Истории

Что такое фишинг и как от него защититься

Истории
Антон Кузнецов
Антон Кузнецов

Журналист, автор блока «Технологии».

Светлана Зыкова

Первые фишинговые атаки появились в конце прошлого века, а сейчас, по оценкам Google, жертвами фишинга в мире каждый год становится около 12,4 млн пользователей. Несмотря на то, что традиционные методы фишинга постепенно отходят в прошлое, этот вид мошенничества по-прежнему представляет серьезную опасность для частных лиц и компаний.

Rusbase предлагает детальнее разобраться в термине.

Что такое фишинг и как от него защититься

Навигация по статье:

1. Что такое фишинг
2. История фишинга 
3. Какую цель преследует фишинг
4. Типы и схемы фишинговых атак

5. Защита от фишинга
6. Фишинг в России
7. Заключение

Что такое фишинг

Фишинг (phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание) — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение идентификационных данных пользователей (логины и пароли к банковским картам, учетным записям).

Чаще всего фишинг представляет собой массовые рассылки писем и уведомлений от имени известных брендов, банков, платежных систем, почтовых сервисов, социальных сетей. Такие письма, как правило, содержат логотип, сообщение и прямую ссылку на сайт, внешне неотличимый от настоящего. По ссылке требуется перейти на сайт «сервиса» и под различными предлогами ввести конфиденциальные данные в соответствующие формы. В результате мошенники получают доступ к аккаунтам и банковским счетам пользователей.


История фишинга

Термин «фишинг» появился в 1996 году в новостной группе alt.online-service.America-Online сети Usenet. Первые упоминания о фишерах связаны с медийной компанией AOL, когда мошенники представлялись сотрудниками AOL, обращались к пользователям через программы мгновенного обмена сообщениями и от лица сотрудников компании просили предоставить им пароли от аккаунта. Получив доступ к аккаунту, его использовали для рассылки спама.

В начале 2000-х годов фишинг распространился на платежные системы, а в 2006 году фишинговой атаке подверглись пользователи социальной сети MySpace, в результате были украдены регистрационные данные.

Первая всероссийская премия в области AgroTech-решений. Участвуй сам или номинируй достойных!

Какую цель преследует фишинг

Фишинговые атаки могут быть направлены как на частных лиц, так и на отдельные компании. Целью атак на физических лиц, организованных мошенниками, как правило, является получение доступа к логинам, паролям и номерам счетов пользователей банковских сервисов, платежных систем, различных провайдеров, соцсетей или почтовых сервисов. Кроме этого целью фишинговой атаки может быть установка вредоносного ПО на компьютер жертвы.

Не все фишеры самостоятельно обналичивают счета, к которым они получают доступ. Обналичивание счетов — сложно осуществимый процесс с практической точки зрения. К тому же человека, который занимается обналичиванием, легче поймать и привлечь преступную группу к ответственности. Поэтому, получив конфиденциальные данные, часть фишеров продает их другим мошенникам, использующим отработанные схемы снятия денег со счетов.

В случаях, когда фишинговые атаки направлены на компании, целью киберпреступников является получение данных учетной записи какого-либо сотрудника и последующая расширенная атака на компанию.

Типы и схемы фишинговых атак

К основным методикам и техникам фишинга относят:

Приемы социальной инженерии

Представляясь представителями известных компаний, фишеры чаще всего сообщают получателям, что им нужно по какой-либо причине срочно передать или обновить персональные данные. Такое требование мотивируется утерей данных, поломкой в системе или другими причинами.

Человек всегда реагирует на значимые для него события. Организаторы фишинга стараются встревожить пользователя и вызвать его немедленную реакцию. Так, считается, что электронное письмо с заголовком «чтобы восстановить доступ к своему счету…» привлекает внимание и заставляет человека пройти по ссылке для получения более подробной информации.

Фишинг с обманом

Это самый распространенный тип фишинговых атак. Сообщениями, построенными на использовании этого метода, мошенники могут заспамить миллионы адресов электронной почты в течение нескольких часов. В данном случае фишер присылает фальшивое письмо от имени организации с просьбой пройти по ссылке и проверить данные учетной записи.

Для кражи личных данных создаются специальные фишинговые сайты, которые размещаются на домене максимально похожем на домен реального сайта. Для этого фишеры могут использовать URL с небольшими опечатками или субдомены. Фишинговый сайт оформляется в похожем дизайне и не должен вызвать подозрений у попавшего на него пользователя.

Cледует отметить, что фишинг с обманом — наиболее традиционный метод работы фишеров и при этом наименее безопасный для организаторов атак, поэтому в последнее время он постепенно уходит в прошлое.

«Гарпунный» фишинг

Объектами «гарпунного» фишинга выступают не широкие группы пользователей, а конкретные люди. Чаще всего этот способ является первым этапом для преодоления средств защиты компании и проведения целевой атаки на нее. Злоумышленники в таких случаях изучают своих жертв с помощью социальных сетей и других сервисов и таким образом адаптируют сообщения и действуют более убедительно.

«Охота на китов»

Охоту за конфиденциальной информацией топ-менеджеров и других важных персон называют «охотой на китов». В этом случае фишеры тратят достаточно много времени на определение личностных качеств целевой жертвы, чтобы подобрать подходящий момент и способы для кражи учетных данных.

Рассылка вирусов

Кроме кражи личных данных мошенники также ставят себе целью нанесение ущерба отдельным лицам или группам лиц. Ссылка фишингового письма при клике может загружать на ПК вредоносный вирус: кейлоггер, троянскую программу или программу-шпиона.

Фарминг

Это новая разновидность фишинга. Используя этот метод, фишеры получают личные данные не через письмо и переход по ссылке, а непосредственно на официальном сайте. Фармеры меняют цифровой адрес официального сайта на DNS-сервере на адрес подменного сайта, и в результате ничего не подозревающий пользователь перенаправляется на поддельный сайт. Такой фишинг опаснее традиционного, поскольку увидеть подмену невозможно. От подобных атак уже страдают аукцион Ebay, платежная система PayPal и известные мировые банки.

Вишинг

Вишинг — метод фишинга, использующий для получения информации телефонную связь. В уведомительном письме указывается номер телефона, по которому нужно перезвонить, чтобы устранить «возникшую проблему». Затем во время разговора оператор или автоответчик просит пользователя для решения проблемы назвать идентификационные данные.


Читайте по теме: Кардинг, фишинг и скимминг: что это и как защитить свои средства?




Как можно защититься от фишинга

Специалисты в первую очередь советуют пользователям сервисов научиться распознавать фишинг самостоятельно.

В ответ на письмо с просьбой «подтверждения» учетной записи или любой другой схожей просьбой эксперты советуют пользователям связаться с компанией, от имени которой отправлено сообщение, чтобы проверить его подлинность. Кроме того, рекомендуется самостоятельно вводить URL-адрес организации в адресную строку вместо использования любых гиперссылок.

Практически все подлинные сообщения сервисов содержат в себе упоминание некой информации, недоступной для фишеров, например, упоминание имени или последние цифры номера счета. При этом подозрения должны вызвать любые письма, не содержащие какой-либо конкретной личной информации.

Следует помнить также, что фишинговые сайты могут скрываться за всплывающими окнами. На них может вести таргетированная реклама. Бывают случаи, когда в графе «логин» пользователь уже видит адрес своей электронной почты и ему предлагается только ввести пароль в нижней графе. Есть вероятность увидеть ссылку на фишинговый сайт в комментариях на форумах и в социальных сетях. Ссылку может прислать вам также друг или знакомый, чей аккаунт был взломан. Если письмо или ссылка вызвали у вас подозрение, лучше не переходить по ней.

Борьба с фишерами происходит также на техническом уровне:

  • Об угрозах фишинга предупреждают браузеры, большинство из них ведет собственные списки фишинговых сайтов, после сверки с ними сервисы предупреждают пользователей о переходе на опасные сайты;
  • Почтовые сервисы борются с фишингом в сообщениях, совершенствуя свои спам-фильтры и анализируя фишинговые письма;
  • Крупные сервисы и компании также занимаются усложнением процедуры авторизации, предлагая пользователям дополнительную защиту личных данных.

Михаил Терешков, руководитель направления информационной безопасности АО «ЭР-Телеком Холдинг», в колонке на Rusbase привел такие эффективные, но простые для пользователя способы защиты от фишинга:

  • Обращайте внимание на сертификат безопасности платежной системы — в адресной строке браузера название сайта выглядит как https://...
  • Всегда меняйте предустановленные заводские пароли роутера на более сложные, а также минимум раз в полгода устанавливайте обновленные версии ПО.
  • Не проводите покупки через общественный Wi-Fi. Дополнительной защитой может стать антивирус для смартфона.
  • Прежде чем осуществлять оплату в незнакомом интернет-магазине, почитайте о нем отзывы в сети.



Фишинг в России

В сентябре 2019 года эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» назвали пять мошеннических схем, которые чаще всего применялись в 2019 году. На первом месте (34% упоминаний) оказался фишинг, цель которого — получить доступ к логинам и паролям пользователя. Классический пример фишинга — вредоносные ссылки. К его разновидностям также относятся реклама на видеохостингах, обещающая оплату за участие в опросах, и звонки от имени банков. 

Сообщается, что всего авторы рейтинга проанализировали около 50 тысяч сообщений граждан и более 20 тысяч публикаций в СМИ и других открытых источниках.

В 2020 году во время пандемии коронавируса количество краж с банковских карт пользователей выросло в шесть раз, сообщала компания Group-IB, которая специализируется на предотвращении кибератак. По словам экспертов, мошенники заманивают пользователей на фишинговые сайты, где покупатели вводят платежные данные. Злоумышленники используют эти данные для обращения к публичным p2p-сервисам банков и перевода денег на свои счета.

Один банк в среднем фиксирует 400-600 попыток такого способа мошенничества в месяц. Средний чек одного перевода — 7 тысяч рублей. Часто злоумышленники создавали поддельные страницы онлайн-магазинов с масками, перчатками и санитайзерами. 

— данные Group-IB.

Заключение

Кибератаки давно стали частью нашей жизни. Защита от мошенников — глобальная задача корпораций и стартапов, которые разрабатывают финансовые, e-commerce и другие сервисы. Но и пользователям нельзя забывать о простых шагах для того, чтобы не попасться на крючок злоумышленника.


Материалы по теме:

Как хакеры воруют популярные аккаунты в Instagram

Самые популярные способы кражи корпоративных данных: как защитить свою компанию

«Сбербанк» рассказал о крупнейших киберугрозах для россиян

Технологии кибербезопасности: какие решения перспективны и можно ли полностью защититься уже сейчас

Фото на обложке: Depositphotos.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Soft skills: что это такое и как их прокачать
  2. 2 Минимально жизнеспособный опыт отношений с брендом: что это и как его создать
  3. 3 5G: как работает технология и зачем нам это нужно
  4. 4 Чем различаются потребительский, корпоративный и промышленный IoT
  5. 5 100 терминов о бизнесе и технологиях, которые нужно знать каждому