Будущее фудтеха: какое направление выбрать предпринимателю, чтобы заработать миллионы

Михаил Перегудов
Михаил Перегудов

СЕО «Партии Еды»

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Хотя фудтех переводит на цифровые рельсы одну из базовых потребностей человека, эта индустрия начала серьезно развиваться лишь около шести лет назад. Стартапы, которые привносят высокие технологии в производство, доставку и приготовление пищи, стимулируют «хватательный» рефлекс у венчурных капиталистов: рынок на подъеме, и есть все шансы найти очередного «единорога», фигурально выражаясь, в коробке из-под пиццы.

Михаил Перегудов, СЕО «Партии Еды», рассказывает, что происходит сейчас в фудтехе и что ждет отрасль в будущем.

Инвестиционная обстановка в фудтехе


Мировой рынок технологий «вокруг еды» в 2018–2023 годах, согласно прогнозу Research N Reports, обещает прибавлять 6% ежегодно. По оценке Pitchbook, только за первые пять месяцев 2018 года в мировой фудтех было вложено около $1,3 миллиарда, притом что за 2016-й и 2017-й вместе взятые общие инвестиции в сегмент не превышали $1,5 миллиарда.

Один из международных лидеров фудтеха Delivery Hero, немецкий сервис по доставке еды из ресторанов, в ходе IPO получил оценку 4,5 миллиарда евро. Год спустя, на июль 2018 года, его капитализация почти вдвое больше.

Наш местный фудтех тоже раздается вширь — в нем уже $1,4 миллиарда. Верят в него как венчурные фонды, так и стратегические инвесторы.

Да и гиганты пищевой промышленности вместе с ними. PepsiCo еще в 2017 году открыла корпоративный акселератор с целью поддерживать технологические проекты, связанные с продуктами питания. А Mail.ru Group минувшей весной завела целое подразделение для того, чтобы вкладываться в эту нишу.

В течение последних двух лет та же Mail.ru Group купила крупнейший на территории России агрегатор служб доставки Delivery Club за $100 миллионов и его конкурента ZakaZaka за $20 миллионов, а «Яндекс.Такси» поглотил Foodfox — предположительно, потратив менее $10 миллионов.

Не случайно упомянуты именно эти три сделки. В России фудтех представлен по большей части сервисами, которые обслуживают сферу доставки еды. Преобладают службы доставки, их агрегаторы, конструкторы еды, присутствуют также сервисы резервирования мест в ресторанах.

Пространство для роста в доставке остается, но на российском рынке это поприще не первый год осваивают крупные игроки, потеснить которых будет непросто: воевать с ними ни качеством продукта, ни маркетинговыми бюджетами для стартапа нет резона. Куда дальновиднее присмотреться к абсолютно новым и растущим нишам.


Сделать индустрию прозрачнее


Современные потребители если и не готовы пока жить в доме со стеклянными стенами, то хотят, чтобы стеклянными были стены на фабриках и в логистических хабах. Как следует из исследований, покупатели стали гораздо чаще выражать потребность контролировать весь процесс производства той пищи, которую они едят. Контролировать — то есть:

  • быть осведомленным о происхождении ингредиентов;

  • быть уверенным в том, где и кем изготовлен продукт;

  • знать, соблюдались ли при производстве правила безопасности и этические нормы;

  • видеть воочию, как продукт создается.

Достоверность информации в экосистеме («А точно ли эту курицу на прилавке растили без убойных доз антибиотиков?») способна гарантировать технология распределенных реестров. Децентрализованные блокчейн-платформы упрощают контроль над производственной цепочкой в агропроме и продуктовом ритейле.

Свой набор инструментов для всестороннего надзора над индустрией создает швейцарская компания Ambrosus. Она разворачивает p2p-маркетплейс, в рамках которого точность и правдивость информации о продуктах питания на всех этапах помогает обеспечивать сеть датчиков.

Поступающие с них данные (в частности, о температуре и влажности окружающей среды) шифруются и расходятся по системе, и по уникальному идентификатору легко установить, что происходило и происходит с товаром. Теоретически всякая вероятность фальсификации в столь легко проницаемой инфраструктуре исключена. Осенью 2017 года Ambrosus привлек через ICO более $36 миллионов.

Слабая «связанность» между отдельными звеньями цепочки поставок в пищевой промышленности тоже портит жизнь и бизнес многим из них. Например, из-за дефицита информации у фермерских хозяйств до 20% земли остается неиспользованной, зато в горячий сезон около 10% выращенного ими не распродается и идет на удобрение. Соедините производителей, контрагентов и конечных потребителей между собой напрямую с помощью общей блокчейн-платформы — и тем же самым фермерам станет проще находить покупателей с учетом своих планов на урожай и гибко прогнозировать спрос и продажи.

Наполовину в качестве курьеза, наполовину в качестве повода задуматься о потенциале технологии хочется вспомнить о созданной в 2017 году в Татарстане криптовалюте «миткоин», которая по задумке ее идеологов должна быть обеспечена мясом чипированных племенных бычков (а еще верифицировать халяльность самого мяса).


Вооружить ритейл и рестораторов ИИ


Чрезвычайно лакомый для стартапов в фудтехе целевой рынок — ритейлеры массмаркета и сети заведений быстрого питания. Корпорации такого калибра могут получить огромную экономическую отдачу от внедрения искусственного интеллекта.

Предвидя тренд, Кеннет Куо, в прошлом работавший в команде IBM Watson, создал проект Ingest.ai. Искусственный интеллект он поставил на службу IT-инфраструктуре ресторанов: эта платформа дрессирует «софтверный зоопарк» — заставляет все информационные системы заведения действовать слаженно. Издержки из-за такой рассинхронизации Куо считает одной из главных причин, почему 80% ресторанов прогорает в течение пяти лет после открытия.

Подобно другим инновационным индустриям, фудтех захлестнула мода на «цифровых помощников». Кейсов множество. Разработчик AI-решений Hypergiant вступил в партнерство с сетью ресторанов T.G.I. Friday’s: он сделал для нее «виртуального бармена» Flanagan.

Вооруженный искусственным интеллектом, тот будет рекомендовать гостю заведения блюда и напитки с учетом его пристрастий, а в случае необходимости и «смешает» (в цифровом виде, конечно) уникальный коктейль, отталкиваясь от вкусовых предпочтений посетителя.

Тем временем McDonald’s внедрил у себя сервис Astound, который с помощью технологий машинного обучения — он принимает запросы на естественном языке — выдает сотрудникам справки о рабочих процессах быстрее, чем служба техподдержки. Запущенный всего два года назад, стартап успел привлечь в первом инвестиционном раунде (round A) $11,5 миллиона.

Есть и помощники, сочетающее в себе «железо» и программные разработки. Например, мини-робот Салли, детище компании Chowbotics (получила $5 миллионов венчурного капитала), из выбранных гостем ингредиентов — любых из 22, какие он только пожелает, — приготовит салат меньше чем за минуту.


Придумать «рукотворную» пищу по науке

Технологическая индустрия чутко реагирует на смену потребительских предпочтений. Для нее не прошло бесследно то, что в развитых странах отказ от мяса или вообще ото всех продуктов животного происхождения перестал быть маргинальным выбором. Одних пересмотреть рацион побуждают этические причины, других — забота о здоровье, третьим важнее, что из-за разведения домашнего скота образуется 18% парниковых газов на планете.

В аналитической компании GlobalData уверены, что искусственное мясо появится на полках супермаркетов в 2021 году. Массово доступную альтернативу животному белку создает целая плеяда обильно профинансированных стартапов. Среди них Memphis Meats, в который инвестировали в том числе сельскохозяйственный гигант Tyson Foods, Билл Гейтс и Ричард Брэнсон. Эта компания «выращивает» мясо из клеток животных в лабораторных условиях. В 2016 году она представила свою первую «фрикадельку из пробирки» и на текущий момент совершенствует и удешевляет технологию. Основатели Memphis Meats намерены перевернуть мясную промышленность и птицеводство — $200 миллиардов и $40 миллиардов соответственно в одних только США.

Перспективы у сегмента многообещающие: к 2023 году, подсчитали в Research and Markets, рынок заменителей мяса увеличится до $6 миллиардов.

Другое привлекательное направление в «пищевом изобретательстве» — 3D-печать. В особенности — рынок любит эффектные комбо из трендов — при персонализации конечного продукта. Скажем, пищевых добавок. Американский стартап Multiple Labs с помощью технологии трехмерной печати предлагает «смиксовать» состав витаминов под индивидуальный запрос. Можно даже спроектировать, насколько быстро будут высвобождаться различные вещества, содержащиеся в таблетке, при попадании в организм.

Применима технология и в кулинарии. Пищевой принтер Foodini, который обещает выпустить на массовый рынок фирма Natural Machines, благодаря послойному наложению съедобных «расходных материалов» будет способен конструировать из набора ингредиентов достаточно сложные в приготовлении яства. В перспективе 3D-печать позволит «заказывать» технике блюда с нужным именно вам и непосредственно сейчас балансом БЖУ и калоражем, а умные носимые устройства — или нечто вроде будущих поколений «смарт-доктора» Xiaomi HiPee — смогут напрямую обмениваться данными о потребностях вашего тела с пищевым принтером, чтобы тот стряпал в расчете на ваши биометрические показатели.

Ожидается, что к 2024 году рынок 3D-печати пищи преодолеет отметку $400 миллионов при ежегодном росте в полтора раза.


Обеспечить новые форматы логистики


Заказ доставки продуктов с помощью онлайн-сервисов — огромная ниша в мировом масштабе. Исследовательское агентство Forrester прогнозирует, что к 2022 году ее объем составит $334 миллиарда. А за ближайшие несколько лет она изменится качественно и изменит паттерны поведения клиентов.

Дроны не один год кряду воспринимались скорее как забавные игрушки. Об их массовом потенциале в b2c больше теоретизировали и фантазировали. Похоже, прорыв все-таки случится, и линия фронта проляжет через фудтех.

UberEats запускает в Сан-Диего доставку еды дронами — при поддержке правительства США, в порядке тестирования программы по коммерческому использованию мини-беспилотников. Руководство сервиса обещает, что летательные аппараты будут осуществлять доставку в течение 5–30 минут.

Менять логистику можно не только в b2c-, но и в b2b-части отрасли. Показателен пример компании Roambee, чья система, основанная на «интернете вещей», в связке с облачной платформой позволяет с легкостью отслеживать статус грузов в реальном времени. А в пищевой промышленности и продуктовом ритейле, где товары часто скоропортящиеся, такой контроль может сэкономить приличные средства.

Фудтех — сфера настолько инновационная, что даже его границы до сих пор не установились окончательно. Не всегда удается отделить его от AgTech — индустрии диджитализации агропрома. Или от цифровой медицины: вспомним о кастомизированной 3D-печати витаминов. Эта лабильность тем не менее играет скорее в плюс тем, кто выходит на рынок: есть шанс, что новая межнишевая бизнес-модель выстрелит и попадет в будущий многомиллиардный рынок, который еще никем не освоен.


Материалы по теме:

Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Innovate or Die
13 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase