Top.Mail.Ru
YOUNG

Гайд для юных программистов: с чего начать знакомство со сферой?

YOUNG
Влад Степанов
Влад Степанов

Руководитель направления «Информатика» «Яндекс Учебника»

Алина Алещенко

Уже сегодня IT-компетенции нужны многим специалистам: от инженеров до социологов, именно поэтому полезно развивать их с самого детства. Например, через программирование. Навык написания кода не только открывает путь в перспективную профессию, но и помогает прокачать важные для взрослой жизни soft skills, раскрывает творческий потенциал, тренирует креативность и функциональное мышление (умение разбирать задачу на подзадачи и выстраивать последовательности действий).

О ресурсах, которые сделают процесс знакомства с программированием приятным и подогреют интерес к нему в будущем, рассказывает Влад Степанов, руководитель направления «Информатика» «Яндекс Учебника».

Гайд для юных программистов: с чего начать знакомство со сферой?
  1. YOUNG

Школа программирования и робототехники «Пиксель» познакомит вашего ребенка с миром ИТ. В школе есть онлайн- и офлайн-занятия для детей от 5 до 17 лет по направлениям: Scratch, Roblox, Unity3D, Java, Python, Minecraft и веб-дизайн. Подробнее — на сайте.


Содержание:

 

Платформы для самых маленьких (до 7 лет)

Первые шаги в программировании ребенок может сделать еще до того, как научится писать. Игры и тренажеры для самых маленьких напоминают скорее увлекательный конструктор, чем урок информатики.

Развивай себя и свой бизнес на образовательной платформе для предпринимателей «Курс».

Например, платформа «ПиктоМир», разработанная по заказу Российской академии наук, позволяет ребенку «собрать» из пиктограмм на экране компьютера несложную программу, управляющую виртуальным роботом. 

А в обучающей игре Code Karts, созданной по системе Монтессори, дети знакомятся с основами программирования с помощью логических загадок, оформленных в виде гонки — ребенку нужно составить простой код, чтобы привести свою машину к финишу. 

Другой увлекательный «цифровой конструктор» — ScratchJr. Здесь дети учатся алгоритмам построения кода, перетаскивая разноцветные блоки и собирая свои первые небольшие игры и мультфильмы. 

Научить детей мыслить логически и раскладывать сложные задачи на простые шаги можно в нашей игре «Приключения ровера Роба». Это яркий интерактивный комикс, где ребята следят за развитием сюжета с участием маленького робота-доставщика и его друзей и параллельно тренируются составлять первые алгоритмы.

Ресурс разработан для детей 7-11 лет, но отлично подойдет и дошкольникам — все реплики комикса сопровождаются аудио версиями, поэтому для погружения в сюжет и задания совсем не обязательно уметь читать.

 

Компьютерные игры и Lego (7+)

Ребятам постарше изучать программирование в нескучной форме помогают компьютерные игры с «открытой» вселенной, где есть возможность создавать своих героев, локации или целые миры. 

Самые популярные среди подростков платформы — это Roblox и Minecraft. На первой собраны сотни игр (плейсов) от профессиональных разработчиков и любителей, которые разбиты на тематические разделы — от строительства до научной фантастики. Дети могут посещать авторские локации или создавать собственные, общаясь и взаимодействуя с другими игроками.


Читайте по теме:

Названы лучшие вузы в IT-сфере по размеру зарплат выпускников

Школьники хотят начать карьеру в геймдеве, но боятся неодобрения от родителей — исследование


В Minecraft все немного иначе — виртуальный мир, в котором оказывается участник, формируется по умолчанию после загрузки игры, и главная задача любого персонажа здесь — выжить. Он должен строить объекты и организовывать свою локацию так, чтобы защищать себя от опасностей.

Minecraft предполагает больше свободы — игроки могут предпринимать любые действия, передвигаться по тем местам, которые им хочется посетить, и конструировать без ограничений, а это, в свою очередь, дает широкие возможности для креатива.

К примеру, внутри этого виртуального мира уже строили подобие Королевской Гавани из «Игры Престолов», Титаника, Вавилонской башни и других реальных и вымышленных архитектурных сооружений. Отличаются две эти игры и языками программирования — Roblox знакомит детей с LUA, а Minecraft — с Python

Еще одна платформа — Factorio — подойдет тем, кто уже освоил простые языки (к примеру, Python) и готов переключиться на С++.

В игре единый для всех пользователей сюжет — ребятам от лица космонавта, попавшего на неизвестную планету, предстоит добывать полезные ископаемые, строить заводы и фабрики для автоматизации процессов переработки, а также защищаться от существ, населяющих виртуальный мир. 

Потренировать навыки программирования в игровой форме можно не только онлайн. Любителям конструкторов понравится серия Mindstorms от Lego. Это наборы деталей и электронных блоков для создания программируемых роботов с дистанционным управлением.

Серия Mindstorms подойдет детям от 10 лет, а для тех, кто помладше, есть похожая версия Lego Boost.

 

Знакомство с языками программирования (7+)

Уже с первого класса школьник может не только тренировать абстрактную логику и изучать общие принципы кодинга, но и прицельно знакомиться с языками программирования.

Для начала лучше выбрать один из простых визуальных вариантов, например, Blockly или Scratch. Для изучения первого подойдет сайт Blockly.Ru. Здесь собрана большая русскоязычная база теоретических материалов, практических упражнений и увлекательных игр для детей от 7 лет.

Познакомиться с языком программирования Scratch можно на сайте одноименного сообщества. Здесь дети 8-16 лет могут создавать интерактивные истории, игры и анимации и делиться ими с другими пользователями по всему миру. 

На нашем курсе по информатике для 7-9 классов ребята учатся писать и тестировать программы для робота на Python, работать с Blockly, разрабатывать веб-страницы и многое другое.

Здесь упор сделан на практические знания: например, после освоения простых навыков программирования школьники узнают про облачные хранилища данных, безопасность в интернете и геоинформационные системы. Все это — в иллюстрированной форме с подсказками и без оценок. Учебная программа курса состоит из 68 уроков и отлично подойдет для подготовки к ОГЭ.

Познакомиться практически со всеми популярными языками программирования, развить умения их использовать, а также подготовиться к олимпиадам по информатике для средней и старшей школы, ОГЭ и ЕГЭ можно на сайте «Информатикс». Этот ресурс создан Центром педагогического мастерства.

Он объединяет обучающие курсы, которые разрабатывались преподавателями ведущих вузов и школьными учителями из разных регионов страны. Материалы подойдут ребятам любого уровня подготовки, даже если цели сдавать экзамены или участвовать в олимпиадах пока нет — на сайте представлены блоки с теорией по различным темам и тренажеры с автопроверкой даже для начинающих программистов. 

Погрузиться в тему и отточить навыки в программировании роботов, мобильной, VR/AR-разработке и других областях, можно в «IT-кубах» — специализированных образовательных центрах, которые работают в разных регионах России.


Читайте также: В Госдуме планируют упростить процесс трудоустройства для подростков


«Куб» — это направление обучения, которое дети могут построить индивидуально под себя, выбрав понравившиеся курсы. Занятия проводятся для ребят от 7 до 18 лет. Начать посещать центры можно с любого возраста — в программе есть блок для начинающих, который подойдет и младшим школьникам, и ребятам постарше. 

Те, кто хочет изучить основы промышленного программирования и разработать свои первые проекты уже во время учебы, могут попробовать освоить двухгодичную программу «Лицея Академии Яндекса». Это бесплатный проект для учеников 8-10 классов, который работает более чем в 160 городах России и Казахстана.

Чтобы поступить туда, не обязательно уметь программировать, достаточно базовых знаний математики и логики. За два года школьникам предстоит изучить основы Python и научиться создавать веб-приложения, чат-боты и с нуля разрабатывать программы с графическим интерфейсом. Этих навыков достаточно, чтобы устроиться на стажировку или стать junior-разработчиком. 

Подростки, уже хорошо знакомые с графическими языками-надстройками, могут постепенно переходить на JavaScript. О нем подробно рассказывает на своем ютуб-канале блогер Владилен Минин. Ролики подойдут, скорее, старшеклассникам, а начать изучение можно с видео «Полный курс 2020 JavaScript за 6 часов»

Важно помнить, что любому начинающему программисту рано или поздно придется столкнуться с английским языком — на нем «кодит» весь мир. Чем раньше ребенок станет отрабатывать базовые навыки в англоязычной среде, тем проще и быстрее он адаптируется ко «взрослым» языкам в будущем. Маленькие кодеры могут начать с бродилки Box Island, квеста SpriteBox или приложения по управлению роботом Lightbot

Еще один полезный англоязычный ресурс — сайт code.org, где собраны видео и тренажеры для погружения в программирование. Обучение подойдет детям разных возрастов — от 4 до 18 лет. Некоторые материалы доступны на русском языке или с русскими субтитрами.

 

Олимпиады (от 10 до 17 лет)

Когда ребенок познакомился с основами и втянулся «в процесс», можно добавить в обучение соревновательный элемент. Например, принять участие в нашей олимпиаде по информатике. Задания здесь адаптированы для школьников 6-11 классов и подойдут ребенку, даже если у него нет hard skills в программировании — все необходимые знания участники получают по мере прохождения заданий.

В первом туре дети учатся решать задачи на логическое мышление, программировать ровер (робот-доставщик) и писать код на Python. Второй тур проходит в формате онлайн-хакатона. Школьники в командах разрабатывают новые навыки для голосового помощника Алисы.

В процессе они знакомятся с тем, как работают голосовые интерфейсы, а также пробуют себя в роли разных IT-специалистов: сценаристов, тестировщиков и разработчиков.

Если школьник подумывает о профильном вузе, полезно будет попробовать себя во Всероссийской олимпиаде по информатике. В первом туре принимают участие ученики средней и старшей школы. На муниципальный этап проходят школьники 7-11 классов, а на региональный и заключительный — только старшеклассники.

Приятный бонус от участия: победители и призеры заключительного этапа получают льготы при поступлении в вузы на профильные специальности.

Альтернатива Всероссийской Олимпиады — Открытая олимпиада по программированию для 7-11 классов. Она ничуть не уступает по сложности заданий, но отличается тем, что отборочный тур в ней проходит дистанционно.

Некоторые соревнования рассчитаны на командную работу. В их числе — олимпиада по программированию «Высшая проба» от ВШЭ (7-11 классы) и Национальная технологическая олимпиада (5-11 классы).

 

Книги и комиксы

Знакомство с программированием можно начать и с книг: от увлекательных историй для самых маленьких до практических гайдов для подростков, которыми зачитаются даже родители. Вот лишь несколько примеров:

  • «Путешествие в страну Алгоритмию с котенком Скретчем», Елена Зорина (0+) — красочная книга о языке программирования Scratch с интересными заданиями и сюжетом. 
  • Комиксы из серии «Тайные кодеры», Джин Люэнь Янг (6+) — девочке по имени Кузнечик и ее друзьям предстоит разгадать тайны Академии, где они учатся. Здесь в увлекательной форме изложены основы программирования на языке Лого. 
  • «Scratch для юных программистов», Денис Голиков (7+) — книга помогает детям самостоятельно изучить Scratch, написать первую программу, мультфильм и игру. Попутно ребенок знакомится с базовыми математическими понятиями.
  • «Python для юных программистов», Денис Голиков, Сергей Жучков (7+) — книга рассчитана на детей, у которых сформированы базовые навыки работы с компьютером (создание текстовых файлов, презентаций, самостоятельный поиск информации в интернете и прочее). В процессе игрового обучения они узнают о типах данных, операторах, циклах, списках, функциях и других элементах языка Python.
  • «Python для детей и родителей. Играй и программируй», Брайсон Пэйн (12+) — популярный самоучитель, подробно описывающий работу с языком Python. Книга научит шифровать тайные послания с помощью программ, создавать компьютерные игры и графику, а также собственные приложения. 
  • «Программируем с детьми. Создайте 50 крутых игр на Python», Адриана Таке (12+) — простая и наглядная книга для обучения с нуля. С ее помощью ребенок научится писать код на Python и сможет создавать игры самостоятельно.
  • «Программируй в Minecraft. Строй выше, выращивай быстрее, копай глубже и автоматизируй всю скучную работу!», Эл Свейгарт (12+) — книга заинтересует всех любителей игры Minecraft. Благодаря ей ребенок познакомится с основами программирования и получит ценные навыки, которые сможет использовать в игре.

 

Советы родителям

Важно помнить о некоторых общих правилах, которые помогут сделать процесс обучения легче и интереснее.

  1. Создайте комфортную среду для обучения. Ребенок не должен бояться совершать ошибки. Дайте ему понять, что он всегда может полагаться на ваши советы и поддержку. 
  2. Покажите, как личные интересы сына или дочери связаны с цифровыми технологиями. Ведь сам по себе кодинг может быть не так увлекателен, особенно если ребенок планирует выбрать профессию, на первый взгляд не связанную с IT. Например, увлеченному футболисту можно предложить сделать скрипт, который позволит следить за расписанием игр его любимой команды. Благодаря понятной цели он будет активнее вовлечен в образовательный процесс.
  3. Не давите. Велик соблазн решить за ребенка, в какой области ему развиваться. Не заставляйте детей заниматься теми предметами, которые им не нравятся — так вы убиваете их мотивацию и перекрываете кислород естественным желаниям и потребностям.

Фото на обложке: Shutterstock / Volodymyr TVERDOKHLIB

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

Карта GamingTech
Интерактивная карта индустрии GamingTech объединяет российские проекты, ориентированные на геймеров и киберспорт.
90+ компаний