 Маша Дрокова: «Я приехала сюда, чтобы создавать новые правила»
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти