Top.Mail.Ru

«Однажды твой бизнес тебя уволит»: неочевидные вещи, о которых стоит задуматься на старте проекта

Колонки
Колонки
Александр Руднев
Александр Руднев

Управляющий партнер компании OmniLine

Анастасия Удальцова

Когда создаешь стартап, меньше всего думаешь, как построишь процесс. На старте волнует запуск и финал — конкретная цель или деньги. Но именно в пути предприниматель может потерять себя, команду и бизнес.

Своей историей и советами, на чем стоит сфокусироваться при старте нового проекта в непростой ситуации, делится Александр Руднев, управляющий партнер компании OmniLine.

«Однажды твой бизнес тебя уволит»: неочевидные вещи, о которых стоит задуматься на старте проекта
  1. Колонки

Моя встреча с первым клиентом в 2008 году началась с фразы: «Ну вы же понимаете, у нас кризис». И с тех пор каждые несколько лет по той или иной причине случаются кризисы.

2008, 2014, 2020, 2022… Главное, что я вынес, пережив очередную встряску — действовать надо сейчас. В каком бы моменте ты ни находился, что бы ни происходило вокруг.

Я окончательно прозрел после коронавирусной истории, когда наша компания решила подождать — а потом словила эффект отложенного спроса. Когда клиентов пришло раза в три больше обычного, а ресурсов, чтобы обработать запросы, у нас просто не было.

Я наблюдаю за многими проектами и вижу, что те, которые запускались именно в кризисы, обладают большей устойчивостью, гибкостью, выживаемостью. В общем они более успешны и эффективны, нежели проекты, запущенные на пике экономического благополучия.

В «сытые времена» люди не думают об оптимизации и качественном менеджменте.

И когда наступает спад — а он рано или поздно наступает — у них случается шок. Поэтому тем, кто сейчас думает, что делать: действовать или подождать — действуйте. Лучшее время — это сейчас.

Сегодня расскажу об инсайтах, которые были бы полезны мне на старте. И возможно, будут актуальны для сегодняшних стартаперов.

Продажи — не главное

Главное — это люди. Особенно сложно в это поверить, когда бизнес только зарождается.

Когда ты молодой и дерзкий, то поскорее хочешь денег. И пытаешься что-то продать. И если мыслить локально, то деньги действительно нужны.

Но глобально тебе нужен бизнес. Бизнес — это сложная система, которая удовлетворяет потребности четырех сторон: клиентов, сотрудников, партнеров и собственников. И все это — люди.

Начинать нужно именно с правильного окружения. Подбирать команду, партнеров и заряжать их своей идеей. С самого начала думать о том, как их правильно нанимать, адаптировать, развивать, увольнять.

Заботься о своих людях — и они будут заботиться о твоем бизнесе. Звучит пафосно, но так и есть. На самых ранних этапах нужно выстраивать HRM (управление персоналом).


Читайте по теме:

С чистого листа: адаптируем новую команду в период турбулентности правильно

Пять способов установить эмоциональный контакт с командой


Меня не поймут многие начинающие бизнесмены.

Да, надо искать клиентов. Но люди должны быть в приоритете. Это как на заводе — надо следить за состоянием станков: если один начал барахлить и объемы производства упали, бесполезно загружать его побольше. Он вообще сломается.

И продажи, безусловно, важны. Но если не заниматься людьми, то так и будешь всегда один. Я сам прошел «этап волка-одиночки». Да, что-то кому-то продавал. Но это не был бизнес, скорее — самозанятость. Все изменилось, когда я нашел партнера, который закрыл мои слабые стороны.

Моя супер-сила — это продажи, и мне нужен был партнер, который бы отвечал за производство. Так и сложилось, у нас сейчас крутой тандем. И я смог заниматься тем, в чем действительно силен.

Из этого во многом вытекает второй совет.

Нужно разобраться с собой

В самом начале понять — кто ты, как личность, чего ты хочешь, какие твои сильные и слабые стороны. Это нужно, чтобы заниматься тем, что тебе действительно нравится, а не только тем, что приносит деньги или беспочвенно «надо».

Когда я стартовал, то был таким многоруким многоногом — делал все что ни подвернется и не задавался вопросом, что меня вдохновляет.

В свой бизнес я пришел из крупной корпорации, где занимался сложными проектами, крупными клиентами. И это было моим драйвером — заходить в большие сделки, биться с серьезными конкурентами.

Не знаешь, с чего начать бизнес? Всё о первых шагах в своём деле рассказываем на платформе «Курс».

Свое дело я начал с розничной торговли, продавал IP-телефоны через интернет-магазин. Основной доход мне приносили продажи по базе корпоративных клиентов: им я мог погрузить пару машин таких телефонов, а через сайт — пару штук.

Фокус был размыт. Если бы я сконцентрировался на том, что мне нравилось и что получалось, то, наверное, двигался бы быстрее.

Крайне важно понять, что в своем деле тебя вдохновляет. Все равно по-настоящему отдаваться будешь, только занимаясь тем, что тебе истинно интересно. На первых порах правда тяжело: куча неопределенности, денег нет. И силы нужны.

Они как раз будут приходить от того, что тебя вдохновляет.

Кто твои клиенты

Поняв, какой ты, поймешь, какие клиенты тебе нужны. И от этого нельзя отступать.

Нужно выбрать свой сегмент заказчиков и работать только для него.

Мы долгое время пытались быть хорошими для всех. Но это тупиковый путь. Сейчас мы четко определили, что наши клиенты — крупные частные компании, и делаем фокус на них.

Как на старте понять, кто твои клиенты?

На этот вопрос у меня нет четкого ответа.

По ощущениям. Пробовать, делать попытки, анализировать результаты, планировать, снова делать. Как я сказал в начале, к своим выводам я пришел, только получив определенный опыт.

Портрет клиента во многом идет от миссии компании. С миссией надо определиться у себя в голове на самом старте.

Когда мне говорят, что бизнес нужен, чтобы делать деньги — камон, ребята — деньги можно заработать другими, куда более простыми и быстрыми способами.

Финансы чрезвычайно важны

Когда начинают приходить первые деньги, кажется, что мир у твоих ног. И когда не следишь за экономикой отдельных юнитов, а смотришь только «общий котел» — появляются серьезные риски.

Велика вероятность, что вместо денег ты заработаешь «опыт».

Отдельный юнит, который представляет собой финансовую черную дыру, может утянуть на дно всю компанию.

Айртон Сенна говорил: «В гонках выигрывает не тот, кто быстрее разгоняется, а тот, кто позже начинает тормозить». Для этого нужны офигенные тормоза. Так вот, продажи — это газ. Ты нажимаешь — получаешь импульс для движения.

Управление финансами — это тормоз. Важно понимать, куда ты можешь потратить деньги, а куда нет.

Деньги — это важнейший элемент управления. Пока смотришь только на продажи и на «общий котел», все время разгоняешься. Да, так можно быстро взлететь — но потом так же быстро упасть.

Если не умеешь считать деньги — ищи партнера, который будет это делать. Все опять завязано на людях. Поэтому…

Не изменяй себе

Допустим, ты понял, кто ты и что хочешь, нашел нужных людей. Поэтому, когда идентифицировался, — оставайся собой.

Долгое время мы шли за нашими партнерами, вендорами. Для поиска клиентов мы использовали (и продолжаем это делать) их каналы. Мы соглашались на те условия, которые нам диктовали — с кем, как, когда и за сколько работать. Были «хвостом», которым кто-то вилял.

И в итоге делаешь работу, которая тебе непонятна и неприятна. Это проекты с рисками, которые не хочется принимать, это вход в проект с тем уровнем доходности, который не интересен. Это работа с клиентами, которые не попадают под целевой образ.

И в итоге не развиваешься. Ты теряешь деньги, которые вообще-то хотел на этом заработать.


Читайте также:

Check-up команды стартапа: о чем важно знать на старте

Три ключевые черты людей, которые достигают поставленных целей


Что делать? Искать клиентов самому. Или менять партнеров (вендоров, маркетплейсы/сети). Или и то, и другое.

И, конечно, пробовать договариваться.

С этой «иглы» сложно соскочить. Но именно тот, кто управляет отношениями с клиентами, реально управляет своим бизнесом. Маркетинг и каналы вендора/маркетплейса/сети всегда будут выигрывать. Но если твой продукт нужен клиенту — с тобой будут договариваться.

Думай глобально, действуй локально

Еще года два назад для нас, как и для многих, это была просто модная цитата. Потом случился ковид и… еще много чего. Жизнь в очередной раз показала, насколько она непредсказуема. И как важно иметь план В (С, D, E и etc.).

Когда ты строишь бизнес, по большому счету безразлично, строить ли его только в своем «дворе» или во всем мире. В обоих случаях это проект, принципы создания которого одинаковы вне зависимости от его масштаба.

Так почему бы сразу не смотреть шире?

Мы очень долго сидели в локальном рынке и почти никуда не двигались. Но ситуация может поменяться в любой момент. Поэтому не надо ждать завтра: не факт, что оно тебе понравится или принесет хорошие возможности.

Думай сейчас, и если делаешь глобальный бизнес — делай его сразу.

Но! Думать и планировать можно много, а сделать в итоге — ничего. У нас сложилась успешная практика маленьких шажков.

Есть глобальная цель: например, идем на западные рынки. И есть конкретные небольшие задачи, которые мы решаем на пути к этой цели. Поэтому не планируй что-то большое сразу.

Приплывает «черный лебедь», и все перевернется с ног на голову. Цели не достигнешь, зато локальные дела дадут конкретные результаты.

И «финальное»…

Реши, что ты будешь делать, когда придет «успешный успех»

Когда бизнес вырастет, у тебя как у создателя будет два пути:

  • Вечно работать в этой компании.
И твой бизнес — это не бизнес, а ты сам. Все остальное — как экзоскелет, усиливает тебя, дает больше рук, ног и прочее. Но все замкнуто на тебе.

В моем понимании — это ужасно. Единственное, что может оправдывать такой мазохизм — если он доставляет удовольствие. Хотя это тоже вопрос к психологам или даже к психиатрам.

  • Выстроить систему, которая не будет завязана только на тебе.
Нанимать правильных людей, которым доверяешь, и делегировать. Но тогда в какой-то момент ты понимаешь, что этой системе ты не нужен. Более того, ты ей даже вредишь. Ты как сотрудник не подходишь своему бизнесу.

Предприниматели — это люди определенного типа, они сложно работают внутри организованных систем. Это важно признать и говорить сотрудникам.

И еще — понять, что делать дальше. В какой-то момент твой бизнес тебя уволит.

Казалось бы, вот она — сбывшаяся мечта, можно ничего не делать, а деньги будут идти. Можно прогулять день, два, неделю. Или даже уехать а полгода на Бали. Бизнес может только выиграть от твоего отсутствия.

Но желание что-то делать никуда не пропадет. Предпринимательское беспокойство должно быть удовлетворено, и нужно понимать, как это сделать.

Если не разобраться, начнешь приносить вред бизнесу.


Фото на обложке: Thanakorn.P/Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ТЕГИ
Бизнес-нетворкинг
Сервис Русбейс для поиска полезных знакомств и обмена опытом
Присоединиться

Материалы по теме