Колонки

Правила поведения на хакатоне (для тех, кто хочет выиграть)

Колонки
Дмитрий Волков
Дмитрий Волков

Сооснователь SDVentures

Виктория Кравченко

Дмитрий Волков, сооснователь международного интернет-холдинга SDVentures, поделился с Rusbase экспертным мнением о важности хакатонов для бизнеса и участников, о типичных ошибках команд и трендах на будущее.

Правила поведения на хакатоне (для тех, кто хочет выиграть)

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


Хакатоны: что это такое?


Слово «хакатон» образовалось от слияния слов «хакинг» и «марафон». Под хакингом понимают, конечно же, не компьютерных мошенников, а любителей ИТ-технологий, которые находят удовольствие в исследованиях и поиске неординарных решений.


Первый в мире хакатон состоялся в 1999 году. Его провели разработчики ОС OpenBSD в городе Калгари (Канада).


Там собралась группа исследователей, которым предстояло решить непростую задачу: найти легитимный обход для ограничений, накладываемых США на экспорт из страны криптографических продуктов. Мероприятие они назвали «хакатоном», и термин сразу же понравился коллегам.


Спустя 10 дней на конференции JavaOne компания Sun Microsystems провела похожую встречу, где предложила разработчиком создать Java-программу для Palm V для обмена данными между гаджетом и интернетом через ИК-порт.


Нацеленность на успех, приятный дружеский формат, одновременное общение и состязательность – все это сделало мероприятия нового типа привлекательными для участников и инвесторов. Так хакатоны получили путевку в жизнь.


Зачем бизнесу нужны хакатоны?


В 2016 году в мире было проведено, по оценкам hackaton.com, 3450 хакатонов. Первым в списке сейчас стоит США – 1568 мероприятий за год, следом идут Великобритания (470 хакатонов), Канада (230), Германия (223), Франция (196). В них приняли участие самые разные специалисты: разработчики для веб (36%), мобильных систем (36%), аппаратных платформ (15%), робототехнических систем и ИИ (8%).


России в этом списке нет. Потому что, согласно этому источнику, в России за 2016 год было проведено всего… одно мероприятие.


Разумеется, эти данные недействительны. Они лишь отражают тот факт, что хакатон как формат развития инновационной экономики еще только растет в России. И пусть в мире пока очень мало знают о хакатонах в нашей стране, реальное состояние дел значительно лучше западной статистики.


Так, по данным портала IT-dominanta, каждый месяц в 2016 году в России проходило по 8-10 различных мероприятий такого типа. А только в апреле 2017 года было проведено 19 крупных хакатонов.


Возможно, хакатоны остались бы явлением местного значения, если бы на них не обратили внимания крупные компании, инвесторы, венчурные фонды и «ангелы». Они оценили потенциал для роста.


Вместо утомительных согласований и доработок, с которыми приходится сталкиваться при выполнении обычных проектов, хакатоны предложили новый формат создания прототипов при минимальных затратах. В течение нескольких дней организаторы получают сразу несколько решений той технологической задачи, которая перед ними стоит.


С другой стороны, компании привлекают рекрутинговые возможности: здесь можно не только познакомиться с сильными разработчиками, но и сразу проверить их в деле. Наконец, важное преимущество хакатонов – нетворкинг с потенциальными партнерами и продвижение собственного бизнеса.


В чем интерес участников?


По данным hackaton.com, в публичных хакатонах сегодня принимают участие специалисты (42,8%), студенты (21,1%), «любители» (18,9%), предприниматели (9,6%), а также те, кто ищет работу (7,6%).


Тема хакатона объявляется сразу, зато цели оглашаются не всегда, что придает таинственность будущему мероприятию и привлекает особо авантюрных участников. Это делается ради того, чтобы не мешать рождению результата прямо на глазах. «Чудеса» могут происходить и с призовым фондом.


Так, на финальном этапе Дизайн-хакатона, который провели в Москве в конце июля 2016 года «Сбербанк» и «Сбербанк-Технологии», первоначальный призовой фонд был объявлен в размере 200 тысяч рублей. Однако результаты хакатона настолько впечатлили организаторов, что призовой фонд был увеличен до 500 тысяч рублей.


Победителем тогда стала команда Dream Team. Она предложила «умное решение по добровольному медицинскому страхованию», в основе которого использовались данные ДНК-теста. Опыт, знания и инициативность позволили добиться отличного результата.


Как показывает опыт, участников, помимо заявленных призов, интересует в хакатонах несколько моментов:


  • Возможность трудоустройства в ведущих интернет-компаниях и перспектива знакомства с «нужными» в профессиональном развитии людьми.
  • Проверка сил команды разработчиков в нестандартной ситуации: время ограничено, адреналин на пределе, соревновательный дух не дает покоя.
  • Академический интерес. Как правило, в этом случае речь идет о командах, которые работают самостоятельно, то есть не ищут трудоустройства у организаторов. Им интересно проверить гипотезы, которые у них родились для решения той или иной софтовой задачи.

Правила поведения на хакатоне


На первый взгляд, стать победителем достаточно просто, но многие попадаются на ошибки, которых делать нельзя.


Ошибка 1. Несоблюдение соотношения скорости и качества проработки проекта


Многие участники пытаются завершить проект максимально быстро, не принимая в расчет, что самое важное для жюри – это результат. Ошибки при создании прототипов во время хакатонов неизбежны, их не стоит бояться. Но та идея, которая будет демонстрироваться жюри, должна быть детально проработана.


Ошибка 2. Неумение работать в команде


Это особенно проявляется как раз в ситуациях, когда необходимо быстро получить результат. На хакатоне нет времени на долгие споры, нужно уметь грамотно распределять роли и принимать компромиссные решения.


Ошибка 3. Забыть про реальные цели


И пожалуй, главное, о чем стоит помнить – решение, которое предлагает команда, должно иметь реальное практическое применение. Как мы помним, бизнес интересуют рабочие идеи, которые уже завтра компания сможет реализовать и получить желаемый результат.


Что будет дальше?


Если бы у хакатонов не было планов, то о них не было бы смысла рассказывать.


  1. Смещение тематики. Еще пять лет назад практически все хакатоны проводились с целью разработки мобильных приложений. Однако уже в прошлом году тематика хакатонов сдвинулась в сторону создания систем, связанных с искусственным интеллектом и виртуальной реальностью. Без всякого сомнения, эти темы станут топовыми для будущих хакатонов.
  2. Внутрикорпоративные мероприятия. Сегодня главным трендом для крупных компаний становится акцент на инновации и развитие творческих связей внутри компаний. Проведение внутрикорпоративных хакатонов позволяет формировать временные коллективы внутри компаний и собирать в такие проекты людей с разной экспертизой.


Материалы по теме:

Все хакатоны этого лета

На Rusbase заработал сервис «Chance»

История одного проекта, или хакатон как челлендж

Тренд: корпоративные венчурные фонды. Что о них стоит знать?

Почему корпорации обожают M&A?

Шесть трендов, которые должен понять каждый, прежде чем заняться бизнесом

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «За три дня мы получили 15 тысяч предзаказов». Как стартап из России составил конкуренцию Илону Маску
  2. 2 Что такое смарт-контракты и чем они так хороши
  3. 3 «В нас поверили простые люди»: от умирающего до инновационного бизнеса одно IPO
  4. 4 Бирюзовый автопилот: три ошибки самоуправления
  5. 5 Как геймифицировать бизнес с многомиллиардным оборотом и выжить? Опыт Biletix
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти