Открыть свое дело пытаются многие люди. Однако развить бизнес и прийти к успеху получается только у тех, кто обладает навыками и умениями, нужными предпринимателям. В статье расскажем, какими навыками нужно обладать предпринимателю и как они помогут в масштабировании собственного бизнеса.
Содержание
Навыки и умения руководителя
Каждый владелец бизнеса становится руководителем коллектива, который работает в компании. Иногда его знания не позволяют превратить отдельных сотрудников в сплоченную команду единомышленников. Поэтому предприниматель выясняет, какие умения и навыки ему нужно развивать, чтобы добиться успеха.
Понимание принципов пиара и маркетинга
Ни один товар не расскажет сам о своих достоинствах. Некоторые начинающие предприниматели в целях раскрутки бизнеса сами обзванивают клиентов или раздают буклеты на улицах. Так у них появляются необходимые навыки в области продаж и маркетинга.
Благодаря рекламе в СМИ и продвижению в группах социальных сетей покупатели узнают о продукции компании быстрее. К успеху бизнес приведут такие действия:
- составление портрета целевой аудитории;
- определение направлений поиска клиентов;
- выбор каналов продаж;
- поиск покупателей через социальные сети;
- улучшение репутации компании;
- определение принципов, на которых будут строиться отношения с клиентами;
- брендирование стиля коммуникаций компании;
- создание уникального торгового предложения.
Финансовое мышление
Предприниматель начинает бизнес, рискуя личными деньгами. Они же составляют финансы компании. До тех пор, пока компания не начнет приносить прибыль, владелец вкладывает в нее свои средства:
- накопления,
- займы,
- поступления от продажи недвижимости.
Поэтому без экономических навыков сложно прийти к успеху.
Базовые финансовые знания помогут предпринимателям управлять расходами и доходами, сформировать подушку безопасности, избежать инвестиций в рискованный бизнес. Кроме экономической теории, руководителю нужно хотя бы немного освоить бухучет. Такой навык поможет разобраться в балансе компании, принять на работу хорошего бухгалтера.
Умение выстраивать бизнес-процессы
Освоение навыков планирования, выбора цели и достижения ее помогают избежать рутины в повседневной работе без ущерба для результата. Для оценки своих действий бизнесмен определяет круг показателей, к которым он собирается прийти через намеченное время.
У начинающих предпринимателей все рабочие процессы поставлены под личный контроль. По мере роста бизнеса уследить за всем становится невозможно. Тогда многие руководители приходят к микроменеджменту, стараясь заниматься всеми делами, какие только есть в компании.
Читайте по теме:
8 навыков, необходимых для основателя стартапа
Soft skills для предпринимателей
В результате чрезмерное внимание вызывает дискомфорт в коллективе, создает излишнее напряжение между сотрудниками. Хороший руководитель сумеет выстроить бизнес-процессы так, что он не будет вмешиваться в рутинную работу, а станет наблюдать за этапами достижения результатов. Его вмешательство понадобится, когда подчиненным не хватит способностей и умений, чтобы прийти к успеху.
Чтобы бизнес-процессы в компании стали плодотворными, предприниматели изучают такие навыки:
- знакомство с компетенцией сотрудников для понимания их слабых и сильных сторон;
- распределение нагрузки между ними в соответствии с умениями;
- побуждение работников к достижению целей;
- коммуникацию с представителями других подразделений и организаций;
- поиск недостатков в действующих бизнес-схемах и исправление ошибок;
- анализ и оценку результатов.
По мере овладения этими навыками коллектив становится единым механизмом, а руководитель — наладчиком.
Коммуникация
Один из основных навыков для предпринимателя — это ясное и точное формулирование своих мыслей для сотрудников и партнеров. Выстраивание человеческих отношений с работниками, клиентами, другими бизнесменами влияет на качество управления фирмой.
Для развития коммуникативных способностей руководителю надо развивать такие навыки:
- эмпатию для выстраивания комфортных отношений в команде;
- убеждение, чтобы доносить информацию до слушателей и достигать нужного результата;
- поиск правильных связей, чтобы приобретать дополнительные каналы для развития бизнеса, привлекать ресурсы и клиентов;
- этику поведения в коллективе.
Для улучшения коммуникативных навыков нужно:
- внимательно слушать собеседника;
- не прерывать его до того, как он закончит монолог;
- выделять главное в услышанном;
- наблюдать за реакцией слушателей, чтобы выяснить, правильно ли они воспринимают сказанное;
- прямо заявлять о своих преимуществах и ценностях в общении с партнерами и претендентами на трудоустройство;
- пытаться разрешать конфликты без перехода не личности;
- помнить о том, что собеседник — человек, независимо от статуса.
Умение выстраивать команду
В бизнесе важно не только проявлять лидерство. Умение создать команду для достижения цели тоже качество, нужное предпринимателю. Руководителю надо иногда отвлечься от бизнес-процессов и обратить внимание на коллектив. Помощь подчиненным — это одна из составляющих командной работы.
Создать условия сотрудникам для профессионального роста помогут такие шаги:
- составление индивидуальных графиков обучения работников;
- помощь в разрешении внутренних конфликтов;
- расширение списка задач, которые можно делегировать;
- общение с коллегами для выяснения, какими навыками они хотели бы овладеть;
- благодарность отличившимся сотрудникам;
- подсказки, как можно лучше и быстрее выполнить поручение;
- выделение средств на посещение обучающих курсов.
Умение делегировать
Передача прав или обязанностей руководителем подчиненному называется делегированием полномочий. Чаще всего ответственность за результат лежит на сотруднике, а начальник становится консультантом в начале работы.
Делегируют полномочия в соответствии с такими правилами:
- распределять в соответствии с компетенцией, опытом исполнителей и имеющимися ресурсами;
- обозначать, каких результатов нужно добиться к назначенному сроку;
- увеличивать сложность и объем поставленных задач для улучшения навыков и умений, профессионального роста подчиненных;
- нагружать сотрудников равномерно независимо от работоспособности;
- не ужесточать контроль, если решение задачи затормозилось, а помочь коллеге советом;
- не лишать сотрудника возможности исправить допущенную ошибку;
- разделить коллектив по группам, если предстоит выполнять сложную или рутинную работу;
- прислушиваться к жалобам подчиненных о возникающих сложностях.
Для плодотворного делегирования предприниматели следуют следующему алгоритму:
- Определить круг задач.
- Выбрать сотрудника с соответствующими умениями и навыками.
- Составить инструкцию для работы.
- Установить срок выполнения.
- Назначить ответственного.
- Обеспечить обратную связь.
- Устранить лишний контроль.
- Дать оценку выполненной работе.
Личностные черты и навыки предпринимателя
Предпринимателю надо совершенствовать такие личные качества, как позитивное настроение, умение создавать команду, задавать темп работы в коллективе и другие способности, необходимые для развития бизнеса.
Критическое мышление
Склонность к объективной оценке информации и умение выбрать точное решение называется критическим мышлением. Руководителю, освоившему его, несложно сделать анализ бизнес-процессов, определить нужную стратегию, опираясь не на эмоции, а на логику.
Обладающий навыками критического мышления предприниматель находит нужный подход к клиенту или партнеру, способ обойти конкурентов, разрешить кризисную ситуацию. Для тренировки навыка подходят материалы и тренинги, которые развивают логику и умение анализировать ситуацию.
Читайте по теме:
5 ключей к успешному бизнесу для начинающего предпринимателя
9 советов начинающим предпринимателям, чтобы не прогореть в первый месяц
Врагами критического мышления психологи называют эмоции. Они играют отрицательную роль при принятии решения. Возбужденному человеку лучше прогуляться, почитать книгу, послушать спокойную музыку.
Навыки видения и прогнозирования разных вариантов развития событий тоже имеют значение для предпринимателя. Они необходимы для выявления причинно-следственных связей между разными событиями в сфере бизнеса.
Умение создавать долгосрочные планы
Навык стратегического планирования, или умение прогнозировать будущее бизнеса, помогает предпринимателю в анализе данных и интерпретации результатов для принятия решений, которые принесут доходы в долгосрочной стратегии. Усилить способность смотреть на вещи под разным углом и находить нестандартные способы добиться результата помогут в:
- выявлении тенденций,
- смене планов в процессе работы,
- позитивном настрое,
- широких связях в разных сферах.
Лидерство
Без лидерских качеств предприниматель не сможет объединить и мотивировать команду на движение к поставленной цели. Хороший руководитель пользуется доверием и уважением из-за обладания не только формальными властными полномочиями, но и другими личными особенностями:
- честностью независимо от сложившихся обстоятельств;
- моральной и этической устойчивостью;
- навыками результативного общения;
- добросовестным отношением к своим обязательствам;
- способностью к креативному мышлению;
- умением выходить за пределы традиционного подхода к делу;
- знанием методов и течения процессов в бизнесе;
- стремлением добиться успеха в деле;
- навыками координации деятельности подчиненных и контроля за выполнением работы;
- способностью к решению непредвиденных проблем.
Для развития лидерских качеств понадобится изменить подход к повседневным делам. Для этого потребуется:
- Брать больше ответственности на себя. Лидер готов ответить за действия подчиненных.
- Пробовать новые способы решения задач, делиться нестандартными предложениями и вдохновлять идеями команду. Для этого нужно развивать навыки эффективных коммуникаций и самопрезентации.
- Быть тем, кому могут доверять. Не подводить подчиненных, партнеров. Выполнять обещания и следовать установленным правилам.
- Поддерживать микроклимат в коллективе за счет развитого эмоционального интеллекта. Понимать настроение окружающих и управлять им.
- Учиться видеть то, на что не обращают внимание остальные. Такой подход полезен для внедрения инновационных идей.
Если лидерское отношение к делу станет для предпринимателя системным, окружающие это заметят.
Умение быстро переходить к действиям
Быстрый переход от размышлений к активным действиям влияет на скорость развития бизнеса. Пока предприниматель обдумывает свое решение, конкуренты могут опередить его и занять большую долю рынка.
На скорость перехода от слов к делу влияют такие факторы:
- Страх потерпеть неудачу. Неизвестность вызывает сомнения и тревогу, а изменения в подсознании человека часто имеют негативную окраску.
- Отсутствие точного плана действий и достоверной цели. Предприниматель теряется во множестве вероятных исходов и не спешит выполнять задуманное.
- Несоответствие мысли целям, стоящим перед бизнесом прямо сейчас.
- Завышенные надежды. Начало работы с самой большой задачи замедляет ее реализацию
- Отсутствие самодисциплины. Ее наличие помогает находиться в готовности действовать долгое время.
Чтобы не затягивать с принятием решения, предпринимателям надо проработать каждую причину и поступить таким образом:
- Поставить цель.
- Разбить время ее достижения на отдельные задачи.
- Начать решать их от простой к сложной.
- Отслеживать прогресс на пути к задуманному.
Во время принятие решения можно посоветоваться с сотрудниками или партнерами. Их поддержка иногда становится решающей на пути к успеху.
Тайм-менеджмент
Умение управлять своим временем, или тайм-менеджмент, тоже важное качество для бизнесмена. У него нет начальников, поэтому от того, насколько правильно он спланирует свой день, зависит работа компании и его личное благополучие.
Главный навык в тайм-менеджменте — правильная расстановка приоритетов во всех сферах жизни. Для этого составляют колесо баланса, где расписывают по мере важности:
- бизнес,
- семью,
- здоровье,
- хобби,
- обучение и другое.
Затем в каждой графе указывают задачи, которые нужно выполнить. Их делят на те, которые бизнесмен сделает сам, и другие, что будут делегированы.
Задачи, которые предприниматель планирует выполнить сам, он распределяет в соответствии с матрицей Эйзенхауэра. Лист бумаги делят на 4 столбца. В каждом из них пишут задачи, которые станут:
- важными и срочными;
- неважными и срочными;
- важными, но несрочными;
- неважными и несрочными.
В соответствии с таблицей расставляют приоритеты и структурируют информацию для дальнейшего анализа.
Стрессоустойчивость
Большинство предпринимателей сталкиваются со стрессом не один раз в день. Его вызывают следующие факторы:
- конкуренция;
- неопределенность будущего;
- ответственность за сотрудников;
- риски принятых решений;
- недостаток времени;
- социальные, материальные, юридические изменения;
- конфликты с персоналом, клиентами, контрагентами;
- режим многозадачности;
- преодоление кризисов.
Психологи разработали способы, необходимые для устранения или уменьшения влияния стресса руководителя на состояние бизнеса и коллектив:
- избавиться от вредных привычек — курения, употребления спиртных напитков, переедания, частого просмотра страниц в социальных сетях;
- делать короткие, но частые перерывы в работе;
- передавать больше полномочий подчиненным;
- не переоценивать негативные новости, относиться к ним как к гипотезам;
- заниматься спортом, а лучше йогой;
- управлять эмоциями;
- делиться переживаниями с родственниками, друзьями, коллегами.
В сложных ситуациях люди обращаются за помощью к психологу. По мере роста бизнеса рекомендуется регулярно посещать специалиста.
Фото на обложке: Pexels
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
10 сентября 2024
10 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
12 сентября 2024