Колонки

«Однажды твой бизнес тебя уволит»: неочевидные вещи, о которых стоит задуматься на старте проекта

Колонки
Александр Руднев
Александр Руднев

Управляющий партнер компании OmniLine

Анастасия Удальцова

Когда создаешь стартап, меньше всего думаешь, как построишь процесс. На старте волнует запуск и финал — конкретная цель или деньги. Но именно в пути предприниматель может потерять себя, команду и бизнес.

Своей историей и советами, на чем стоит сфокусироваться при старте нового проекта в непростой ситуации, делится Александр Руднев, управляющий партнер компании OmniLine. 

«Однажды твой бизнес тебя уволит»: неочевидные вещи, о которых стоит задуматься на старте проекта

Моя встреча с первым клиентом в 2008 году началась с фразы: «Ну вы же понимаете, у нас кризис». И с тех пор каждые несколько лет по той или иной причине случаются кризисы. 

2008, 2014, 2020, 2022… Главное, что я вынес, пережив очередную встряску — действовать надо сейчас. В каком бы моменте ты ни находился, что бы ни происходило вокруг.

Я окончательно прозрел после коронавирусной истории, когда наша компания решила подождать — а потом словила эффект отложенного спроса. Когда клиентов пришло раза в три больше обычного, а ресурсов, чтобы обработать запросы, у нас просто не было.

Я наблюдаю за многими проектами и вижу, что те, которые запускались именно в кризисы, обладают большей устойчивостью, гибкостью, выживаемостью. В общем они более успешны и эффективны, нежели проекты, запущенные на пике экономического благополучия.

В «сытые времена» люди не думают об оптимизации и качественном менеджменте.

И когда наступает спад — а он рано или поздно наступает — у них случается шок. Поэтому тем, кто сейчас думает, что делать: действовать или подождать — действуйте. Лучшее время — это сейчас.

Сегодня расскажу об инсайтах, которые были бы полезны мне на старте. И возможно, будут актуальны для сегодняшних стартаперов. 

 

Продажи — не главное

Главное — это люди. Особенно сложно в это поверить, когда бизнес только зарождается.

Когда ты молодой и дерзкий, то поскорее хочешь денег. И пытаешься что-то продать. И если мыслить локально, то деньги действительно нужны.

Но глобально тебе нужен бизнес. Бизнес — это сложная система, которая удовлетворяет потребности четырех сторон: клиентов, сотрудников, партнеров и собственников. И все это — люди.

Начинать нужно именно с правильного окружения. Подбирать команду, партнеров и заряжать их своей идеей. С самого начала думать о том, как их правильно нанимать, адаптировать, развивать, увольнять.

Заботься о своих людях — и они будут заботиться о твоем бизнесе. Звучит пафосно, но так и есть. На самых ранних этапах нужно выстраивать HRM (управление персоналом).


Читайте по теме:

С чистого листа: адаптируем новую команду в период турбулентности правильно

Пять способов установить эмоциональный контакт с командой


Меня не поймут многие начинающие бизнесмены.

Да, надо искать клиентов. Но люди должны быть в приоритете. Это как на заводе — надо следить за состоянием станков: если один начал барахлить и объемы производства упали, бесполезно загружать его побольше. Он вообще сломается.

И продажи, безусловно, важны. Но если не заниматься людьми, то так и будешь всегда один. Я сам прошел «этап волка-одиночки». Да, что-то кому-то продавал. Но это не был бизнес, скорее — самозанятость. Все изменилось, когда я нашел партнера, который закрыл мои слабые стороны.

Моя супер-сила — это продажи, и мне нужен был партнер, который бы отвечал за производство. Так и сложилось, у нас сейчас крутой тандем. И я смог заниматься тем, в чем действительно силен.

Из этого во многом вытекает второй совет.

 

Нужно разобраться с собой

В самом начале понять — кто ты, как личность, чего ты хочешь, какие твои сильные и слабые стороны. Это нужно, чтобы заниматься тем, что тебе действительно нравится, а не только тем, что приносит деньги или беспочвенно «надо».

Когда я стартовал, то был таким многоруким многоногом — делал все что ни подвернется и не задавался вопросом, что меня вдохновляет. 

В свой бизнес я пришел из крупной корпорации, где занимался сложными проектами, крупными клиентами. И это было моим драйвером — заходить в большие сделки, биться с серьезными конкурентами.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Свое дело я начал с розничной торговли, продавал IP-телефоны через интернет-магазин. Основной доход мне приносили продажи по базе корпоративных клиентов: им я мог погрузить пару машин таких телефонов, а через сайт — пару штук.

Фокус был размыт. Если бы я сконцентрировался на том, что мне нравилось и что получалось, то, наверное, двигался бы быстрее

Крайне важно понять, что в своем деле тебя вдохновляет. Все равно по-настоящему отдаваться будешь, только занимаясь тем, что тебе истинно интересно. На первых порах правда тяжело: куча неопределенности, денег нет. И силы нужны.

Они как раз будут приходить от того, что тебя вдохновляет.

 

Кто твои клиенты

Поняв, какой ты, поймешь, какие клиенты тебе нужны. И от этого нельзя отступать. 

Нужно выбрать свой сегмент заказчиков и работать только для него.

Мы долгое время пытались быть хорошими для всех. Но это тупиковый путь. Сейчас мы четко определили, что наши клиенты — крупные частные компании, и делаем фокус на них. 

 

Как на старте понять, кто твои клиенты?

На этот вопрос у меня нет четкого ответа.

По ощущениям. Пробовать, делать попытки, анализировать результаты, планировать, снова делать. Как я сказал в начале, к своим выводам я пришел, только получив определенный опыт. 

Портрет клиента во многом идет от миссии компании. С миссией надо определиться у себя в голове на самом старте.

Когда мне говорят, что бизнес нужен, чтобы делать деньги — камон, ребята — деньги можно заработать другими, куда более простыми и быстрыми способами.

 

Финансы чрезвычайно важны

Когда начинают приходить первые деньги, кажется, что мир у твоих ног. И когда не следишь за экономикой отдельных юнитов, а смотришь только «общий котел» — появляются серьезные риски.

Велика вероятность, что вместо денег ты заработаешь «опыт».

Отдельный юнит, который представляет собой финансовую черную дыру, может утянуть на дно всю компанию.

Айртон Сенна говорил: «В гонках выигрывает не тот, кто быстрее разгоняется, а тот, кто позже начинает тормозить». Для этого нужны офигенные тормоза. Так вот, продажи — это газ. Ты нажимаешь — получаешь импульс для движения.

Управление финансами — это тормоз. Важно понимать, куда ты можешь потратить деньги, а куда нет. 

Деньги — это важнейший элемент управления. Пока смотришь только на продажи и на «общий котел», все время разгоняешься. Да, так можно быстро взлететь — но потом так же быстро упасть. 

Если не умеешь считать деньги — ищи партнера, который будет это делать. Все опять завязано на людях. Поэтому…

 

Не изменяй себе

Допустим, ты понял, кто ты и что хочешь, нашел нужных людей. Поэтому, когда идентифицировался, — оставайся собой. 

Долгое время мы шли за нашими партнерами, вендорами. Для поиска клиентов мы использовали (и продолжаем это делать) их каналы. Мы соглашались на те условия, которые нам диктовали — с кем, как, когда и за сколько работать. Были «хвостом», которым кто-то вилял. 

И в итоге делаешь работу, которая тебе непонятна и неприятна. Это проекты с рисками, которые не хочется принимать, это вход в проект с тем уровнем доходности, который не интересен. Это работа с клиентами, которые не попадают под целевой образ.

И в итоге не развиваешься. Ты теряешь деньги, которые вообще-то хотел на этом заработать. 


Читайте также: 

Check-up команды стартапа: о чем важно знать на старте

Три ключевые черты людей, которые достигают поставленных целей


Что делать? Искать клиентов самому. Или менять партнеров (вендоров, маркетплейсы/сети). Или и то, и другое.

И, конечно, пробовать договариваться.

С этой «иглы» сложно соскочить. Но именно тот, кто управляет отношениями с клиентами, реально управляет своим бизнесом. Маркетинг и каналы вендора/маркетплейса/сети всегда будут выигрывать. Но если твой продукт нужен клиенту — с тобой будут договариваться.

 

Думай глобально, действуй локально

Еще года два назад для нас, как и для многих, это была просто модная цитата. Потом случился ковид и… еще много чего. Жизнь в очередной раз показала, насколько она непредсказуема. И как важно иметь план В (С, D, E и etc.).

Когда ты строишь бизнес, по большому счету безразлично, строить ли его только в своем «дворе» или во всем мире. В обоих случаях это проект, принципы создания которого одинаковы вне зависимости от его масштаба.

 

Так почему бы сразу не смотреть шире?

Мы очень долго сидели в локальном рынке и почти никуда не двигались. Но ситуация может поменяться в любой момент. Поэтому не надо ждать завтра: не факт, что оно тебе понравится или принесет хорошие возможности.

Думай сейчас, и если делаешь глобальный бизнес — делай его сразу.

Но! Думать и планировать можно много, а сделать в итоге — ничего. У нас сложилась успешная практика маленьких шажков.

Есть глобальная цель: например, идем на западные рынки. И есть конкретные небольшие задачи, которые мы решаем на пути к этой цели. Поэтому не планируй что-то большое сразу.

Приплывает «черный лебедь», и все перевернется с ног на голову. Цели не достигнешь, зато локальные дела дадут конкретные результаты.

И «финальное»…

 

Реши, что ты будешь делать, когда придет «успешный успех» 

Когда бизнес вырастет, у тебя как у создателя будет два пути:

  • Вечно работать в этой компании. 
И твой бизнес — это не бизнес, а ты сам. Все остальное — как экзоскелет, усиливает тебя, дает больше рук, ног и прочее. Но все замкнуто на тебе.

В моем понимании — это ужасно. Единственное, что может оправдывать такой мазохизм — если он доставляет удовольствие. Хотя это тоже вопрос к психологам или даже к психиатрам. 

  • Выстроить систему, которая не будет завязана только на тебе.
Нанимать правильных людей, которым доверяешь, и делегировать. Но тогда в какой-то момент ты понимаешь, что этой системе ты не нужен. Более того, ты ей даже вредишь. Ты как сотрудник не подходишь своему бизнесу. 

Предприниматели — это люди определенного типа, они сложно работают внутри организованных систем. Это важно признать и говорить сотрудникам. 

И еще — понять, что делать дальше. В какой-то момент твой бизнес тебя уволит.

Казалось бы, вот она — сбывшаяся мечта, можно ничего не делать, а деньги будут идти. Можно прогулять день, два, неделю. Или даже уехать а полгода на Бали. Бизнес может только выиграть от твоего отсутствия. 

Но желание что-то делать никуда не пропадет. Предпринимательское беспокойство должно быть удовлетворено, и нужно понимать, как это сделать.

Если не разобраться, начнешь приносить вред бизнесу.


Фото на обложке: Thanakorn.P/Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Развить антитоксичность в команде: как повысить вовлеченность и найти источники роста
  2. 2 Три способа избавиться от «воскресной хандры» в конце выходных
  3. 3 Помоги себе сам: техника против тревожности от исследователя из Кембриджа
  4. 4 5 способов помочь персоналу справиться со стрессом и повысить производительность труда
  5. 5 С чистого листа: адаптируем новую команду в период турбулентности правильно
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти