Top.Mail.Ru
Колонки

Как переехать на новый сайт без потери нервов и трафика — часть 2

Колонки
Кирилл Беляков
Кирилл Беляков

Технический директор Rush Agency

Ирина Печёрская

Если у вас устаревший ресурс, неверно подобранный стек технологий, недостаток функционала на сайте и низкая конверсия, единственно верное решение — переезд на другую CMS. Как перенести ресурс на новый движок и при этом не потерять трафик, позиции в поиске и заказы, рассказал Кирилл Беляков, технический директор Rush Agency.

В первой части эксперт разобрал, в каких случаях может потребоваться перенос сайта и как выбрать подрядчика для выполнения работ. В этой — поговорим об этапах переезда, проблемах, с которыми владелец может столкнуться в процессе, а также о том, почему дело — труба, если рядом нет SEO-специалиста.

Как переехать на новый сайт без потери нервов и трафика — часть 2
RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Какие проблемы подстерегают владельца

Проблемы, с которыми владелец может столкнуться при переезде сайта, обычно связаны с неверным выбором подрядчика и непониманием, на каком этапе стоит подключать тех или иных специалистов, например, SEO-специалиста. Отсюда — неправильно выстроенные процессы и сдвиг сроков со всеми вытекающими последствиями.

Какие это могут быть последствия:

  • Потеря нервов, времени и денег

Если пробовать решить вопрос самому и пытаться сформировать внутреннюю команду, не имея при этом базовых навыков программирования, есть вероятность наткнуться на шарлатанов, которые называют себя senior-программистами, обещают золотые горы, но при этом ничего не умеют и не делают. В итоге сроки реализации проекта съезжают. Кроме того, вы будете тратить зарплатный фонд, даже когда работы нет. Это чревато потерей денег, нервов и времени. 

  • Потеря трафика, позиций, заказов и прибыли

Неправильно выстроенная работа может привести к снижению трафика и позиций в выдаче. Кроме того, есть вероятность попадания под санкции поисковиков, если сайт с одним и тем же контентом будет доступен к индексации сразу по двум адресам: новому и старому. Если хотите избежать такой ситуации, важно, чтобы процесс переезда контролировал SEO-специалист.

 

Этапы переезда сайта

Есть два пути: переезд с редизайном и без редизайна. В первом случае потребуется разрабатывать сайт с нуля. Максимум, на что вы будете опираться, — структура старого ресурса (URL-адреса, вложенность и пр.). Тогда процесс переезда будет включать следующие этапы.

 

Разработка прототипа

Как это происходит: системный аналитик или UX-дизайнер, подкованный в юзабилити и интерфейсах, рисует прототип. Прототип — это черно-белая картинка с расположенными на странице элементами, в которую зашит понятный функционал. Например, при клике на кнопку открывается формы обратной связи. Благодаря этому заказчик может наглядно посмотреть, как будет работать новый сайт.

 

 

Для отрисовки прототипа используются такие сервисы, как Figma и Axure RP, которые позволяют показывать прототип в процессе разработки и принимать правки от заказчика. При этом если в Axure RP готовый ресурс нужно заливать на сайт, чтобы посмотреть, как он будет отображаться, то в Figma можно в режиме реального времени наблюдать за работой дизайнера. 

 

Написание технических заданий (ТЗ)

На основании прототипа готовятся технические задания (многостраничный документ, где описываются все особенности нового сайта) с учетом стека технологий, описанием шаблонов страниц, структуры и пр. Какие это ТЗ:

  • функциональное задание, где крупными мазками расписан функционал сайта. Первым делом утверждают именно этот документ;
  • расширенное функциональное задание, в котором довольно простым языком описано, что будет реализовано на сайте. Этот документ обычно готовится для клиента;
  • техническое задание на программирование — документ для программиста, на основании которого он «собирает» сайт.    

