Rusbase
Как открыть отель с нуля: инструкция из восьми шагов
20 сентября 2019



Продолжаем серию материалов о том, как открыть свой бизнес в разных сферах. В первом тексте мы рассказали о кофейнях: с чего начать и к чему готовиться начинающему «кофейному» предпринимателю. Сегодня говорим о том, какие этапы ожидают начинающего отельера в покорении гостиничной ниши.
Чем различается гостиничный бизнес в столице и регионах России
Москва – это в первую очередь не туристический, а рабочий город. В столицу люди чаще всего приезжают на конференции, выставки и по рабочим вопросам. Всем постояльцам важно предоставить хороший сервис, чтобы человек быстро заселился и не имел проблем. В Санкт-Петербурге обратная ситуация: туда как раз едут отдыхать, и особенно иностранцы, на выходных в Питере высокая загрузка, люди гуляют. Даже так: многие приезжают в Москву, остаются на день – два и с утра отправляются на «Сапсане» в Питер.

Алексей Петропольский
Владелец бутик-отеля «Чемодановъ»

Дэвид Дженкинс
Вице-президент по развитию бизнеса компании Radisson Hotel Group
В Москве традиционно популярнее всего высококлассные брендовые отели. В основном это связано с большим количеством бизнес-путешественников. При этом, по мере развития рынка, мы видим, что спрос на лайфстайл-отели еще далеко не освоен.
Во многих регионах России дефицит качественных гостиничных услуг — отелей с высоким уровнем сервиса и разумным, отвечающим спросу соотношением цены – качества. Потенциал есть в каждом регионе и городе, даже, например, в Санкт-Петербурге, где летом особенно высока заполняемость отелей, хостелов и другого жилья.

Чтобы адекватно оценить дефицит, нужно учитывать не только количество доступных вариантов размещения, но и спрос на проживание в них. В каких-то регионах туристический поток постоянно растет. Например, на Алтае, в Краснодарском крае, республике Карелия и в Свердловской области, также популярны города Золотого кольца России. А где-то турпоток начнет увеличиваться только в ближайшие годы, в том числе в связи с облегченным режимом получения виз для иностранных туристов. Я бы рекомендовал учитывать эти факторы при выборе города и региона для открытия нового отеля.

Максим Карауш
Руководитель гостиничного направления OneTwoTrip
Шаг 1. Капсульный или традиционный? Выберите тип отеля и придумайте концепцию
Федеральное агентство по туризму разграничивает большие и мини-отели по количеству номеров: если планируете номерной фонд меньше 50 комнат, то вы будете условно считаться владельцем мини-отеля.

Также гостиничный бизнес подразделяется на виды гостиниц по классу услуг (Постановление от 16 февраля 2019 года №158):
Традиционный мини-отель
Один из наиболее популярных вариантов размещения; будет включать от 5 до 50 номеров, регистрационную стойку и обеденную зону. Отели такого типа редко предлагают дополнительные услуги.
Хостел
Формат общежития с номерами до 20 человек с общей кухней, санузлом и зоной отдыха.
Коливинг
Это микс хостела и капсульного отеля, чаще с качественным ремонтом, который большинство постояльцев использует для длительного проживания.
Мотель
Бюджетный тип отеля в придорожной зоне с минимумом удобств.
Курортный отель
Обеспечит качественный отдых постояльцу, предполагает наличие на территории ресторанов, бассейнов, спортзала и других сервисов.
Традиционный большой отель
Отель с номерным фондом от 50 комнат, предлагает большой спектр дополнительных услуг, часто является сетевым.
И другие
Это основные формы для России. Также встречаются акватели, капсульные, апарт-отели, комплексы апартаментов, гостевые, или семейные, бизнес-отели и другие типы.
Обратите внимание: В материале мы расскажем про этапы открытия небольшого отеля, так как это самый понятный вариант для запуска первого бизнеса. Также мы не берем тему франшизы: в таких случаях процесс контролирует франчайзер, у которого обычно есть конкретные требования к новой точке.
Концепция отеля включает в себя следующее: месторасположение и характеристика ближайшего гостиничного фонда, номерной фонд (количество и их виды), площадь (в том числе нежилых отельных помещений), цены на проживание, ориентировочная среднегодовая загрузка, сезонность, штат, дополнительные услуги вроде завтраков, трансфера, экскурсий и другие параметры.
Лайфхак: Для качественного сбора аналитики можно обратиться в компании, которые занимаются управлением и консалтингом в гостиничной нише. Маркетинговый анализ позволит не ошибиться с выбором типа и концепции предприятия, а также поможет рассчитать плановые издержки и доходы со сдачи номеров — отразите его в вашем бизнес-плане (см. следующий шаг).
Как открыть хостел?
Хостелы обещают быстро окупиться и требуют меньше всего вложений. По данным Российской газеты, сейчас хостелы занимают долю в 20–40% всего рынка размещения (в зависимости от региона).

Однако важно считаться с «законом Хованской»: с 1 октября 2019 года в России будет запрещено размещение хостелов и гостиниц в жилом фонде многоквартирных домов. При этом формулировку о запрете «иных средств размещения» и «услуг временного размещения» из текста законопроекта убрали. Получается следующее: юрлица и ИП оказывать гостиничные услуги теперь в жилом фонде не могут, но продолжать работать можно по договорам найма.

Исключением из законопроекта станут нежилые помещения на 1 и 2 этажах (над другими нежилыми объектами), обязательно с отдельным входом, при наличии систем противопожарной безопасности, звукоизоляции в номерах, охранной сигнализации и сейфов. То есть, если требования соблюдаются, размещаться в жилом доме хостел или мини-отель все-таки сможет. Правда, поскольку эти требования, особенно отдельный вход, сложны в исполнении, ищите в первую очередь помещения в нежилом фонде.

Евгений Насонов, член правления Лиги хостелов:

«Что произойдет с хостелами 1 октября? Навряд ли что-то кардинально поменяется для уже функционирующих объектов. У московских властей есть чем заниматься. Идея того, что контролирующие органы все оперативно проверят, разбивается о расчеты: так, в 2016 году, когда московские власти объявили хостелам "войну", было закрыто 46 точек. При этом ежегодно их открывается более 50».
Шаг 2. Составьте бизнес-план и обозначьте объем инвестиций
Вы определились с типом и концепцией отеля, теперь нужно понять объем инвестиций и желаемой прибыли. Эти цифры позволят начать работать над бизнес-планом.

Прединвестиционные исследования сформируют выводы о рентабельности будущего бизнеса. Кроме того, маркетинговый анализ поможет рассчитать плановые издержки и доходы со сдачи номеров — он должен быть отражен в вашем бизнес-плане. Когда определитесь с помещением (см. шаг 3), дополните план: проанализируйте ближайших конкурентов и их ценовую политику — вам придется играть по уже установившимся ценовым правилам.

Еще необходимо проанализировать и зафиксировать в бизнес-плане вашу финансовую модель. Рассчитать стоимость продажи номера на следующие годы после открытия правильнее будет с момента выбора помещения, ориентируясь на рынок. Спрогнозировать операционные расходы можно уже сейчас: подсчитайте, во что вам обойдутся зарплаты персоналу (подробнее о персонале мы остановимся на шаге 7), коммунальные платежи, приблизительная аренда (сколько закладываете, если помещение не в собственности), уборочный инвентарь и расходные материалы.

Если результаты расчетов по бизнес-плану оправдают ожидания, переходим к поиску помещения и регистрации бизнеса.
Найдите поставщиков сервисов и услуг для бизнеса

В B2B-магазине Rusbase в режиме «одного окна» вам доступны надежные поставщики бизнес-решений. Здесь вы привлечете к своему проекту инвестора, вместе с профессионалами сделаете грамотную финансовую модель и, если понадобится, проведете инвестиционную диагностику бизнеса перед запуском.
Шаг 3. Найти помещение
Расположение помещения вашего будущего мини-отеля в большей мере скажется на успехе всего предприятия. Важно, чтобы новый отель расположился в центральных районах (но в относительно спокойном месте) с хорошей инфраструктурой, был в шаговой доступности от метро и остановок наземного транспорта и, в идеале, соседствовал с объектами культурного наследия.

Также ваше будущее помещение, подходящее под планы и не предполагающее выход за рамки финвозможностей, должно быть объектом нежилого фонда. Перевод из жилого в нежилой — это долго, затратно и далеко не всегда возможно.

Рассчитывайте, что, помимо номеров, в помещении должны расположиться:

  1. ресепшен;
  2. холл;
  3. помещения для персонала;
  4. помещение для охраны;
  5. складские помещения;
  6. место для хранения уборочного инвентаря и белья;
  7. обеденное пространство (если планируете предлагать гостям завтраки).
Лучше всего открывать отель в выкупленных помещениях. Если вы открываете отель в месте, которое арендуете, вы должны его железобетонно забронировать: надо договориться с арендодателем на то, чтобы вам дали долгосрочное право пользования этим помещением — более чем на десять лет. Пропишите штрафные санкции, формы расторжения, форс-мажорные обстоятельства — все, что может привести к закрытию бизнеса по вине арендодателя.

Алексей Петропольский
Владелец бутик-отеля «Чемодановъ»
Шаг 4. Зарегистрируйте бизнес
Для оформления договора аренды вам понадобится зарегистрировать свой бизнес.

Если у вас фонд до 50 номеров, можно ограничиться оформлением статуса ИП. Если вы уже являетесь индивидуальным предпринимателем, зарегистрируйте в налоговых органах соответствующий вид деятельности по ОКВЭД. Для мини-отеля с общепитом — это 55.11, отелей без пункта питания — 55.12.

Следующее — выбор системы налогообложения. Владельцы мини-отеля с ежегодным заработком до 150 млн рублей могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения (УСН) и / или единым налогом на вмененный доход (ЕНВД) — популярным налоговым режимом в малом отельном бизнесе. Общая система налогообложения (ОСНО) будет менее выгодна.
Шаг 5. Составьте дизайн-проект и начните ремонт
Далее мы переходим к проектированию, оформлению документации, строительству и закупкам. Обязательно изучите общие требования к малым средствам размещения (например, тут).
Рынок гостиничных услуг — это конкурентный рынок, а при конкуренции всегда улучшается качество. Идея про то, что можно снять помещение и сделать в нем самый дешевый ремонт, поклеить все стеклообоями, поставить двухъярусные кровати — и у вас это как-то будет работать, сегодня не актуальна. В Москве и продвинутых регионах все давно не так.

Кроме того, подходите к проектированию ответственно, думайте, прежде чем что-то делать. Например, государство запрещает селить людей без окон или планировать на 50 человек один туалет — вас просто не классифицируют, и будут правы.

Также правильная планировка помещения позволит грамотно использовать пространство: кто-то в помещении в 250 кв. м ставит 27 коек — и не выходит на оборот, а кто-то ставит в этом же помещении 50 коек, и люди все равно остаются довольны.

Евгений Насонов
Член правления Лиги хостелов

Алексей Петропольский
Владелец бутик-отеля «Чемодановъ»
Ни в коем случае не экономьте на вытяжке, кондиционировании, отоплении и шумоизоляции. Постоялец должен жить с удобством, в комфортной температуре и в абсолютной тишине — то есть не слышать, что происходит за стенкой.
Новичкам может быть сложно вписаться в планируемый бюджет уже на этапах дизайна и проектирования. Во-первых, и это самое частое, — вы можете допустить ошибки в оценке бюджета реализации. Во-вторых, дополнительные расходы могут появиться в связи с изменением техзадания на этапе проектирования. В-третьих, чтобы вписаться в бюджет, координируйте работу проектной группы (проектировщиков, строителей, поставщиков и тому подобное). А помимо финансов отмечу вероятность внезапных изменений в законодательстве — за этим тоже нужно следить.

Павел Отрощенко
Генеральный директор архитектурного бюро FrontArchitecture
Шаг 6. Сделайте разрешительные документы
Вам необходимо получить следующие документы:

• регистрационное свидетельство и подтверждение о постановке на налоговый учет;
• арендное соглашение или правоустанавливающий акт на недвижимость;
• техпаспорт и другие документы на помещение;
• документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной и экологической безопасности;
• договоры с обслуживающими, охранными и коммунальными организациями (например, на коммунальные услуги, вывоз мусора, техобслуживание и прочее);
• документ о регистрации кассового аппарата в налоговой инспекции;
• разрешение на вид деятельности от Роспотребнадзора;
• и другие документы, подразумевающие обязательную сертификацию.
Лайфхак: Проконсультироваться по вопросам подготовки документов можно в сервисах «единого окна», консалтинговых компаниях, налоговой инспекции и органах местного самоуправления.
Кроме того, от вас потребуют пройти обязательную сертификацию гостиниц. Все отели, в том числе хостелы, должны быть оценены до 1 января 2021 года. Аккредитованные организации получат свидетельство о присвоении звездной категории, которое будет действительно три года.
Шаг 7. Наймите персонал
В мини-отеле должны числиться: управляющий — он ответственен за все процессы; администратор — размещает постояльцев и решает их вопросы; горничная — поддерживает чистоту в отеле; охранник — отвечает за охрану и безопасность; технический работник — ремонтирует мебель и оборудование. Если в отеле будет точка питания, на нее тоже понадобится квалифицированный персонал. Бухгалтера и делопроизводителя можно нанять на частичную занятость.
Шаг 8. Займитесь продвижением отеля
На первом этапе наибольшее число клиентов принесут системы онлайн-бронирования (ОТА) — при должном подходе отеля к этому вопросу.

Цель нового отеля — привлечь максимальное число посетителей на свои страницы: не только на официальный сайт, но и на страницу объекта в системах бронирования. У всех крупных ОТА есть программы расширенного сотрудничества для отелей, которые как раз помогают потенциальным гостям обратить внимание на конкретный отель. И клиентов получить быстрее всего в том случае, когда предложение отеля самое привлекательное на фоне конкурентов.

Далее, если уровень сервиса и качество услуг отеля оправдали (а лучше —превзошли) ожидания гостей, отель получает отзывы и первых лояльных и постоянных клиентов.

Максим Карауш
Руководитель гостиничного направления OneTwoTrip
Резюме
Сколько стоит открыть мини-отель?
«Один номер мини-отеля обойдется вам минимум в полмиллиона. Если дизайнерский — 1 млн рублей. Так было и у нас в "Чемодановъ". В любом случае сделать номер меньше чем за 500 тысяч рублей не получится: самые дешевые матрасы, кровати, сантехника, плитка, обои, светильники, электрика, трубы — все равно уйдет не меньше полумиллиона. Еще закладывайте около 5 миллионов сверху — на общие зоны», — Алексей Петропольский, владелец бутик-отеля «Чемодановъ».

«Инвестиции в хостел в 500 кв. м будут на уровне 9–10 млн рублей. От первого забитого гвоздя до заезда первого гостя в мини-отеле должно пройти 2–3 месяца», — Евгений Насонов, член правления Лиги хостелов.
Когда рассчитывать выйти на окупаемость?
«С точки зрения рентабельности, отель — это сложная тема. Если хочется быстро войти и быстро отбиться, открывайте хостел. Минимальные затраты, но сложности с подбором помещения — зато гарантирована железобетонная загрузка, если помещение в центре.

Если говорить про небольшие отели, то здесь ждать возвратности придется долго: можете 3–7 лет, если не будете допускать промахов в процессе работы. Чтобы реализоваться в сфере гостиничного бизнеса, в первую очередь думайте о своем клиенте и оказывайте услуги высокого качества — на них всегда будет спрос», — говорит Алексей Петропольский, владелец бутик-отеля «Чемодановъ».
В нашем B2B-магазине мы собрали надежных и проверенных поставщиков услуг и сервисов, которые помогут решить ваши бизнес-задачи.
© Rusbase, 2019
Автор: Анастасия Сыропятова
Фото: Unsplash
Людмила Чумак
Комментарии