Колонки

Знаковый 2018-й и тревожный 2019-й: что нужно знать тем, кто развивает бизнес в социальной сфере

Колонки
Юлия Каленкова
Юлия Каленкова

Журналист

Полина Константинова

Бизнес и много личного – так можно описать жизнь малого предпринимательства, задействованного в социальной сфере. Журналист Юлия Каленкова рассказывает, почему эта жизнь остается трудной, но интересной.

Знаковый 2018-й и тревожный 2019-й: что нужно знать тем, кто развивает бизнес в социальной сфере

Отношения государства и социальных предпринимателей можно сравнить с гражданским браком: обе стороны заинтересованы в совместном развитии, но их союз официально никак не закреплен. Для получения грантов, льгот и прочих преференций, предприниматели вынуждены проходить немыслимые бюрократические квесты, отчитываясь за каждый шаг.

Законопроект о соцпредпринимательстве директор департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства минэкономики РФ Милена Арсланова назвала многострадальным.

Поручение о его разработке президент России дал больше года назад, и лишь в ноябре 2018-го документ добрался до Общественной палаты.

Это событие стало знаковым: в ходе нулевых чтений «законопроект-символ», как окрестили его чиновники, получил ощутимые очертания.

Он выделит социальное предпринимательство в отдельную область деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. А пока те, кто создает предприятия не только ради прибыли, адаптируются к нововведениям и с тревогой ждут 2019-й.

2019 год: игра на повышенных ставках

В то время как правительство взяло курс на выполнение национальной программы «Цифровая экономика РФ» и планирует до 2024 года потратить на нее почти 2 триллиона рублей, малый бизнес пытается решить менее масштабные, но более насущные вопросы. Один из них – цифровизация госуслуг.

«Появилось много дополнительной отчетности, например, связанной со сменой кассовых аппаратов, которые мы обязаны были ввести (Единая государственная автоматизированная информационная система, ЕГАИС). А интернет у нас в районе до сих пор нестабильный», – рассказывает Анна Клепиковская, директор по развитию туристического комплекса «Лесной отель «Голубино» в Пинежском районе Архангельской области.

Анна Клепиковская. Источник: ВК

Отель находится в заповедной тайге, на берегу реки Пинеги, рядом с одноименным поселком. Анна вместе с семьей выкупила разрушающуюся базу отдыха у предыдущего собственника – все здания были заложены банкам и финансовым компаниям.

Сейчас «Голубино» – не только известный экоотель, но и место возрождения традиций Русского Севера, а также пример успешного стимулирования этнического туризма. Именно здесь в феврале 2018 года прошла конференция «Малым территориям – большое будущее».

«Голубино». Источник: страница отеля в ВК

«Нужно учитывать специфику удаленного малого бизнеса на территории, – объясняет Анна. – Мы можем подготовить большую часть документов в электронном виде. Но, во-первых, это дополнительные затраты на оцифровку, а во-вторых, при возникновении трудностей приходится по-прежнему решать вопросы лично, и это дополнительное время.

Чтобы попасть в налоговую, нужно ехать за 200 километров в Новодвинск, а чтобы решить проблемы со счетом – допустим, SIM-карта на телефоне не сработала, необходимо добраться до Архангельска — тоже около 200 километров».

Несовершенство административной системы оголяет болевые точки малого бизнеса и социальных предпринимателей.

С этого года произойдет повышение общей ставки НДС на два пункта. А значит, вырастут арендные ставки, себестоимость материала, необходимого на производстве, и так далее.

Крупные предприниматели решают эту проблему сокращением рабочих мест – мера неприятная, но необходимая. А что делать малым предприятиям, которые зачастую и создаются для того, чтобы трудоустроить жителей удаленных регионов?

«Социальный бизнес априори находится в большей зоне риска, чем обычный бизнес. Мы должны вкладывать больше ресурсов в зарплатный фонд, потому что люди медленнее делают операции. Задача государства – сделать так, чтобы социальный бизнес и обычный бизнес в одной нише стали конкурентоспособными», – рассуждает Надежда Лучинина (Пономарева), руководитель компании «Северная Мануфактура».

Надежда Лучинина (третья слева). Источник: ВК

«Северная Мануфактура» производит сувенирные валенки и корпоративные подарочные наборы из экоматериалов – войлока, фетра, льна, дерева и других. В 2010 году компания была признана лучшим молодежным бизнес-проектом на форуме «Команда 29» и стала победителем конкурса «Лучший бренд Архангельской области» в номинации «Новация».

На предприятии в разные периоды работают около 50 человек, в том числе люди с ограниченными возможностями и многодетные мамы.

«В 2019 году вводится обязательная аккредитация рабочих мест. Сама процедура стоит 2500 рублей – сумма некритичная, но если в штатном расписании десять позиций, то это уже 25 тысяч рублей, – продолжает Надежда. – Однако самое страшное для нас не финансовый вопрос, а административный. В Архангельске только одна компания уполномочена проводить процедуру аккредитации, и спрос настолько вырос, что она сейчас берет заказы на середину 2019 года».

Продукция «Северной Мануфактуры». Источник: ВК 

Данные реестра Минтруда подтверждают слова предпринимательницы: по всей стране специальную оценку условий труда (СОУТ) – теперь уже обязательную – могут провести всего 566 компаний.

Кроме того, перед компаниями с режимом льготного налогообложения остро встанет кадровый вопрос.

Совокупная ставка взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования увеличится с нынешних 20% до 30%. Как минимум предприниматели заморозят повышение зарплат,  как максимум – сократят штаты.

По словам Надежды, на Севере коэффициент надбавки составляет 1,7-1,5 к окладу, налоговая нагрузка буквально три-четыре года назад была меньше. Поэтому прогнозировать, что станет с бизнесом, сложно.

Поддержка извне: медиа и крупный бизнес

Поддержка предпринимателей и НКО, решающих актуальные общественные задачи, пока носит хаотичный характер. При этом систематизация идет – медленно, но верно. Например, сейчас 29 субъектов федерации предоставляют социально ответственным НКО (СО НКО) и социальным предпринимателям рекламные площади на льготных условиях.

Не менее важной оказалась поддержка медиа. Так, в 2018 году при участии Фонда президентских грантов прошел первый конкурс социальной рекламы социальных проектов, СО НКО и социальных предприятий.

Участникам открыли доступ к лучшим практикам медиарешений, а также предоставили возможность выхода на зарубежный профессиональный рынок рекламы.

По словам эксперта Агентства стратегических инициатив и фондов «Наше будущее» и «Навстречу переменам» Владимира Вайнера, в течение года участники и победители конкурса, помимо финансирования, получают «самые разные промоактивности».

В декабре уже прошли показы роликов в ОП на конференции министерства экономического развития РФ, в финале конкурса SAP UP, в рамках нескольких семинаров по соцрекламе, а также в медиацентре «АСИ – Благосфера».

Источник: Общественная палата РФ


Как отмечает Владимир, «чтобы выделиться, бренды ищут и используют социальные проекты – они выгодны бизнесу». В этом направлении также есть потенциал, который мог бы помочь малому бизнесу и НКО. Так, «Норникель» и его дочерние компании поддержат 116 общественно-полезных инициатив, объем грантовых средств в 2019 году составит 124,4 миллиона рублей.

Финансирование получат мастерская ручного труда и школа виртуального моделирования в Норильске, кайт-школа в Мончегорске, фестиваль граффити и школа тревел-блогеров в Чите.

«Было бы здорово на федеральном уровне состыковать людей, которые отвечают за социальные программы, и предпринимателей, готовых эти программы реализовывать. Нам хочется видеть и развитие страны, и развитие предприятий, и развитие собственного бизнеса. Для этого, во-первых, необходима единая площадка – форум или конференция, а во-вторых, открытый разговор с прозрачностью процессов принятия решения», – резюмирует Надежда.

***

В ноябре 2017 года президент России обратил внимание на то, что «нужны тысячи таких организаций по стране, которые готовы брать на себя ответственность, выступать надежным партнером государства в социальной сфере». Целый год потребовался, чтобы наметить маршрут к этой цели, и 2019-й просто обязан дать старт активным действиям.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Налоговые льготы для бизнеса, который занимается благотворительностью. Инструкция для применения
  2. 2 Бизнес хочет помогать благотворительным фондам: с чего начать и как быть с налогами?
  3. 3 На встрече бизнес-клуба ClubFirst Young обсудят, как начать благотворительную деятельность
  4. 4 8 признаков, что НКО готова внедрять CRM
  5. 5 Что нужно, чтобы сделать социальный бизнес привлекательным для стейкхолдеров и потребителей?
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти