Колонки

Как из выпускников вузов сделать команду профессионалов: реальный кейс

Колонки
Юлиана Науменко
Юлиана Науменко

Генеральный директор агентства «Траектория будущего», создат...

Софья Федосеева

Почему трудоустраивать студентов и выпускников – выгодно? Хотя бы потому, что они способны быстрее и качественнее обучаться и работать с современным оборудованием и технологиями.

Юлиана Науменко, генеральный директор компании «Траектория Будущего», создатель проекта «ИТ-тьютор», рассказывает о том, как максимально бережно и эффективно интегрировать выпускников в рабочие процессы.

Как из выпускников вузов сделать команду профессионалов: реальный кейс

Работодатели не хотят нанимать молодых специалистов, так как выпустить в рабочий процесс сотрудника, который не ориентируется во внутренних механизмах компании – большой риск, а чтобы такого специалиста подготовить, необходимо потратить большое количество времени и сил. И нет гарантий, что этот человек не покинет компанию раньше, чем отработает вложенные в него ресурсы.


Почему не страшно, а выгодно

Можно договориться о гарантиях.


Работодатель, чтобы обезопасить себя, заключает с молодым специалистом договор, где последний гарантирует, что не покинет проект до его завершения и выполнит все возложенные на него обязательства. Таким образом вложенные в обучение сотрудника средства оправдают себя.

Компании выгодно «ввязываться» в проектную историю с выпускниками при наличии сопутствующих отборов и программ обучения, так как молодежь очень гибкая и быстро учится новому, особенно ИТ-компетенциям.

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

Фото: архив автора

По итогам проектной сделки компания получает выполненный проект и готовую команду, адаптированную к корпоративному стандарту, которую можно интегрировать в другие инициативы компании.

Как выстроить работу с молодым специалистом, чтобы вложения оправдали себя и вылились в результаты для компании?



Проект как удобный формат сделки

Помимо специальных программ и стажировок, можно выделить такой удобный формат сделки между бизнесом и молодым специалистом, как проектная работа – оплачиваемая стажировка, где четко определен круг задач.

По ее итогам работодатель получает конкретный результат или даже завершенный проект, а сотрудник – первый комплексный опыт с возможностью остаться в компании или отличный кейс в портфолио.


Проектная работа может заключаться в организации мероприятий, сопровождении, обучении, консультировании, активном привлечении участников.

Самые актуальные в цифровую эпоху виды проектной деятельности для выпускников – это тестирование ИТ-продукта и сбор фидбэка по нему. У нас молодые специалисты сопровождали педагогов и школьный персонал в освоении новых технологий.

Фото: архив автора

Проектная деятельность может длиться и полмесяца, и год, в зависимости от сложности проекта. Однако даже короткий период не означает, что можно опустить тщательную предварительную подготовку перед выпуском сотрудников в рабочий процесс.


Подготовка к работе

В своем проекте мы подошли к работе с выпускниками комплексно, так как он требовал определенных компетенций и навыков.

Мы разработали поэтапную систему отбора и подготовки специалистов, чтобы сразу определить наиболее заинтересованных кандидатов и дать им необходимые навыки и цифровые компетенции, которые помогут благополучно завершить проект.


Конкурсный отбор

Туда вошли тестирование в гугл-форме, личные и скайп-собеседования и деловая игра, где нужно работать в командах и защищать свой проект.

С помощью многоэтапного отбора мы определили наиболее мотивированных кандидатов, а также их степень вовлеченности в область интерактивных технологий или в образование, проверили навыки работы в команде, аналитические навыки и умение выступать для аудитории, что очень важно для нашего проекта.


Этап предварительной подготовки

На этом этапе сотрудники проходят инструктажи, прокачивают софт- и хард-скиллы, необходимые для работы.

Поскольку одна из задач ИТ-тьютора – передавать компетенции в использовании цифровых инструментов, то каждый специалист проходил предварительную подготовку, прежде чем выйти в рабочий процесс.

Фото: архив автора

Мы привлекали экспертов отрасли к проведению интенсивных образовательных курсов, в рамках которых выпускники изучали возможности программного обеспечения, учились создавать интерактивный контент, осваивали принципы дизайна цифрового ресурса, отрабатывали тренерские навыки и основы профессиональной коммуникации. Так мы подготовили более 300 специалистов на позицию ИТ-тьютора.


Обучение планированию

Одна из распространенных проблем, с которой сталкиваются работодатели при найме студентов и выпускников, – неумение планировать и приоритезировать задачи.


По данным career.ru, наиболее распространенное личное качество, которое требуют работодатели от молодого специалиста в России, – ответственность (22%).

На первых этапах работы, когда начинающий сотрудник ведет несколько связанных между собой задач, он не всегда способен представить последовательную цепочку действий по степени их приоритетности для проекта.

Мы сразу погрузили сотрудников в проектную среду:

  • учили их тайм-менеджменту,
  • проактивности,
  • ответственности,
  • приоритизации,
  • привили им простой и удобной инструмент – таск-менеджер.

Мы пошли по пути создания своей информационной системы. Они позволяют упрощать отчетность по проекту, выгружая нужные данные в таблице, что позволяет избежать монотонной работы.

Молодой специалист, которому привили «эстетику» проектного менеджмента и снабдили необходимыми инструментами, никогда не будет теряться в хаосе задач и не напишет в чат сообщение: «Ой, а мы вам табличку с отчетом не отправили».


Наставничество

Если компания приняла в свои ряды более 20 выпускников, прививание основ проектного менеджмента и поддержания корпоративной культуры сложно представить без системы наставничества.

Фото: архив автора

Она позволяет ускорить процесс адаптации сотрудников к рабочей и корпоративной среде. В течение проекта за каждым молодым специалистом следит более опытный сотрудник.

Он контролирует, подсказывает, что должно быть выполнено в первую очередь и каким образом, заботится о психологической среде и поддерживает морально. За наставником, как правило, закреплено не больше десяти человек.

Помощь психолога

Молодой специалист обычно сталкивается с такими проблемами, как:

  • страх перед новым опытом и задачами,
  • страх «оказаться некомпетентным» перед грудой микро- и макрозадач,
  • страх из-за новой коммуникации,
  • страх из-за отсутствия понимания, как вести себя в конфликтных ситуациях.

Наставник помогает справиться с этими переживаниями, но иногда требуется наиболее профессиональная помощь.


Случается, когда успешный сотрудник, который отлично справляется со всеми задачами, приходит к руководителю со словами: «Все отлично. Но я так больше не могу».

Это – распространенное проявление стресса и сигнал о том, что человеку требуется эмоциональная разгрузка, а компании – корпоративный психолог, который поделится готовыми инструментами для работы со стрессом и поможет сместить фокуса внимания. Его основная задача – разгрузить и стабилизировать работников, восстановить ощущение безопасности.

Фото: архив автора

Корпоративный психолог необходим также в компаниях, где в рамках частого взаимодействия с клиентами происходят разные, не всегда позитивные, коммуникативные сценарии. Опытные сотрудники с легкостью справляются с такими ситуациями, а вот новичкам нужны шаблоны по выходу из конфликтов.


Берите в диджитал (ИТ+)

Сегодняшние выпускники – это представители поколения Y и Z. Особенность этих ребят – высокая вовлеченность в цифровую среду, быстрая адаптивность к новым технологиям и обучаемость – то есть качества, необходимые для бизнеса и профессий будущего.

Фото: архив автора

Как показал наш опыт в проекте «ИТ-тьютор», где задействовано около 220 молодых специалистов, для адаптации к новым технологиям сегодняшним студентам и выпускникам достаточно в среднем восьми-десяти рабочих дней.

Благодаря этому свойству их можно привлекать на позиции ИТ+, где технологии совмещены с другой сферой деятельности:

  • диджитал-маркетинг,
  • проектный менеджмент диджитал продуктов, дизайн,
  • VR,
  • интерактивные технологии.

Сегодня почти в каждой компании так или иначе есть внутренняя цифровая среда, к которой адаптируются сотрудники. Начинающий специалист может стать своеобразным наставником и помогать более опытным специалистам в переходе к цифровому менеджменту.

Они ориентируются в интернете и основных каналах информации, используют соцсети и молниеносно находят ответы на срочные вопросы.


Материалы по теме:

Необычные способы поиска сотрудников: опыт зарубежных компаний

«Мы делаем все возможное, чтобы к нам не попадали мудаки»

Самые привлекательные российские города для молодых специалистов

Тренд: зачем компании работают со школьниками

«Честность и перспективность гораздо важнее, чем вуз». Каких выпускников берут на работу компании

Фото на обложке: архив автора

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase