Как мы решили создать летающий мотоцикл и почему верим, что все получится

Владимир Спинко
Владимир Спинко

COO в Aeroxo и глава технологического анализа/исследований в венчурном фонде I2BF Global Ventures

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Слышали ли вы о летающих байках? Думаете, что такие проекты пока неосуществимы? Владимир Спинко, COO в Aeroxo и глава технологического анализа/исследований в венчурном фонде I2BF Global Ventures, опровергает все сомнения скептиков. В колонке он рассказал, почему решил заняться такой разработкой и с какими сложностями сейчас сталкивается команда.

С чего мы начинали?

Я всегда любил научную фантастику – смотрел «Звездные войны» и зачитывался книгами Айзека Азимова и Артура Кларка. С возрастом ничего не изменилось, и с окончанием Московского физико-технического института я погрузился в увлекательный мир науки и техники.

Автоматизация бизнеса? Легко! Сервисы от проверенных компаний в B2B-магазине Rusbase.

Свой уникальный практический опыт я получил в том числе в 2007 году, когда присоединился к I2BF Global Ventures в качестве аналитика технологических рынков, где занимался поиском инвестиционных проектов и оценкой технологий, продуктов и рынков. Эта работа мне действительно нравилась, но я хотел большего, зная, что воздушная робототехника может открыть для меня многообещающие возможности.

Владимир Спинко. Фото: архив автора

I2BF еще долго играла большую роль в моей жизни, особенно благодаря участию серийного предпринимателя Элдара Разроева и основателя I2BF Global Ventures Ильи Голубовича. К тому времени я, будучи директором по технологиям, искал новые инвестиционные возможности для I2BF, и мне очень понравилась концепция разработки будущего БПЛА.

Я рекомендовал, чтобы Илья, основатель I2BF, инвестировал в этот проект, и именно в этот момент идея стартапа стала казаться реальной. Позже я присоединился к команде в качестве COO.

Фонд предоставил мне и команде моих коллег-предпринимателей наш первый капитал на этапе pre-pre-seed. Для нас это имело огромное значение, ведь благодаря этим инвестициям мы смогли заявить о себе как об организации.

В итоге 3 сентября 2014 года в Москве была основана компания Aeroxo – в то время у нас были лишь сооснователи, патент на флагманский проект и инвестиции pre-pre-seed.

Создание команды

Сразу же после основания компании мы начали искать инженеров, которые смогли бы продолжить развитие нашей технологии, сочетавшей в себе способность вертолета к вертикальному взлету и посадке со скоростью и дальностью полета обычных самолетов с неподвижным крылом. Мы хотели создать первый коммерческий малый БПЛА типа конвертоплан с вертикальным взлетом и посадкой.

Мы наняли самых лучших специалистов в Москве и Казани. Некоторые из сотрудников были ветеранами отрасли, другие – учились на втором курсе университета. Было сложно найти ключевых сотрудников без помощи технического директора, который мог бы оценить навыки и умения кандидатов, но нам удалось собрать отличную команду.

Сегодня мы продолжаем искать специалистов, которые готовы учиться несмотря на возраст или имеющийся опыт и не боятся признать, что им предстоит узнать еще очень многое, ведь мир меняется быстро, и научно-технический прогресс не стоит на месте.

Путь проб и ошибок: разработка конвертопланов ЭРА

При разработке малого БПЛА-конвертоплана мы провели большое количество экспериментов и столкнулись с рядом трудностей. Нам не удавалось выполнить ни одного успешного летного испытания. В 2016 году у нас не получилось совершить ни одного полета, и мы опасались, что терпение наших инвесторов может закончиться.

Но осенью того же года наше московское представительство добилось успехов и все-таки провело несколько удачных испытательных полетов.

В тот период мы извлекли важный урок: неказистый дрон, способный летать и осуществлять переход из вертолетного режима в самолетный, гораздо лучше прекрасной модели, которая в реальности не может выполнить полет. Так нам удалось создать прототип, который мы могли продемонстрировать и использовать для обоснования перспективности концепции.

Одним из самых захватывающих и напряженных этапов для нас стал демонстрационный полет на выставке в Австрии в 2017 году, организованный нашими партнерами. Это был наш первый шаг к завоеванию глобального рынка. Зрителям со всей Европы было интересно увидеть полет нашего беспилотного конвертоплана. В рамках выставки нам предстояло выполнить наш первый большой полет (на 10 километров) вдалеке от лаборатории Aeroxo (без возможности оперативной технической поддержки). В случае провала второго шанса у нас не было.

На этой выставке мы получили большой опыт – увидели другие пилотные проекты и демонстрационные полеты, а также смогли пообщаться с потенциальными заказчиками, которые предложили нам предусмотреть специальные функциональные возможности, например, отсек для запасных батарей.

Мы прислушались к их пожеланиям, и теперь у нас есть очень простой и удобный в применении дрон. Оглядываясь назад, могу сказать, что тогда мы стали гораздо более уверенными в наших дронах, чем всего за пару лет до этого.

О летающем мотоцикле

В начале 2017 года мы были готовы вывести наш дрон на следующий уровень, поэтому Aeroxo LV приняла участие в создании большого пассажирского дрона, или аэротакси. Для нашей команды это была первая попытка разработки большого летательного аппарата, при этом наш проект дошел до финала конкурса, но не выиграл.

Тем не менее до этого момента мы не строили ничего тяжелее дрона массой 35 кг, так что для нас это стало большим достижением.

Мы обсудили характеристики и результаты с экспертами и поняли, что в отрасли требуются более крупные беспилотники. Также мы получили больше информации о важности более глубокого понимания возможностей применения этих летающих устройств – именно тогда мы решили сосредоточить усилия на проектах по испытанию и внедрению малых БПЛА.

Авиабайк. Иллюстрация: архив автора

Внутри нашего проекта мы также продолжали работать над несколькими более крупными концепциями, рассчитанными на двух человек. Мы даже разработали предварительный проект малого кроссовера с четырьмя электрическими моторами, способного ехать по дороге и взлетать на несколько минут для обхода пробок.

Также мы подготовили альтернативную концепцию, представляющую собой два беспилотных конвертоплана, закрепленных на кроссовере. Однако развитие подобных подходов привело бы к созданию автомобиля, а не летательного аппарата, чем мы изначально хотели заниматься.

А потом у нас возникла мысль: а почему бы просто не поездить на большом конвертоплане, который мы придумали? Мы набросали эскиз и провели несколько расчетов, которые подтверждали, что идея точно стоит детального изучения.

Наши эксперты по аэродинамике занялись предварительным проектом, а мы параллельно стали обсуждать будущие рыночные возможности устройства. Хотя мы рассматривали название «Каналья» (по мотивам произведения Александра Дюма), сошлись на том, что это должен быть летающий мотоцикл (поскольку им управляет пилот), или «Авиабайк», как мы его теперь называем.

Критика сделала нас сильнее

Осенью 2017 года мы узнали о конкурсе GoFly Prize, финансируемом Boeing. Его цель – стимулировать команды во всем мире к разработке персонального летательного аппарата, который будет безопасным, тихим и компактным и сможет использоваться кем угодно и где угодно.

В то время летающие мотоциклы и машины вызывали гораздо больший интерес, а устройства, сконструированные забавы ради или по мотивам фантастических фильмов, превращались в привлекательную бизнес-возможность.

Чем больше мы думали о конкурсе, тем больше понимали, что могли бы разработать коммерческий БПЛА типа конвертоплан для логистических целей и персонального использования, который бы отвечал требованиям конкурса GoFly Prize, соответствующим отраслевым стандартам в области коммерческих БПЛА.

Модель авиабайка. Фото: архив автора

Конкурс стал для нас возможностью представить концепцию конвертоплана на суд глобальных авиационных экспертов и получить их оценку. Еще на самых ранних этапах разработки многие эксперты уверяли нас, что наша концепция технически неосуществима. Другие говорили, что разработка почти бесполезна для реального применения, что ее преимущества являются ничтожными и, скорее всего, не будут восприняты всерьез.

Критика сделала нас сильнее, и мы стали еще увереннее после создания первого полностью функционального устройства в 2016 году и начала коммерческих продаж в 2017-2018 годах.

Но именно признание со стороны экспертов GoFly и Boeing укрепили нашу уверенность в продукте. Ценная обратная связь, которую мы получили, помогла нам пересмотреть дизайн «Авиабайка», и теперь мы точно движемся в верном направлении.

Мечты и планы

В процессе разработки «ЭРА Авиабайк» нам все еще приходится преодолевать множество трудностей, но наша команда прилагает все возможные усилия для выхода на этап итоговых демонстрационных полетов конкурса GoFly Prize.

Мы подразумеваем, что нашими потенциальными конечными заказчиками станут пилоты супербайков, ведь они бесстрашны и умеют работать на скоростях выше ожидаемой крейсерской скорости «Авиабайка» (150-180 км/ч).

В целом, мы хотим привлечь наших первых заказчиков, подарив им впечатления, сравнимые с впечатлениями от поездки на байке. Мы знаем, что они высоко оценят скорость и функционал летающего мотоцикла. В конечном счете мы бы хотели услышать: «Пользовался ли я «ЭРА Авиабайком» от Aeroxo? Да, это как мотоцикл, только дороги не нужны». Мы действительно надеемся, что сможем претворить наш замысел в жизнь уже в 2020-2021 годах.


Материалы по теме:

В нашем Instagram @rusbase сегодня есть на что посмотреть! Подписаться

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

‡агрузка...

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Russian Tech Week
22 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase