Пока чья-то бабушка стоит в очереди за IPhone X, процесс выбора и покупки товаров становится все более технологичным, а способы продажи все более изощренными. Не стоит на месте и развитие технологий по оптимизации техпроцессов в ритейле.
Разбираемся в некоторых из них вместе с Владимиром Филипьевым, генеральным директором Subtotal.ru, и другими экспертами рынка.
1. Предсказание кассовых разрывов
Для любого розничного бизнеса кассовый разрыв — это как минимум дополнительные потери из-за несвоевременного исполнения обязательств (финансовые или репутационные), а как максимум — первый шаг к банкротству.
В случае возникновения риска кассового разрыва — бизнес может привлечь кредитные средства для его погашения. Малый и средний бизнес в большинстве своем не имеет инструментов для прогнозирования, но в ближайший год, в том числе благодаря ФЗ 54, это изменится, потому что:
- ФЗ 54 требует появления в любом розничном бизнесе инструментов для контроля поступлений (онлайн-кассы). Теперь, чтобы спрогнозировать кассовые разрывы остается собирать данные о расходах и использовать Excel или современную облачную систему автоматизации торговли.
- Банки заинтересованы в кредитовании среднего и малого бизнеса. Используя данные о движении денежных средств на расчетном счете и данные с онлайн-кассы, банки планируют динамически менять кредитную линию/овердрафт, используя собственные скоринговые модели.
2. Подсказки кассирам
Комментирует Роман Майстер, генеральный директор Rate&Goods
Подсказки на кассе, напоминающие кассирам о необходимости предложить клиенту аксессуары или сопутствующие товары, позволяют увеличить средний чек и выручку от 3 до 25% – это зависит от типа бизнеса, продаваемых товаров/услуг.
Ранее формирование таких подсказок делалось вручную и только в крупных розничных сетях, например, в Макдональдс при покупке кофе предлагается пирожок. Теперь это может сделать за человека современная система автоматизации.
После накопления достаточного количества данных о продажах, система выделит 5-10 наиболее часто встречающиеся в чеках пары товаров.
Далее пользователь может их утвердить или отредактировать. После чего, кассир, добавляя в чек товар из пары, будет получать напоминание о необходимости предложить покупателю сопутствующий товар.
3. Подсказки покупателям
Важно не только изобретение самой технологии, но и то, как ею заинтересовать пользователей — именно так в свое время получилось с компьютерной мышью и компанией Apple.
Например, в России мы среди первых, кто стал использовать мобильные сканеры штрихкодов в ритейле, но сам по себе сканер не может быть преимуществом — пользователю нужно предложить не просто что-то новое, но и полезное.
Специфика товаров народного потребления такова, что часто чужой опыт покупки и использования продукта влияет на решение покупателя.
Как показали исследования Яндекса, наличие отзывов на товар увеличивает вероятность покупки на 10% — вне зависимости от того, положительный был отзыв или отрицательный.
Поэтому мы, взяв за основу штрихкод товара и возможность его сканировать, создали хранилище данных о товарах из разных источников. Пользователь приложения может отсканировать штрихкод товара и узнать о нем общие сведения, цены, отзывы, подлинность.
Запуская в 2015 году МЕГА Accelerator, мы обратились к духу предпринимательства, с которым неразрывно связана деятельность нашей компании. Мы верим, что сфера стартапов – прекрасный источник революционных идей, которые помогут превратить наши торговые центры в яркие пространства для встреч, отдыха и шопинга. В этом году участники проекта предложили 9 инновационных решений, среди которых были те, что направлены во внешнюю среду – 5 идей, призваны улучшить покупательский опыт гостей МЕГИ, а также 4 идей, которые повысят операционную эффективность компании и помогут оптимизировать работу бэк-офиса. Сегодня 7 предложенных решений уже запущены в тестовом режиме в МЕГАХ, и в скором времени наши гости первыми оценят возможности новых технологий и получат незабываемый опыт.
4. RFID-метки
Комментирует Сергей Баженов, генеральный директор ООО «Клеверенс»
До последнего времени интерактивные технологии в ритейле использовались в основном как инструмент привлечения покупателя в магазин, то есть, как своеобразный вид наружной рекламы.
Завлечь покупателя в магазин – это только полдела. Вторая половина – обеспечить продажу с приемлемой маржинальностью.
При этом всё более важным в современном ритейле становится фактор спонтанных или импульсивных покупок. Чтобы обеспечить такую покупку, инфраструктура магазина (оформление, выкладка, поведение продавцов) должны помочь покупателю заметить товар мечты и быстро подобрать подходящий вариант.
Использование бесконтактных средств идентификации, таких как RFID, позволяют сделать процедуру поиска и подбора товара намного более простым и приятным занятием.
Ключевыми элементами RFID технологии являются:
- Встроенные в товар или бирку RFID-метки, которые обеспечивают бесконтактную идентификацию товара;
- Карты покупателя с встроенной RFID-меткой, которые обеспечивают бесконтактную идентификацию покупателя в торговом зале и в очереди на кассу;
- Антенны RFID-считывателей, расположенные в торговом зале, в примерочных и на кассе.
Сразу же после маркировки товара RFID-метками можно до 40 раз повысить скорость проведения инвентаризации. Меньше времени закрыт торговый зал, меньше сотрудников работают сверхурочно.
По оценке компании American Apparel, внедрение RFID позволило в 4 раза сократить кражи, связанные с работой персонала.
Размещение антенн RFID-считывателей во всех контрольных точках торгового зала позволяет следить за движением товара.
Пример компании Motorola Solutions, USA
Становится понятно, какие позиции меряют чаще всего, какие конкретные позиции чаще всего меряют в паре, с каких полок берут, куда возвращают. Можно оптимизировать выкладку.
Сейчас многие приходят в торговые сети с идеями строить маркетинговые стратегии на основе отслеживания товаров по RFID меткам, когда покупатель берет их с собой в примерочную. На основе анализа того, какие вещи примеряет покупатель — можно предложить похожие.
5. Голографические 3D-экраны
Голографические дисплеи, установленные в местах совершения покупок — стимулируют желание купить и повышают продажи. Каждое устройство содержит 3G-модуль, это позволяет передавать контент удалённо.
Устройство устанавливается на поверхности, путем вращения светодиодов воспроизводится изображение, которое для восприятия человеческих глаз создает иллюзию цельной картинки.
Традиционные рекламные носители слишком привычны, а от 3D картинки создается WOW эффект. Это приводит к повышению продаж и увеличению узнаваемости торговой марки.
6. Бесконтактная примерка обуви
Комментирует Валерий Черник, генеральный директор Imigize Development Group, PhD
Сейчас покупателям стал доступен выбор обуви без физической примерки с помощью технологии трёхмерного моделирования стопы покупателя и внутреннего пространства обуви.
Любой пользователь смартфона с помощью специального приложения может получить 3D-модель своей стопы в формате цифрового кода и использовать его при выборе обуви в магазинах, где есть уже оцифрованные модели.
Cистема учитывает не только длину и ширину стопы, но и такие строго индивидуальные параметры, как подъём стопы, ширина пальцев.
Программный алгоритм сервиса совмещает 3D-модель ног покупателя и 3D-модели внутреннего объема всей обуви магазина с точностью до 1 мм и находит наиболее подходящие товары. Интернет-магазины Wildberries и Runlab уже приступили к внедрению системы.
7. Распознавание лиц
Встроенные в полки с товарами камеры для подсчета числа визуальных контактов с отдельными товарами позволяют оптимизировать выкладку товара и таргетированную рекламу.
Распознавание лиц ритейл применяет не только в маркетинге, но и в безопасности — для обнаружения преступников.
Если лицо посетителя совпало с базой подозреваемых — за ним будут внимательно следить, предупрежденные системой сотрудники и не допустят кражи либо зафиксируют ее.
8. AR и VR
Многие женщины пытаются найти правильные оттенки для макияжа или хотят знать, как все будет выглядеть, прежде чем они совершить покупку.
Дополнительная реальность — зеркала для макияжа Shiseido показывают прямо на лицах покупателей, как в итоге будут смотреться понравившиеся им косметические продукты.
9. Роботизация
Роботы вместо консультантов в розничных магазинах кажутся пока еще фантастикой, но они уже научились эффективно справляться со складской работой, заменяя на этом участке людей. В будущем нас ждет активное применение роботов консультантов в торговых залах.
В новом исследовании компании Qmatic сообщается, что 31% представителей розничной торговли собираются в будущем применять гуманоидных роботов в своих магазинах. А 14% ритейлеров готовы внедрить технологии роботизации уже в 2018 году.
В Walmart, например, создали роботизированную тележку для магазинов самообслуживания. Renault внедряет роботов Pepper в своих автосалонах по всей Франции.
10. И здесь блокчейн
Комментирует Александр Бородич, основатель блокчейна Universa
Технология блокчейн у большинства рядовых пользователей ассоциируется преимущественно с криптовалютами, но прикладное использование блокчейн намного шире. Это и финансовый сектор, и логистика, и ритейл.
Сама специфика ритейлеров предполагает огромное количество процедур, заказов, счетов и действий. Ошибки и неточности в этом деле просто неизбежны.
Чем здесь может помочь блокчейн?
Включение RFID-метки или QR-кода в блокчейн-сеть позволит видеть и контролировать все этапы операционной деятельности. В любой момент можно увидеть источники данных о товаре и его происхождении. Например, откуда ввезены сотовые телефоны или французское ли вино? Подделать или заменить эту информацию в сети не получится.
Ритейл как никто другой может оценить все преимущества блокчейна: это дает возможность перевести все клиентские сервисы и процедуры на совершенно другие скорости, позволяя снизить расходы в десятки раз.
Например, у нас идёт плодотворное сотрудничество по линии Universa Blockchain и группы компаний НСК Евросервис, а это свыше 9 млн выполненных заявок.
Теперь заявки со всей России на ремонт, хранение, перемещение на складах, логистику, восстановление и утилизацию торгового, холодильного и любого другого вида оборудования клиентов, полностью переводятся на блокчейн Universa, что позволит значительно сэкономить время и оптимизировать ресурсы.
Нужно понимать, что переход ритейла на блокчейн – это мировая практика. Так, американская торговая сеть Walmart с выручкой в 485 млрд долларов еще в прошлом году начала эксперимент с консорциумом Hyperledger по созданию сервиса отслеживания продуктов от производителей к супермаркетам на основе блокчейн.
Это позволило потребителю контролировать всю цепочку от начальной до конечной точки на торговой полке. Ритейл и конечный покупатель извлекают лишь пользу от перевода всех технологических процессов на блокчейн.
Материалы по теме:
Вы раздражаетесь через 6 минут 30 секунд ожидания. Что мы знаем о психологии очереди
Почему чашка кофе должна стоить 50 рублей
Лайкономика: с этими инструментами, вам нужно было начать работать ещё вчера
Будущее вашего бизнеса зависит от поколения Z: как выжать из них максимум
Крупнейшие ритейлеры меняют стратегию работы с покупателями. Что это значит?
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как построить личный бренд»
- 1 Сооснователь системы маркировки «Честный знак» сменил название
- 2 Российский рынок сервисов рассрочки вырос в 1,6 раза в 2024 году
- 3 Французская Givenchy подала заявку в Роспатент для работы на маркетплейсах
- 4 Роспотребнадзор внепланово проверит торговую сеть «Светофор»
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025