Почему трудоустраивать студентов и выпускников – выгодно? Хотя бы потому, что они способны быстрее и качественнее обучаться и работать с современным оборудованием и технологиями.
Юлиана Науменко, генеральный директор компании
Работодатели не хотят нанимать молодых специалистов, так как выпустить в рабочий процесс сотрудника, который не ориентируется во внутренних механизмах компании – большой риск, а чтобы такого специалиста подготовить, необходимо потратить большое количество времени и сил. И нет гарантий, что этот человек не покинет компанию раньше, чем отработает вложенные в него ресурсы.
Почему не страшно, а выгодно
Можно договориться о гарантиях.
Работодатель, чтобы обезопасить себя, заключает с молодым специалистом договор, где последний гарантирует, что не покинет проект до его завершения и выполнит все возложенные на него обязательства. Таким образом вложенные в обучение сотрудника средства оправдают себя.
Компании выгодно «ввязываться» в проектную историю с выпускниками при наличии сопутствующих отборов и программ обучения, так как молодежь очень гибкая и быстро учится новому, особенно ИТ-компетенциям.
По итогам проектной сделки компания получает выполненный проект и готовую команду, адаптированную к корпоративному стандарту, которую можно интегрировать в другие инициативы компании.
Как выстроить работу с молодым специалистом, чтобы вложения оправдали себя и вылились в результаты для компании?
Проект как удобный формат сделки
Помимо специальных программ и стажировок, можно выделить такой удобный формат сделки между бизнесом и молодым специалистом, как проектная работа – оплачиваемая стажировка, где четко определен круг задач.
По ее итогам работодатель получает конкретный результат или даже завершенный проект, а сотрудник – первый комплексный опыт с возможностью остаться в компании или отличный кейс в портфолио.
Проектная работа может заключаться в организации мероприятий, сопровождении, обучении, консультировании, активном привлечении участников.
Самые актуальные в цифровую эпоху виды проектной деятельности для выпускников – это тестирование ИТ-продукта и сбор фидбэка по нему. У нас молодые специалисты сопровождали педагогов и школьный персонал в освоении новых технологий.
Проектная деятельность может длиться и полмесяца, и год, в зависимости от сложности проекта. Однако даже короткий период не означает, что можно опустить тщательную предварительную подготовку перед выпуском сотрудников в рабочий процесс.
Подготовка к работе
В своем проекте мы подошли к работе с выпускниками комплексно, так как он требовал определенных компетенций и навыков.
Мы разработали поэтапную систему отбора и подготовки специалистов, чтобы сразу определить наиболее заинтересованных кандидатов и дать им необходимые навыки и цифровые компетенции, которые помогут благополучно завершить проект.
Конкурсный отбор
Туда вошли тестирование в гугл-форме, личные и скайп-собеседования и деловая игра, где нужно работать в командах и защищать свой проект.
С помощью многоэтапного отбора мы определили наиболее мотивированных кандидатов, а также их степень вовлеченности в область интерактивных технологий или в образование, проверили навыки работы в команде, аналитические навыки и умение выступать для аудитории, что очень важно для нашего проекта.
Этап предварительной подготовки
На этом этапе сотрудники проходят инструктажи, прокачивают софт- и хард-скиллы, необходимые для работы.
Поскольку одна из задач ИТ-тьютора – передавать компетенции в использовании цифровых инструментов, то каждый специалист проходил предварительную подготовку, прежде чем выйти в рабочий процесс.
Мы привлекали экспертов отрасли к проведению интенсивных образовательных курсов, в рамках которых выпускники изучали возможности программного обеспечения, учились создавать интерактивный контент, осваивали принципы дизайна цифрового ресурса, отрабатывали тренерские навыки и основы профессиональной коммуникации. Так мы подготовили более 300 специалистов на позицию ИТ-тьютора.
Обучение планированию
Одна из распространенных проблем, с которой сталкиваются работодатели при найме студентов и выпускников, – неумение планировать и приоритезировать задачи.
По данным career.ru, наиболее распространенное личное качество, которое требуют работодатели от молодого специалиста в России, – ответственность (22%).
На первых этапах работы, когда начинающий сотрудник ведет несколько связанных между собой задач, он не всегда способен представить последовательную цепочку действий по степени их приоритетности для проекта.
Мы сразу погрузили сотрудников в проектную среду:
- учили их тайм-менеджменту,
- проактивности,
- ответственности,
- приоритизации,
- привили им простой и удобной инструмент – таск-менеджер.
Мы пошли по пути создания своей информационной системы. Они позволяют упрощать отчетность по проекту, выгружая нужные данные в таблице, что позволяет избежать монотонной работы.
Молодой специалист, которому привили «эстетику» проектного менеджмента и снабдили необходимыми инструментами, никогда не будет теряться в хаосе задач и не напишет в чат сообщение: «Ой, а мы вам табличку с отчетом не отправили».
Наставничество
Если компания приняла в свои ряды более 20 выпускников, прививание основ проектного менеджмента и поддержания корпоративной культуры сложно представить без системы наставничества.
Она позволяет ускорить процесс адаптации сотрудников к рабочей и корпоративной среде. В течение проекта за каждым молодым специалистом следит более опытный сотрудник.
Он контролирует, подсказывает, что должно быть выполнено в первую очередь и каким образом, заботится о психологической среде и поддерживает морально. За наставником, как правило, закреплено не больше десяти человек.
Помощь психолога
Молодой специалист обычно сталкивается с такими проблемами, как:
- страх перед новым опытом и задачами,
- страх «оказаться некомпетентным» перед грудой микро- и макрозадач,
- страх из-за новой коммуникации,
- страх из-за отсутствия понимания, как вести себя в конфликтных ситуациях.
Наставник помогает справиться с этими переживаниями, но иногда требуется наиболее профессиональная помощь.
Случается, когда успешный сотрудник, который отлично справляется со всеми задачами, приходит к руководителю со словами: «Все отлично. Но я так больше не могу».
Это – распространенное проявление стресса и сигнал о том, что человеку требуется эмоциональная разгрузка, а компании – корпоративный психолог, который поделится готовыми инструментами для работы со стрессом и поможет сместить фокуса внимания. Его основная задача – разгрузить и стабилизировать работников, восстановить ощущение безопасности.
Корпоративный психолог необходим также в компаниях, где в рамках частого взаимодействия с клиентами происходят разные, не всегда позитивные, коммуникативные сценарии. Опытные сотрудники с легкостью справляются с такими ситуациями, а вот новичкам нужны шаблоны по выходу из конфликтов.
Берите в диджитал (ИТ+)
Сегодняшние выпускники – это представители поколения Y и Z. Особенность этих ребят – высокая вовлеченность в цифровую среду, быстрая адаптивность к новым технологиям и обучаемость – то есть качества, необходимые для бизнеса и профессий будущего.
Как показал наш опыт в проекте «ИТ-тьютор», где задействовано около 220 молодых специалистов, для адаптации к новым технологиям сегодняшним студентам и выпускникам достаточно в среднем восьми-десяти рабочих дней.
Благодаря этому свойству их можно привлекать на позиции ИТ+, где технологии совмещены с другой сферой деятельности:
- диджитал-маркетинг,
- проектный менеджмент диджитал продуктов, дизайн,
- VR,
- интерактивные технологии.
Сегодня почти в каждой компании так или иначе есть внутренняя цифровая среда, к которой адаптируются сотрудники. Начинающий специалист может стать своеобразным наставником и помогать более опытным специалистам в переходе к цифровому менеджменту.
Они ориентируются в интернете и основных каналах информации, используют соцсети и молниеносно находят ответы на срочные вопросы.
Материалы по теме:
Необычные способы поиска сотрудников: опыт зарубежных компаний
«Мы делаем все возможное, чтобы к нам не попадали мудаки»
Самые привлекательные российские города для молодых специалистов
Тренд: зачем компании работают со школьниками
«Честность и перспективность гораздо важнее, чем вуз». Каких выпускников берут на работу компании
Фото на обложке: архив автора
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Искусственный интеллект в малом бизнесе: теория и практика»
- 1 «Яндекс» откроет доступ к своему аналогу GitLab в феврале
- 2 OpenAI призвала ограничить экспорт ИИ-моделей в «страны-соперники» США
- 3 США ограничили экспорт ИИ-чипов в Россию и Китай
- 4 РФПИ создаст фонд инвестиций в технологии для телекома
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025