Top.Mail.Ru
Колонки

Кругосветка вместо ипотеки – как выбор миллениалов меняет экономику

Колонки
Анна Артамонова
Анна Артамонова

Вице-президент Mail.Ru Group, CEO сервиса поиска попутчиков BeepCar

Виктория Кравченко

В последние пять лет экономика совместного потребления продемонстрировала такой впечатляющий рост, что не замечать шеринговые сервисы уже не могут ни пользователи, ни конкуренты, ни государство.

По данным PWC, с 2013 по 2015 годы доходы таких проектов в Европе увеличились в 3,5 раза: с 1 млрд евро до 3,6 млрд евро. 

Анна Артамонова, вице-президент Mail.Ru Group и CEO сервиса поиска попутчиков BeepCar, рассказывает, как миллениалы изменили экономику, вдохнув в шеринг новую жизнь.

Кругосветка вместо ипотеки – как выбор миллениалов меняет экономику

Почему люди не хотят делить дрель…

Когда нынешний бум шеринг-экономики только начинался, в центре внимания оказались сервисы вроде NeighborGoods и SnapGoods, которые фокусировались на аренде небольших вещей. После быстрого взлета последовал упадок: один за другим платформы терпели неудачу, не принося создателям прибыли. Зато на первый план вышли платформы для аренды дорогостоящего имущества — в первую очередь автомобилей и жилья.

Дело не в том, что владельцы сервисов «для соседей» не имели четкого бизнес-плана, а, скорее, сама по себе идея совместного пользования велосипедами и соковыжималками уперлась в стену.

Подобные вещи проще купить, чем арендовать: заказать товар в интернет-магазине с доставкой гораздо быстрее и легче, чем найти эту же вещь в аренду, съездить и приобрести, а затем еще раз встретиться с хозяином и вернуть. Оказывается, что выгоднее экономить свое время, а не деньги.

…и готовы делить дом

Тем не менее модель sharing economy оказалась востребованной, в первую очередь на рынке недвижимости и автомобилей. Маркетологи долго убеждали людей, что впечатления ценнее вещей и приносят больше счастья, чем материальные ценности.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

И, наконец, достучались – миллениалы отказываются владеть квартирами и машинами, предпочитают путешествия, занятия экстремальными видами спорта и получение интересного опыта.

В новой системе ценностей покупка недвижимости и автомобилей уступает место получению впечатлений. Скажите шеринг-поклонникам, что не любите путешествовать, и собеседники покрутят пальцем у виска, попивая экзотический коктейль в арендованном бунгало на Бали. Похвастайтесь, что остался один платеж по кредиту на машину мечты — на вас странно посмотрят, проезжая мимо на арендованном автомобиле, и посоветуют пересмотреть мечты.

Кругосветка вместо ипотеки

Смещение координат в сторону впечатлений проявляется и на уровне глобальных решений, вроде выбора между ипотекой и кругосветкой, и на уровне повседневного выбора.

Если для экономии на покупке дрели нужно потратить полвечера на поиск в аренду, человек закажет ее в интернет-магазине по полной стоимости, а высвобожденные часы потратит на себя.

Люди помнят о законе Парето и ищут варианты, которые позволят приложить 20% усилий и обеспечить 80% результата.

Так продвинутые пользователи могут несколькими кликами организовать путешествие, используя только шеринг. Бронируем место в машине на BeepCar, квартиру на Airbnb – и готово. К тому же вместе с экономией такие сервисы дарят и новый опыт — общение с интересными попутчиками, знание, чем живут местные жители. Это помогает глубже изучить город, куда приезжаешь.

Есть стереотип, что шеринг — только для молодых. Однако и старшее поколение постепенно вливается в многочисленную армию поклонников sharing economy: пользователи старше 50 лет — самый быстрорастущий сегмент аудитории Airbnb и других популярных сервисов.

Россия: райдшеринг против электричек

Казалось бы, поездки на работу и на дачу оправдывают затраты на владение автомобилем. Уровень комфорта несравним с тем, что предлагает общественный транспорт. Но результаты исследования PWC в 2016 году показали, что стоимость владения машиной в России сопоставима с этой же статьей расходов у жителей европейских стран.

Учитывая разницу в уровне доходов, нашим соотечественникам авто обходится дорого. Так, владение компактным автомобилем класса B «съедает» порядка 319 000 рублей в год, а кроссовером среднего размера – больше 550 000 рублей. Многие из тех, кто потратился на машину, рады отбить часть затрат. Особенно если можно это сделать, захватив попутчика по привычному маршруту, не нарушая планов.

Летнее исследование BeepCar показало, что 38% автовладельцев, которые ездят на работу в Москву из Московской области, готовы брать попутчиков. Эти люди – уже аудитория сервисов райдшеринга. А есть еще и потенциальная, она гораздо больше.

Шеринговые платформы, связанные с арендой автомобилей или мест в салоне — крупнейший сектор экономики совместного потребления в Европе. В 2015 году совокупный доход сектора составил 1,7 млрд евро.

Райдшерингу есть куда расти

В России, где расстояния во много раз превышают европейские, а транспортная система создавалась еще в советские времена и не особо изменилась, у райдшеринга точно есть будущее.

Простой пример: человек едет на фестиваль Alfa Future People из Москвы. Сначала нужно сесть на поезд до Нижнего Новгорода, дальше — трястись в электричке до станции «Козино», следом — ехать на шаттле до фестиваля. И это еще тепличный вариант, так как организаторы позаботились о том, как люди будут добираться последнюю милю.

Чаще бывает по-другому: нужно поехать на дачу, и человек сначала едет железной дорогой, а потом идет 40 минут пешком или ждет местный автобус. Райдшеринг решает эту проблему. Пользователь находит водителя, который едет в нужном направлении, бронирует место в автомобиле, скидывается с другими пассажирами на бензин – и едет с комфортом.

Резюме: у райдшеринга в России — серьезные перспективы

  • С одной стороны, наша страна — автомобилизированная.
  • С другой, текущая экономическая ситуация, толкает людей к экономии и поискам выгодных вариантов для поездок.

Конкуренция среди сервисов райдшеринга с годами будет только усиливаться. Это плюс для потребителей, так как повышается качество услуг. Что рост и усиление конкуренции означают для шеринговых сервисов? Прежде всего – ведут к повышенному вниманию со стороны государства и усилению регулирования. Работа по интеграции подобных проектов в правовое поле уже ведется в европейских странах.

В Великобритании для частных лиц определили сумму необлагаемого налогом дохода от сдачи домов и квартир в аренду. Во Франции вышел закон, позволяющий владельцам жилья сдавать его без предварительного разрешения городских властей.

Если обойдется без перегибов, дополнительное регулирование пойдет на пользу экономике шеринга. Разрабатывая законы и правила для этой сферы, государство ставит ее в один ряд с уже привычными моделями потребления. А значит, у тех, кто раньше не решался пользоваться шеринг-сервисами из-за непривычности и относительной новизны, появится повод попробовать и открыть для себя мир новой экономики.


Материалы по теме:

Шеринг-экономика до интернета: как это было раньше?

Умная Москва: какими технологиями нашпигована столица

Индийский стартап создал «общежития 2.0» для миллениалов

Зарплата для роботов: как интернет вещей приведет к экономике вещей

Сдается: квартира с отличным видом, быстрым интернетом и 50 соседями

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Технолидеры будущего» научат детей делать стартапы
  2. 2 Миллениалы не позвонят: как уход клиентов в соцсети меняет парадигму работы контактных центров
  3. 3 Учение — свет: как сделать онлайн-курс, который оценят поколения Y и Z
  4. 4 Как зумеры обойдут миллениумов по карьерной лестнице и что теперь делать поколению X
  5. 5 Российский рынок доставки готовой еды и продуктов бьет рекорды: итоги 2020 года
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!