Колонки

Почему в России не верят краудфандингу: четыре проблемы

Колонки
Михаил Зельдин
Михаил Зельдин

Продюсер и консультант

Светлана Зыкова

7 июня российский краудфандинг достиг даты некоторого совершеннолетия — в 2012 году в этот день появилась Planeta.ru и в честь этого отмечается День российского краудфандинга. Ну, а старший брат в виде американского краудфандинга пять лет назад получил подпитку в виде законопроекта Jumpstart Our Business Startups (JOBS, «Поддержим наши бизнес-стартапы»), который с последней главой в этом году вошел в силу и окончательно расцвел. У нас же устаканилась только форма народного финансирования в виде благотворительности или финансирования с некоммерческими вознаграждениями.

Но, как говорится, учатся не на успехах, а на ошибках. Михаил Зельдин, краудфандинговый евангелист и генеральный продюсер «Шанти Продакшен», представляет четверку ярких факапов, которые совершил российский краудфандинг за последние пять лет, и объясняет, почему это нормально.

Почему в России не верят краудфандингу: четыре проблемы

1. Краудфандинг – он для людей, об этом забывают

Самым сложным в краудфандинге является переориентирование своих целей и проекта, чтобы сделать их интересными для будущих спонсоров. Поведенческая экономика в сочетании с ответственным подходом к оформлению проекта, что основывается на доброжелательности к потенциальным спонсорам, и становится проблемой для трех четвертей неуспешных проектов.

Полнометражный фильм Наркомана Павлика

Все помнят «Наркомана Павлика», который взорвал российский YouTube пацанскими юморными роликами. Миллионные просмотры и приглашение в Пусть Говорят на Первый канал — все это не помогло собрать Павлику деньги на полнометражный фильм. И он такой не один.

Он собрал всего 48 457 ₽ из необходимых 700 000 ₽. Кто виноват? Павлик виноват.

Потому что сбор средств — это не пара постов в своей многотысячной группе в ВК и не тяп-ляп оформленный проект на странице сбора средств — без интересных вознаграждений за вклад и внимание со стороны спонсоров. Если хочешь, чтобы тебе давали деньги, доноси до максимального числа людей новость о сборе средств — привлеки партнеров и блогеров; обратись лично к своей аудитории.

Rusbase рекомендует только проверенные компании, которые специализируются на сервисах для ритейла и ecom.

Берите пример с известных блогеров ТО «420», которые стали известны своими саркастическими социальными фильмами. Они не стеснялись общаться с аудиторией и подготовить проект, чтобы он понравился всем, кто заходит на него. В итоге проект понравился как его фанатам проекта, так и тем, кто первый раз увидел страницу. Просто посмотрите их ролик.

Ниже я привел перечень ошибок, которые необходимо избегать:

  1. Идея и цель проекта не интересны людям, а только автору.
  2. Плохое, непривлекательное описание, оформление проекта.
  3. Слабое продвижение своего проекта – а это 90% успеха и самое важное в краудфандинговой кампании.
  4. Хочу просто денег. Краудфандинг — не благотворительность, он лучше. Действовать надо более мудро, по-восточному: дай сначала людям что-то (вознаграждения), а взамен они поддержат тебя.


2. На смелую мечту дадут, но она может не состояться

Пока журналисты разжигают огонь, замечая преимущественно несостоявшиеся проекты и пугая мошенниками краудфандинга, они забывают следующие факты:

  1. Процент реализованных проектов, которые были поддержаны через краудфандинг, на порядок выше чем в обычном бизнес-акселераторе. И это притом, что краудфандинг зачастую вообще представляет собой проект — «общую мечту», а не надежное вложение.
  2. Большинство несостоявшихся проктов (речь про технологические) не проходили необходимый путь НИОКР и бизнес-акселераторов/инкубаторов, при этом подавляющее большинство успешных проектов, собравших более $200 тысяч, имели такой опыт.
  3. Мошенников в краудфандинге меньше 1%, так как для того, чтобы собрать деньги, требуется вложить очень много сил, быть откровенным и понятным для спонсоров.

Но бывает, что люди собирают средства — и у них не получается. Иногда из-за неправильных расчетов своей кампании, иногда из-за независимых обстоятельств, а иногда из-за физики.

Например был такой проект — Планетарный передатчик энергии — по всей Земле без проводов. Идея — передача электроэнергии через Землю. Да, этот проект собрал 102% от заявленной суммы (то есть полтора миллиона рублей) и — да! — они провели эксперимент, который собирались. Вот только он оказался неудачным: электроэнергия не передается на дальние расстояния, как в сказках про Николу Теслу.

Но стоит отметить, что люди вполне готовы спонсировать глубоко научные и технологические проекты, связанные с биологией, искусственными спутниками, изучением Луны и полетами в дальний космос.

Все же среди авторов проектов есть, как и везде, непорядочные люди или просто аферисты. Так было в случае умного браслета Healbe, собравшего на Indiegogo $1 млн. Их вранье заключалось в том, что фитнес-браслет будто бы умеет четко определять объем калорий, которые потребляет пользователь. Да и сам браслет работал с глюками: это не только сказалось на имидже компании и расстроило миллионы любителей гаджетов и healthy lifestyle, но и в целом очень серьезно повысило недоверие к краудфандинговым проектам из Восточной Европы и России. На фоне политических отношений и антироссийской пропаганды крауд-проектам из России вообще пришлось несладко.


Читайте по теме: 

Путь Healbe: Как привлечь $8 млн и разочаровать пользователей


У вас может не получиться реализовать проект по объективным причинам. Например, так было у Charge&Go, которые делали российский внешний аккумулятор — сначала у них возникли проблемы с российскими поставщиками-мошенниками, а потом и с российской таможней.

Это еще не катастрофа. Вам необходимо быть открытым и честным с аудиторией, поддерживайте с ней связь, делитесь процессом того, как вы бьетесь за проект. Если они увидят, что вы сделали все возможное, то только похвалят и не закидают помидорами, вероятно еще и свою помощь предложат.


3. Большие дяди, которые не смогли (а сможет ли кто-то?)

Бесспорно, что платежные агрегаторы и социальные сети могли бы преобразить сферу народного финансирования и сдвинуть культуру России к совместному потреблению и взаимовыручке, вместе с тем активизируя у многих креативный потенциал. Но большие игроки расстроили.

Очень слабую попытку сделали Webmoney, громко проанонсиров свой сервис для привлечения средств WebMoney Funding в 2015 году, но так и не сделав его работоспособным и удобным. Qiwi остановились на еще более ранней стадии прорисовки дизайна, видимо, рассматривая возможность запуска своей платформы.

Однако большой брат «Яндекс» смог — и сделал сервис «Я соберу», несколько путая пользователей функционалом, но предоставляя возможность сбора средств по схеме краудфандинга и отдельный конструктор страниц.


4. Подарки и мероприятия — провал направления

Вы хотели бы получать на день рождения то, что нужно? Или вы хотели бы скинуться на приезд вашего любимого артиста?

  • Когда-то на заре развития ВКонтакте закладывала в себя опцию со списком желаний, которая была закрыта.
  • Boomstarter пытался организовать полноценный сервис сбора денег на совместные покупки подарков, соединяя магазины и покупателей через собственную форму на сайтах магазинов. Но из-за попытки играть одновременно на лагерь B2B (магазинов) и на лагерь B2P (покупателей), а также из-за инертности руководителей интернет-магазинов проект был закрыт.
  • Позже была концептуально замечательная идея создания сервиса bunchX — аналога американских TiltIndiegogo Life и GoFundMe — которая не взлетела из-за технических сложностей, ограниченности рынка и малых инвестиций.

Указывать перечень попыток сделать успешно действующие вишлисты или сервис скидывания денег на подарки не имеет смысла — их были десятки, есть и вполне действующие. Но никому в СНГ не удалось стать достаточно распространенным и понятным, частью обыденной жизни — а это нужно, чтобы набрать необходимые обороты для развития — и подавляющее большинство закрылось.

Кстати, недавно ВКонтакте предоставили возможность поддержки групп и отправки средств через чат друзьям — но  инструменты не стали популярны со стартом из-за скупости возможностей.


Схожая судьба постигла сервисы сбора средств на концерты: Boomstarter Мероприятия, imin.fm и другие. Концептуальные направления и архитектура сервисов различных сервисов были ошибочны, и несмотря на то, что люди готовы скидываться на концерт любимого артиста, все проекты ошибались в следующем:

  1. Делали плохие веб-сервисы
  2. Недооценивали сложность индустрии и неготовность на всех уровнях артистов, организаторов, площадок переходить на что-то новое. Специфика хоть и передовой, но очень рисковой индустрии в том, что она работает консервативно на доверии и в условиях жесткой конкуренции.
  3. Не учитывали слабое доверие и непонимание сервиса пользователями. На Западе же платформы краудфандинга мероприятий: Picatic, Wedemand чувствуют себя неплохо.

В свое время Planeta.ru пробовала делать на своей платформе трансляции концертов, но сервис не вызвал большого энтузиазма у российской аудитории. Но в целом идея узкоспециализированных платформ имеет право на жизнь, что подтверждает CrowdRepublic – российская краудфандинговая платформа для настольных игр и книг.

Будьте упорными, но не слишком настойчивы — и тогда дойдете до успеха.

Материалы по теме:

«На горьком опыте»: 6 фейлов российских крауд-платформ

Как создать «Кикстартер» для ICO, краудфандинга и краудинвестинга

Что если каждый месяц вам стали бы платить по $1000 просто так? Эксперимент

«Нам приходится взывать к 3% финансово грамотных граждан». Почему инвеcторы не любят «крауд»

Фото на обложке: VectorStory/Deposithotos.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

Комментарии

ВОЗМОЖНОСТИ

14 октября 2019

RUSSOL

15 октября 2019

PwC Russia Accelerator

17 октября 2019

DataAudit

23 октября 2019

Speed Dating InsurTech

ВОЗМОЖНОСТИ

14 октября 2019

RUSSOL

15 октября 2019

PwC Russia Accelerator

17 октября 2019

DataAudit

23 октября 2019

Speed Dating InsurTech

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

21 октября — 9 декабря 2019

Управление проектами