Почему в России не верят краудфандингу: четыре проблемы

Михаил Зельдин
Михаил Зельдин

Краудфандинговый евангелист, ex-коммуникационный директор Группы «СТАЛЬ», генеральный продюсер «Шанти Продакшен»

Расскажите друзьям
Светлана Зыкова

7 июня российский краудфандинг достиг даты некоторого совершеннолетия — в 2012 году в этот день появилась Planeta.ru и в честь этого отмечается День российского краудфандинга. Ну, а старший брат в виде американского краудфандинга пять лет назад получил подпитку в виде законопроекта Jumpstart Our Business Startups (JOBS, «Поддержим наши бизнес-стартапы»), который с последней главой в этом году вошел в силу и окончательно расцвел. У нас же устаканилась только форма народного финансирования в виде благотворительности или финансирования с некоммерческими вознаграждениями.

Но, как говорится, учатся не на успехах, а на ошибках. Михаил Зельдин, краудфандинговый евангелист и генеральный продюсер «Шанти Продакшен», представляет четверку ярких факапов, которые совершил российский краудфандинг за последние пять лет, и объясняет, почему это нормально.

1. Краудфандинг – он для людей, об этом забывают

Самым сложным в краудфандинге является переориентирование своих целей и проекта, чтобы сделать их интересными для будущих спонсоров. Поведенческая экономика в сочетании с ответственным подходом к оформлению проекта, что основывается на доброжелательности к потенциальным спонсорам, и становится проблемой для трех четвертей неуспешных проектов.

Полнометражный фильм Наркомана Павлика

Все помнят «Наркомана Павлика», который взорвал российский YouTube пацанскими юморными роликами. Миллионные просмотры и приглашение в Пусть Говорят на Первый канал — все это не помогло собрать Павлику деньги на полнометражный фильм. И он такой не один.

Он собрал всего 48 457 ₽ из необходимых 700 000 ₽. Кто виноват? Павлик виноват.

Потому что сбор средств — это не пара постов в своей многотысячной группе в ВК и не тяп-ляп оформленный проект на странице сбора средств — без интересных вознаграждений за вклад и внимание со стороны спонсоров. Если хочешь, чтобы тебе давали деньги, доноси до максимального числа людей новость о сборе средств — привлеки партнеров и блогеров; обратись лично к своей аудитории.

Берите пример с известных блогеров ТО «420», которые стали известны своими саркастическими социальными фильмами. Они не стеснялись общаться с аудиторией и подготовить проект, чтобы он понравился всем, кто заходит на него. В итоге проект понравился как его фанатам проекта, так и тем, кто первый раз увидел страницу. Просто посмотрите их ролик.

Ниже я привел перечень ошибок, которые необходимо избегать:

  1. Идея и цель проекта не интересны людям, а только автору.
  2. Плохое, непривлекательное описание, оформление проекта.
  3. Слабое продвижение своего проекта – а это 90% успеха и самое важное в краудфандинговой кампании.
  4. Хочу просто денег. Краудфандинг — не благотворительность, он лучше. Действовать надо более мудро, по-восточному: дай сначала людям что-то (вознаграждения), а взамен они поддержат тебя.


2. На смелую мечту дадут, но она может не состояться

Пока журналисты разжигают огонь, замечая преимущественно несостоявшиеся проекты и пугая мошенниками краудфандинга, они забывают следующие факты:

  1. Процент реализованных проектов, которые были поддержаны через краудфандинг, на порядок выше чем в обычном бизнес-акселераторе. И это притом, что краудфандинг зачастую вообще представляет собой проект — «общую мечту», а не надежное вложение.
  2. Большинство несостоявшихся проктов (речь про технологические) не проходили необходимый путь НИОКР и бизнес-акселераторов/инкубаторов, при этом подавляющее большинство успешных проектов, собравших более $200 тысяч, имели такой опыт.
  3. Мошенников в краудфандинге меньше 1%, так как для того, чтобы собрать деньги, требуется вложить очень много сил, быть откровенным и понятным для спонсоров.

Но бывает, что люди собирают средства — и у них не получается. Иногда из-за неправильных расчетов своей кампании, иногда из-за независимых обстоятельств, а иногда из-за физики.

Например был такой проект — Планетарный передатчик энергии — по всей Земле без проводов. Идея — передача электроэнергии через Землю. Да, этот проект собрал 102% от заявленной суммы (то есть полтора миллиона рублей) и — да! — они провели эксперимент, который собирались. Вот только он оказался неудачным: электроэнергия не передается на дальние расстояния, как в сказках про Николу Теслу.

Но стоит отметить, что люди вполне готовы спонсировать глубоко научные и технологические проекты, связанные с биологией, искусственными спутниками, изучением Луны и полетами в дальний космос.

Все же среди авторов проектов есть, как и везде, непорядочные люди или просто аферисты. Так было в случае умного браслета Healbe, собравшего на Indiegogo $1 млн. Их вранье заключалось в том, что фитнес-браслет будто бы умеет четко определять объем калорий, которые потребляет пользователь. Да и сам браслет работал с глюками: это не только сказалось на имидже компании и расстроило миллионы любителей гаджетов и healthy lifestyle, но и в целом очень серьезно повысило недоверие к краудфандинговым проектам из Восточной Европы и России. На фоне политических отношений и антироссийской пропаганды крауд-проектам из России вообще пришлось несладко.


Читайте по теме: 

Путь Healbe: Как привлечь $8 млн и разочаровать пользователей


У вас может не получиться реализовать проект по объективным причинам. Например, так было у Charge&Go, которые делали российский внешний аккумулятор — сначала у них возникли проблемы с российскими поставщиками-мошенниками, а потом и с российской таможней.

Это еще не катастрофа. Вам необходимо быть открытым и честным с аудиторией, поддерживайте с ней связь, делитесь процессом того, как вы бьетесь за проект. Если они увидят, что вы сделали все возможное, то только похвалят и не закидают помидорами, вероятно еще и свою помощь предложат.


3. Большие дяди, которые не смогли (а сможет ли кто-то?)

Бесспорно, что платежные агрегаторы и социальные сети могли бы преобразить сферу народного финансирования и сдвинуть культуру России к совместному потреблению и взаимовыручке, вместе с тем активизируя у многих креативный потенциал. Но большие игроки расстроили.

Очень слабую попытку сделали Webmoney, громко проанонсиров свой сервис для привлечения средств WebMoney Funding в 2015 году, но так и не сделав его работоспособным и удобным. Qiwi остановились на еще более ранней стадии прорисовки дизайна, видимо, рассматривая возможность запуска своей платформы.

Однако большой брат «Яндекс» смог — и сделал сервис «Я соберу», несколько путая пользователей функционалом, но предоставляя возможность сбора средств по схеме краудфандинга и отдельный конструктор страниц.


4. Подарки и мероприятия — провал направления

Вы хотели бы получать на день рождения то, что нужно? Или вы хотели бы скинуться на приезд вашего любимого артиста?

  • Когда-то на заре развития ВКонтакте закладывала в себя опцию со списком желаний, которая была закрыта.
  • Boomstarter пытался организовать полноценный сервис сбора денег на совместные покупки подарков, соединяя магазины и покупателей через собственную форму на сайтах магазинов. Но из-за попытки играть одновременно на лагерь B2B (магазинов) и на лагерь B2P (покупателей), а также из-за инертности руководителей интернет-магазинов проект был закрыт.
  • Позже была концептуально замечательная идея создания сервиса bunchX — аналога американских TiltIndiegogo Life и GoFundMe — которая не взлетела из-за технических сложностей, ограниченности рынка и малых инвестиций.

Указывать перечень попыток сделать успешно действующие вишлисты или сервис скидывания денег на подарки не имеет смысла — их были десятки, есть и вполне действующие. Но никому в СНГ не удалось стать достаточно распространенным и понятным, частью обыденной жизни — а это нужно, чтобы набрать необходимые обороты для развития — и подавляющее большинство закрылось.

Кстати, недавно ВКонтакте предоставили возможность поддержки групп и отправки средств через чат друзьям — но  инструменты не стали популярны со стартом из-за скупости возможностей.


Схожая судьба постигла сервисы сбора средств на концерты: Boomstarter Мероприятия, imin.fm и другие. Концептуальные направления и архитектура сервисов различных сервисов были ошибочны, и несмотря на то, что люди готовы скидываться на концерт любимого артиста, все проекты ошибались в следующем:

  1. Делали плохие веб-сервисы
  2. Недооценивали сложность индустрии и неготовность на всех уровнях артистов, организаторов, площадок переходить на что-то новое. Специфика хоть и передовой, но очень рисковой индустрии в том, что она работает консервативно на доверии и в условиях жесткой конкуренции.
  3. Не учитывали слабое доверие и непонимание сервиса пользователями. На Западе же платформы краудфандинга мероприятий: Picatic, Wedemand чувствуют себя неплохо.

В свое время Planeta.ru пробовала делать на своей платформе трансляции концертов, но сервис не вызвал большого энтузиазма у российской аудитории. Но в целом идея узкоспециализированных платформ имеет право на жизнь, что подтверждает CrowdRepublic – российская краудфандинговая платформа для настольных игр и книг.

Будьте упорными, но не слишком настойчивы — и тогда дойдете до успеха.

Rusbase рекомендует только проверенные компании, которые специализируются на сервисах для ритейла и ecom.

Материалы по теме:

«На горьком опыте»: 6 фейлов российских крауд-платформ

Как создать «Кикстартер» для ICO, краудфандинга и краудинвестинга

Что если каждый месяц вам стали бы платить по $1000 просто так? Эксперимент

«Нам приходится взывать к 3% финансово грамотных граждан». Почему инвеcторы не любят «крауд»

Фото на обложке: VectorStory/Deposithotos.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase