«Мы за свой счет развиваем чужую страну». Хватит производить в Китае — в России дешевле

Алексей Карфидов
Алексей Карфидов

Основатель и генеральный конструктор студии «Карфидов Лаб»

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Алексей Карфидов, генеральный конструктор и основатель «Карфидов Лаб», в колонке рассуждает о том, почему российские компании стремятся производить товары не в России, а в Китае, и объясняет, как можно исправить эту ситуацию.

За прошедший год я трижды посетил Китай. Это были насыщенные рабочие командировки. Там я осваивал технологии быстрого прототипирования, чтобы адаптировать их к российской действительности и деятельности моей компании. Полтора месяца провел на фабриках и производстве механики и электроники. Посетил множество предприятий — от «подвальных» до крупнейших в Китае.

Китай. Фото из архива автора

Я пытался понять, почему так часто наши компании стремятся производить не на родине, а в Китае, какие в этом плюсы и минусы, какие прослеживаются тенденции. Времени для анализа и размышлений было достаточно. Хочу поделиться своими наблюдениями и выводами. Когда речь заходит о производстве, российские стартапы говорят о Китае, как о чем-то естественном.

Почему стартапы запускают производство в Китае?

  1. Удобно собирать и тестировать электронику, ведь многие компоненты изначально китайские. Соответственно, они дешевы, всегда есть в наличии и их быстро доставляют.

  2. Печатные платы проще делать целиком, ведь для этого здесь есть все  компоненты.

  3. Первую партию корпусов можно сделать литьем в силикон на местной электронике.

  4. На перспективу там же можно заказать алюминиевую или стальную пресс-форму.

  5. Поскольку в Китае есть все механические детали, здесь удобно проводить дальнейшую сборку и упаковку, а затем доставлять в Россию.

Что получается в итоге: продукт, разработанный в России при поддержке государства и инвесторов, получает китайскую прописку и гражданство и становится импортом, а не экспортом. Такой товар кормит только нашу таможню, а во всех остальных моментах — китайских производителей.

Но это неправильно: продукт, разработанный в России, должен производиться в России и давать работу отечественным предприятиям. Нужно по максимуму задействовать свои производственные области: и пластик, и текстолит, и — что особенно важно — элементную базу.

Знаем по себе: когда стартап выпускает продукт на рынок, ему нужно качественное и быстрое производство по приемлемой цене. Но чтобы размещать заказ на отечественных предприятиях, необходимы приемлемые условия.

Что нужно сделать, чтобы производство работало в России

  1. Развивать компетенции, запускать и совершенствовать высокотехнологичные — в том числе базовые — производства по конкурентной цене. Необходимо качественное литье в силикон и изготовление стальных форм. Обидно видеть в наших передовых прототипах китайские подшипники, немецкие метизы и европейские материалы.

  2. Расширять технопарки с компетенциями небольших фабрик. Иначе инновации, которые развивались на нашей земле, но не нашли поддержки, перекочуют за границу и оттуда будут с нами же торговать.

  3. Необходимо развивать молодые компании, поддерживать собственные инновации.

Мы активно изучаем и воспроизводим китайские производственные технологии в России.

Для перемен в мышлении уже есть серьезные предпосылки

  • В Китае растет уровень жизни, курс юаня привязан к курсу доллара

В первой половине 2018 года мы работали с фабрикой в Шэньчжэнь. В откровенном разговоре руководитель фабрики рассказал, что в среднем их рабочий получает примерно тысячу долларов в месяц. Я не могу лично подтвердить или опровергнуть эти данные, но эта цифра значительно выше зарплаты нашего соотечественника в регионах, который выполняет ту же самую работу и старается кормить семью.

  • Поездки требуют больших затрат (как времени, так и денег)

В расчете на одного человека билеты в оба конца стоят примерно 40-45 тысяч рублей, гостиница — примерно 2,5 тысячи в день. За услуги переводчика надо заплатить 5-7 тысяч рублей в день. Быстро решить все вопросы никогда не получается, а значит, поездка будет минимум на 3 недели.

  • Языковой барьер и разница в менталитете сильно тормозят процесс

Лично наблюдал, как ошибки в восприятии нивелируют высокую скорость производства прототипа. Ведь все, что неправильно понято, будет неправильно сделано. У любой компании, работающей с Китаем, есть не одна курьезная история на эту тему.

В Китае. Фото из архива автора

Однажды, делая первые образцы прибора, мы попросили изготовить одну деталь — она чаще всего пачкалась — не черной, а белой. Начальник фабрики при нас поставил задачу начальнику производства и написал табличку. Через день черными было сделано шесть типов деталей, хотя мы просили лишь одну. Этот пример хорошо иллюстрирует, как недопонимание растягивает сроки.

  • Контроль качества

В итоге компании приходят к выводу, что минимум одного-двух человек нужно ставить на контроль качества и сопровождение производства. Соответственно, их зарплата и проживание переносятся в Китай, а возможно, им еще понадобится мини-офис.

  • Недостаточная защита интеллектуальной собственности

Абсолютно не исключено, что копия вашего продукта окажется на прилавках магазинов и Alibaba одновременно с выходом прототипа или даже быстрее. Китайцы копируют все. Большой внутренний рынок, острая конкуренция — одним словом, борьба. Возможно, это часть их менталитета. А как защитить от копирования изделие, которое производится на фабрике мира, в десяти часах полета от вас? Казалось бы, изделие можно разбить на фрагменты и собирать по отдельности. Но все не так просто: части нужно подгонять друг под друга, собирать и тестировать на месте.

  • Чтобы товар оказался в России, нужно платить за таможню

Чтобы продавать продукт на российском рынке, мы вынуждены платить таможне — только так изделие, разработанное в России и представляющее отечественную интеллектуальную собственность, окажется в своей стране. Я не уверен, что это правильно. Необходимы условия, при которых отечественные компании смогут размещать производство инновационных устройств внутри страны.

***

В совокупности получается, что такие расходы становятся сопоставимы или даже превышают затраты на изначально более дешевое производство в Китае (особенно по части механики). Но наши компании едут по тем же рельсам. Отчасти по инерции, а отчасти — из-за отсутствия альтернатив. Нет смысла развивать навыки разработки в России, если производство все равно будет за рубежом. Мы за свой счет развиваем чужую страну и обеспечиваем ее работой, а должно быть наоборот. Нужно развивать свое опытное производство и серийное изготовление оснастки, возрождать утраченные технологии не только в оборонном секторе, но и в гражданском.

Безусловно, нужно развивать международные отношения, обмениваться опытом, но при этом важно извлекать максимальную выгоду. Необходимо самим развивать молодые компании, поддерживать собственные инновации, а не ждать, пока другие страны начнут собирать с них сливки. Производства не становятся гигантами на пустом месте — для этого нужны условия. В качестве первой пробы нужно взять за основу среднюю китайскую фабрику, создать литейный технопарк и направлять в него зрелые стартапы. Тогда цепочка замкнется и создаст для всех нас гораздо больший положительный эффект. Мы в «Карфидов Лаб» хотим со временем построить нечто подобное. Первые шаги уже пройдены.


Материалы по теме:

ИИ, миллиарды инвестиций, беспрецедентный рост: почему нужно следить за Китаем, если вы в EduTech

Сможет ли Китай создать свою Кремниевую долину?

Столкновение менталитетов: как добиться успеха в переговорах с партнерами из Китая

Деловая культура Китая: почему вам придется играть по их правилам

Такой загадочный Китай: что ждет российского предпринимателя в Поднебесной?

Фото на обложке: Unsplash


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Александр Смаков
    Александр Смаков 01:51, 28.11.2018
    1
    • Александр Ромов Александр Ромов
    очень хочу узнать от Вас : где Вы нашли в РФ : 1.производителя микроэлектроники, элементарной дешевой логики , по цене привлекательнее Китая 2. производителя светодиодов 0603-3825 по цене привлекательнее Китая 3. производителя FR4 , CEM3 - текстолитов по цене привлекательнее Китая 4. производителя медной фольги по повторяемости и цене Привлекательнее Китая 5. производителя плат по срокам качеству и цене привлекательнее Китая 6. производителя трубчатого припоя и паяльных паст (1500р/кг) по качеству и цене привлекательнее китая 7. поставщика оборудования по производству пп. 1-6 в РФ , по цене привлекательнее Китая 8. покажите мне человека , купившего и реализовавшего п.п7. .... как говорится , вот тогда я поверю что не прав. 9. покажите мне общую сумму НДС в Китае , которую платишь с п.п. 1-6
  • Александр Ромов
    Александр Смаков Александр Ромов 08:45, 28.11.2018
    0
    В точку. Конкурировать с Китаем так, чтобы промышленное производство в России было дешевле или даже одинаково по цене с китайским, да ещё и на таком же технологическом уровне - ну невозможно. И задача создать такие условия в России сравнима по тяжести с задачей восхождения на Эверест инвалида-астматика без снаряжения и какой-либо подготовки)
  • Александр Ромов Алексей Карфидов 01:12, 29.11.2018
    0
    Возможно Вы так говорите потому, что не видели то, что видел я - а именно, например, что даже на простейшей фабрике рабочие в месяц получают в два раза больше наших. И цены вокруг недешевые, и эффективность взаимодействия с ними не самая высокая.
  • Александр Смаков Алексей Карфидов 01:14, 29.11.2018
    0
    Согласен, тут к сожалению редактура часть моих мыслей вырезала, и с этим смысла стало меньше. Я говорю о том, что без обеспечения своей элементной базой и производством электроники остальное будет тянутся следом за тем местом, где эта электроника делается.
  • Дима Такой я
    Дима Такой я 22:03, 28.11.2018
    0
    Еще в этой статье забыли про рейдерские захваты, бюрократию, прессинг со стороны чиновников, поборы, налоги на все и вся. Эта страна заточена на воровство и коррупцию, а не на производство и попытка доказать обратное кончится очень печально для вас. Уже сколько примеров было, открывали производство, делали рентабельным, а потом приходили влиятельные люди и забирали все, а ты потом еще и должен остаешься. Завод по производству российских тракторов в канаде помните? Так президенту на пвальцах объяснили, что завод, успешно работающий в канаде, в россии за год загнется и это только официальные факторы, без коррупции и криминала. В стране дураков вас просто сожрут.
  • Дима Такой я Алексей Карфидов 01:10, 29.11.2018
    0
    Мы ведь еще с советских времен для себя свое делали, вынужденно. А вопрос наезда со стороны - он для любой страны актуален. Американы про это даже фильмы снимают)))
  • Александр Псянин
    Александр Псянин 22:55, 28.11.2018
    0
    Два года назад был в вашей Карфидов Лаб. Посмотрел на красивый буклет о ваших разработках. Но кроме буклета ничего нет. Менеджеры даже прототипов корпусов вашего инъектора "Комарик" найти не могли. Всё на бумажках. Когда же стал смотреть дизайн-проект, а серьезной инженерией в нем никто и не занимался, то стало понятно- работал дизайнер, а не инженер. Куча недочетов в механике и компоновке. Так, пшик-проект
  • Александр Псянин Алексей Карфидов 01:09, 29.11.2018
    0
    Звучит убедительно, но прямо сейчас в Питере показаны прототипы, сделанные год-два назад. Приходите снова в гости)))
  • Алексей Карфидов 01:22, 29.11.2018
    0
    Я на вский случай резюмирую текст этой статьи до двух тезисов: 1. Нужно восстанавливать утраченные технологии производства оснастки и оценивать их стоимость адекватно трудозатратам, не задирать цены. И делать это в технопарках, которые могут многое начать, но на малой стадии. 2. В части элементной базы мы многое упустили и просто не начинали делать свое - элементную базу нужно производить своими силами, чтобы дешевле или сопоставимо было делать внутри страны. С учетом курса доллара оснастка и электронока позволят нам производить и экспортировать товары по привлекательным ценам в масштабах нашей страны. PS усилия в этих направлениях заметны, но их недостаточно
  • александр гора
    Алексей Карфидов александр гора 11:57, 29.11.2018
    0
    Я с вами в принципе согласен. И я сейчас разрабатываю небольшой бизнес проект, по производству всякой несложной всячины, например 3D принтеров или муз колонок итд. Я проживаю в Чите, это на границе с китаем. Связи есть в Маньчжурии. Предполагается закупать в китае комплектующие и доставка на склад в Маньчжурии, далее челноки перевозят товар через границу в Забайкалец, потом в Читу, Минимум затрат на таможню. Присасываемся к какой нибудь конторе. В итоге имем. Китайские комплектующие, Читинская сборка, в документах произведено город Улан-уде Россия. Минимум затрат максимум прибыли. И это уже что то.
  • Михаил Хомутецкий
    Михаил Хомутецкий 13:51, 3.12.2018
    0
    Не нужно делать что-то ради патриотизма - это не бизнес-подход. Если все производят в Китае, то так и правда лучше, не только из-за стоимость производства. Логистика, компетенции, опыт. На многие вещи мы не в силах повлиять, потому что в руководстве страны люди, интересы которых совершенно далеки от мыслей высказанных вами. Все можно сделать, развить страну в этом направлении. Но движение должно быть как сверху, так и снизу.
  • Виктор Мусс
    Михаил Хомутецкий Виктор Мусс 17:58, 7.12.2018
    0
    Сверху нужны деньги и поддержка, а снизу всегда найдутся талантливые изобретатели-рационализаторы!
  • Алекс Целин
    Алекс Целин 15:22, 4.12.2018
    0
    Большинство были бы рады заказывать в России. Но когда обратишься к местным, чтобы они выточили какую-то деталь чуть посложнее на ЧПУ, то они немного подумав отвечают, что не смогут. Покупаешь здесь металл, а он настолько неоднородный, что на выходе качества изделия гарантировать не возможно. То же самое с полиэфирными смолами. Технологи либо не хотят, либо не способны разобраться почему формулы те же, а на выходе качестве гораздо хуже. В общем теоретически то можно было бы согласиться с автором статьи, но вот на практике люди вынуждены заказывать очень многие комплектующие в Китае.
  • Виктор Мусс
    Виктор Мусс 17:13, 7.12.2018
    0
    Многие ничему не верят! А зря! Надо меньше болтать и больше действовать! Нужны заводы по производству корпусов и механических узлов связи для микроэлектроники, по производству микроэлектронной и процессорной техники. Меня удивляет правительство Медведева, похоже в нём нет ни одного технаря, раз за такое количество времени у власти не могут решить самый нужный в данное время вопрос о развитии вышеназванной промышленности?
  • Виктор Мусс
    Виктор Мусс Виктор Мусс 17:46, 7.12.2018
    0
    Вместо того, чтобы создавать денежную подушку, необходимо создать промышленную подушку, чтобы не отстать от уходящего поезда!
  • Андрей Краснопёров
    Андрей Краснопёров 20:19, 10.12.2018
    0
    Пишут вроде бы умно, но как говорил Козьма Прутков "Зри в корень" . В Китае есть партия , кстати коммунистическая и коррупционеров, воров там стреляют, всё!
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
AIOne
14 декабря 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase