Почему стартапам больше не нужны патенты — мнение предпринимателя

Никита Стаценко

Внештатный автор

Расскажите друзьям
Светлана Зыкова

Иосиф Хамфри, основатель Appster, в своем блоге на Medium рассказал, почему стартапам больше не нужно гоняться за патентами и как на самом деле обстоят дела с защитой интеллектуальной собственности в США. Rusbase спросил предпринимателей, похожа ли ситуация в России на описанную Иосифом в материале.

В Appster мы регулярно встречаем предпринимателей, твердо верящих в то, что получение патента — необходимое условие для запуска стартапа. В большинстве случаев, однако, стартапам на ранней стадии развития стоит обходиться без втягивания в процесс получения патента.

В этой статье я постараюсь объяснить, почему, как правило, новым стартапам не нужны патенты, и опишу те разумные шаги, которые можно и нужно предпринять, чтобы все же защитить свою интеллектуальную собственность.


Что такое патент?

Бизнес-идея сама по себе не может быть защищена, скорее можно запатентовать какое-то конкретное воплощение, реализацию этой идеи. Но что такое в точности есть «патент»?

Согласно определению Investopedia, патент — это «государственная лицензия, которая дает держателю патента эксклюзивные права на процесс, дизайн или новое изобретение на определенный период времени». В США патенты обычно выдаются на 20 лет (время действия патента на изобретение в России — 20 лет, на полезную модель – 10 лет. — Прим. ред.).

BusinessDictionary предлагает более полное определение, отмечая следующее:

Патент — это ограниченная законная монополия, выданная физическому лицу или организации на производство, использование и продажу их изобретения и запрещающая кому-либо еще это делать. Изобретение может быть запатентовано, если оно является оригинальным, полезным и неочевидным… Заявка на патент должна описывать все детали изобретения, чтобы другие могли использовать его для дальнейшего развития технологий с помощью новых изобретений.

Каково основное назначение или функция патента? «Путем выдачи прав на производство нового продукта без опасения появления конкурентов, патенты обеспечивают для компаний и физических лиц стимул продолжать разработку новых инновационных продуктов или сервисов» (Investopedia).

Хорошо, таким образом, патент дает отдельному человеку или компании своего рода монополию на их разработку для того, чтобы стимулировать их (и других изобретателей) продолжать создание инновационных продуктов без опасения, что они будут украдены/воспроизведены кем-то еще.

Если вы собираетесь запустить стартап, основанный на чем-то, что, по вашему мнению, станет следующим «большим продуктом» — разве вы не захотите получить патент? Разве другие не попытаются украсть, например, ваше приложение, если оно действительно будет таким успешным?



Нет, вам не стоит подавать заявку на патент

Несмотря на то, что это может показаться нелогичным или даже опасным, в подавляющем большинстве случаев мы рекомендуем предпринимателям пропустить весь процесс оформления патента, пока их стартапы находятся на начальной стадии развития.

Есть три основных фактора, позволяющие утверждать, что получение патента для защиты интеллектуальной собственности вашей новой компании не является ни необходимым, ни целесообразным:

  1. Затраты времени и денег, а также реалии постоянных изменений
  2. Необходимость скорейшего использования патента
  3. Наличие других способов защиты интеллектуальной собственности

Давайте по очереди рассмотрим каждый из них.


1. Патенты: слишком дорого, занимает слишком много времени, слишком много ограничений

Подготовка и успешная подача заявки на патент требует много денег и значительное количество времени. К тому же нет никакой гарантии, что после оформления заявки вам обязательно будет выдан патент.

Максим Али
Старший юрист юридической фирмы «Максима Лигал»

Бюджет патентования действительно сильно зависит от многих факторов и, как правило, на этапе обращения клиента можно говорить лишь о его нижней границе.

Что, например, может повлиять на стоимость:
– сложность изобретения и его описания;
– цена услуг экспертов в конкретной технической области;
– «патентный ландшафт» на момент подачи заявки;
– необходимость внесения изменений в заявку по ходу её рассмотрения;
– наличие «претензий» к заявке или патенту со стороны конкурентов или экспертов Роспатента.

Разумеется, не последнюю роль играет и стоимость услуг юристов и патентных поверенных, которые будут работать с вами.

Очень сложно точно назвать среднюю цену патента в США, потому что на конечную стоимость влияет множество разных факторов, от непосредственно сборов за подачу заявки до текущих комиссий адвокатов, сборов за поиск, апелляции и так далее. Джин Куин (Gene Quinn) из Ipwatchwatchdog.com полагает, что заявка на «предельно простой» патент стоит, как правило, минимум $6 тысяч, тогда как Расс Крайец (Russ Krajec) из Blueironip.com рассказывает, что стоимость всего процесса подготовки и оформления для большинства патентов скорее оказывается ближе к $60 тысячам!

Елена Купцова
Руководитель отдела патентования Патентно-адвокатского бюро «Гардиум»

Во сколько обойдется патент в России?

Если предприниматель подает заявку самостоятельно, не прибегая к услугам поверенного, то стоимость патентования ограничивается размером патентных пошлин и составляет от 7 350 рублей. В этом случае предприниматель сэкономит средства, но есть риск получения отказа в выдаче патента из-за неправильно составленной заявки либо могут быть не учтены риски обхода полученного патента конкурентами. Поэтому подавать заявку рекомендуется через поверенного.

Стоимость в случае подачи через поверенного может возрасти до 100 тысяч рублей, но это окупится в будущем, поскольку, во-первых, снижается вероятность отказа в выдаче патента, во-вторых, поверенный составит формулу изобретения таким образом, что в дальнейшем, после получения патента, у патентообладателя будет возможность привлекать к ответственности конкурентов за нарушение исключительных прав.

И даже если вы смогли найти деньги для оплаты патента, и сам патент выдан, взгляните на кое-какую отрезвляющую информацию:

  • Статистика показывает, что до 97% патентов приносят меньше прибыли, чем было затрачено на их получение.
  • Патенты дороги не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения временных затрат.
  • Многие источники пишут, что оформление патента может занимать от 2,5 до 5 лет.

В 2016 году Ведомство по патентам и товарным знакам США (USPTO) рассказало, что среднее время ожидания от подачи заявки до первых официальных действий составляет 16 месяцев, тогда как общий срок рассмотрения патента составляет в среднем 25 месяцев. Таким образом, в США вам, по сути, придется ждать два года, прежде чем вы узнаете, была ли принята и утверждена ваша заявка. А если это займет 5 лет, как часто случается, то вполне возможно, что к тому времени, как патент будет одобрен, ваш продукт уже уйдет с рынка (а вы — в новое предприятие).

Елена Купцова
Руководитель отдела патентования Патентно-адвокатского бюро «Гардиум»

Официально в России срок государственной регистрации изобретения и выдачи патента составляет 66 месяцев (пять с половиной лет)Согласно п.13 Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение и его дубликата..

На практике получение патента занимает от года до трех лет. Если ФИПС принимает первичное решение о выдаче патента, то срок будет минимальным. Если же заявка оформлена с нарушением требований законодательства, то, за счет переписки с ФИПСом, сроки увеличатся.

Основанием для переписки (запроса) могут явиться как погрешности в оформлении документов, так и несоответствие решения условиям патентоспособности (новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость).

Принятие решения о патентовании всегда остается за предпринимателем, однако нужно понимать, что после того, как идея «вышла в свет», теряется критерий новизны, и запатентовать ее уже будет невозможно.

Если говорить об одобрении, то каков фактический процент утвержденных заявок? Около 56% всех патентных заявок одобряется, остальные 44% отклоняются. Если ваш патент содержит комбинацию запатентованных ранее элементов, то шансы на успешную выдачу патента резко падают.

Вот смысл всего этого:

Получение патента дорого стоит и отнимает много времени: новым стартапам следует потратить деньги на другие цели, которые позволят бизнесу вырасти и стать прибыльным. Когда вы только начинаете, у вас просто нет столько ресурсов, чтобы пройти через все сложные и ненужные мытарства при оформлении патента.

Кроме того, что вам нужно сконцентрироваться на создании хорошего продукта, который как можно скорее начнет приносить доход, еще одна причина не ввязываться в получение патента — то, что ваши идеи неизбежно будут меняться.

Венчурный капиталист и сооснователь Y Combinator Пол Грэм (Paul Graham) отмечает, что у 70-100% стартапов лежащая в основе их бизнеса ключевая идея изменяется к концу первых трех месяцев работы. Почему так происходит? Потому что опыт учит вас вещам, которые вы просто не могли знать заранее. Только путем тестирования ваших идей и сбора отзывов в реальном времени (особенно от реальных клиентов) вы можете получить инсайты, необходимые для корректировки своего продукта и улучшения операционной деятельности стартапа.

Теперь понятно, что получать патент на идею, которую вы, скорее всего, существенно измените (если не отбросите вовсе), в течение первых нескольких месяцев работы компании — это не очень хорошая затея.

Реальные инновации приходят в процессе реализации вашей идеи:



2. Быстрая реализация выигрывает у патентов

Большинство сегодняшних самых успешных стартапов основаны не на оригинальных изобретениях, которые принесли в мир нечто фундаментально новое, а на продуктах, занявших долю рынка, эффективно реагируя на монетизируемую боль потребителей.

Когда такие компании как Google, Facebook, Apple и Airbnb еще были стартапами, они не были слишком одержимы мыслями о том, что кто-то может украсть их идеи. Действительно, до прихода Google уже существовало более дюжины поисковиков, до появления iPhone уже были PDA, каучсерфинг существовал до Airbnb и так далее. Только после появления серьезных доходов, эти компании начали фокусироваться на получении патентов на различные свои продукты.

Интересен случай Groupon, ультрапопулярной площадки электронной коммерции. Groupon клонировался тысячами других компаний, включая Google, Amazon и Facebook, однако он все еще работает. В 2011 году компания вышла на IPO, и сервисом регулярно пользуются миллионы людей.

В конце концов, самым важным фактором для успеха вашего стартапа является использование: чем скорее вы начнете использовать свою идею, выпустив ее на рынок и тестируя продукт, тем больше шансов завоевать долю рынка и начать генерировать прибыль.

Елена Чуйкова
Производитель детских конструкторов «Йохокуб»

В России мы получали патент полтора года — это очень долго, на мой взгляд, потому что любой стартап всегда на грани выживаемости. А бизнесмену, который придумал креативную идею, нужно, конечно, запатентовать разработку, чтобы потом увереннее смотреть в глаза инвесторам. Делать это без патента сложно.

Не знаю, с чем связан такой долгий срок рассмотрения. Возможно, с партнерами, которых мы выбрали в качестве патентных поверенных, хотя компания была с серьезной репутацией.

Важное уточнение: есть патенты на промышленный образец и на изобретение. В первом случае — это патент на дизайн, внешний вид. Мы получали именно патент на изобретение — то есть способ соединения деталей между собой. 

Как мы увидели выше, самое важное — это реализация, учитывая, что большинство новых предприятий изменяют свои ключевые идеи, как только начинают пытаться создавать реальный продукт.

Американский художник и фотограф Чак Слоуз (Chuck Close) выразил это наилучщим образом: «Вдохновение для любителей, остальные из нас просто приходят и приступают к работе... Все самые лучшие идеи появляются в процессе, они приходят из самой работы».

На каждый Google или Facebook приходятся сотни тысяч провалившихся стартапов, инвестировавших свои ограниченные деньги и время в неправильные вещи — такие как подача заявок на ненужные патенты — и потому похоронивших шансы на успех еще даже до того, как у них появилась возможность выяснить, как стать успешными.

Не бойтесь, что кто-то украдет ваши идеи; вместо этого принимайтесь за работу, выходите на рынок, получайте обратную связь от реальных пользователей и начинайте реализацию своих идей.


3. Вам не нужен патент для защиты своей интеллектуальной собственности

Хоть я и считаю, что стартапы на ранних стадиях должны избегать всей процедуры оформления патентов, я в то же время не утверждаю, что новые компании не должны предпринимать никаких мер для защиты своей интеллектуальной собственности.

Если на эти цели есть бюджет, то вы должны сфокусироваться на защите следующего:

  • Доменные имена: Хорошее доменное имя является ключевым цифровым активом. В идеале вам нужен сайт в зоне .com, представляющий ваш брэнд (подробнее о выборе названия для прибыльного стартапа можете почитать в моей последней заметке). Небольшой совет: купите предпочтительный домен заранее, то есть до того, как ваша компания станет успешной, в противном случае киберсквоттеры обязательно взвинтят цену на нужный вам домен, если обнаружат рост стоимости вашего бизнеса.
  • Имена пользователей: Тот же принцип работает и здесь: защитите свои логины в социальных сетях типа Twitter, Facebook и Instagram прежде, чем они будут зарегистрированы кем-то другим.
  • Торговые марки: Вы можете защитить торговой маркой название компании, продукты, сервисы, лозунги, слоганы и так далее на такой срок, в течение которого ваша компания будет их использовать. Поищите базу данных торговых марок USPTO здесь, чтобы определить, какие из ваших торговых марок должны быть зарегистрированы, а затем официально их зарегистрируйте.

Максим Али
Старший юрист юридической фирмы «Максима Лигал»

Патент на изобретение можно получить далеко не всегда и, кроме того, он зачастую попросту не нужен, поскольку цели клиента могут быть достигнуты иными средствами, не связанными со сложной процедурой патентования.

Простой пример. Патент на изобретение подразумевает, что (а) каждый год вы платите пошлину (850-12 тысяч руб.) за поддержание патента в силе и (б) через 20 лет разработка утратит защиту и будет легально доступна каждому (а изобретение, к слову, будет опубликовано).

Поэтому некоторые компании, рассчитывающие на долгосрочное применение изобретения, предпочитают защищать его в режиме ноу-хау (секрета производства). Если верить легенде, то именно так Coca-Cola охраняет рецепт своего напитка уже многие годы.


Резюме

Вам не нужен патент для того, чтобы создать успешный стартап. Да, есть исключения, когда стартап разрабатывает какую-то прорывную технологию и таким образом, несомненно, выиграет от получения на нее патента. В большинстве же случаев инновация стартапа достаточно тривиальна (что вовсе не означает, что компания не предлагает рынку очень востребованный продукт или сервис).

Сфокусируйтесь на реализации своей идеи, то есть выходе на рынок, завоевании доли рынка и генерировании прибыли — и затем сконцентрируйтесь на создании портфеля интеллектуальной собственности, если это является одной из ваших ключевых целей и если это имеет смысл для вашего бизнеса.


Чтобы вы не ошиблись при выборе, Rusbase рекомендует своим читателям надежных юристов и адвокатов.


Материалы по теме:

90% стартапов умирают – причиной может быть одна из этих ошибок

Почему ваша идея в России НИЧЕГО не стоит

4 способа заработать на патентах

4 мифа о стартапах, которые мешают вам построить успешный бизнес

«За год я выслушал 1000 питчей — и вот какие уроки я из этого извлек»

Почему вашему приложению нужен MVP?

Источник

Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Finopolis 2017
5 октября 2017
Ещё события