 

 

Отрисовка дизайна

Дизайн рисуют поверх прототипа. На этом этапе раскрашивают черно-белые элементы. Плюс отрисовывают десктопную и адаптивную версию дизайна. И в этом случае хорошо, когда у заказчика есть логотип, брендбук, гайдлайн. Конечно, профессиональные разработчики возьмутся за переезд, даже если этих документов нет, но тогда перенос будет длиться дольше и стоить дороже.

 

Работа с frontend и backend

Этап frontend — это визуализация дизайна, исполненная кодом. Frontend включает верстку страниц, написание Java Script, фичей, когда компонент сделан на react и пр. Вот пример одной из таких фич: если сидеть на сайте РЖД, то как только другой посетитель купит билет, общее количество оставшихся билетов изменится без перезагрузки страницы. 

Наравне с этим функционал, зашитый во frontend, должен отрабатывать на backend. Backend — это подкапотный функционал сайта: модуль доставки, онлайн-оплаты, просчета стоимости и пр. Приведем пример. Если на экране есть кнопка, то при нажатии на нее в базу должен отправляться запрос, допустим, отфильтровать каталог товаров по размерам. Затем база должна дать ответ, который подходит только под эти фильтры. Все это помогают реализовать backend-разработчики.

 

Наполнение контентом

При верстке сайта сложно учесть все нюансы. Например, если вместо предполагаемого одного абзаца текста их оказалось 20, верстка может «уползти». Поэтому после наполнения ресурса контентом (даже если есть интеграция со сторонними сервисами, например, выгрузка товаров из 1С) тестировщик должен проверить, все ли верно отображается и весь ли функционал корректно отрабатывает.

 

Интеграция со сторонними сервисами (опционально)

Распространенные варианты интеграции — интеграция с 1С, CRM-системой, системами сквозной аналитики типа Roistat и пр. Что дают эти сервисы? Например, если заказ оплачен и информация поступила в 1С, товар будет автоматически списываться с остатков. Если товар отложен, забронирован, это также видно в 1С.

Что касается CRM, все заказы отображаются, как на ладони. Не нужно постоянно открывать Excel и заполнять данные — оформленная покупка сразу попадает в воронку продаж. При обработке заказа менеджер по продажам автоматически перетягивает его из одного столбца воронки в другой. 

Параллельно в личном кабинете клиента меняется статус заказа (обработан, отгружается, отгружен и пр.). Кроме того, в CRM представлена статистика: у вас есть понимание, какие позиции товаров берут чаще, какие клиенты приходят чаще и пр.

Таким образом, интеграция сайта со сторонними сервисами позволяет автоматизировать многие операции и упрощает рабочий процесс.

 

Тестирование

Прежде чем выкатить сайт «на бой», важно все протестировать. Некорректная работа функционала «на бою» может привести к нарушению бизнес-процессов. При этом тестирование необходимо как до релиза (на тестовом сервере), так и после (на боевом домене), т.к. некоторый функционал можно протестировать только «на бою». Например, интеграцию 1С и «Битрикс24», платежный модуль (на тестовом сервере можно провести только тестовый платеж).

 

Релиз

На этом этапе вся команда должна быть в сборе, чтобы оперативно исправлять найденные тестировщиком недочеты и ошибки. После релиза SEO-специалист начинает развивать проект, занимается дополнением контента, покупкой внешней ссылочной массы и пр. В этот же момент сайт открывается для индексирования роботами поисковых систем, вы получаете заказы и начинаете зарабатывать деньги.

 

В какой момент искать SEO-специалиста

Для начала пару слов о том, что считается переездом сайта. Не важно, меняете вы CMS, фреймворк или дизайн, поисковики воспринимают это как переезд, поскольку до этого ресурс уже был проиндексирован. Это значит, что поисковый робот проанализировал контент на сайте, сравнил с сайтами конкурентов и поставил ресурс на определенную позицию в выдаче.

В каких случаях привлекается SEO-специалист:

  • до этапа отрисовки прототипа, когда только планируются работы по переезду

SEO-специалист дает описание обязательных блоков на каждой странице, готовит структуру сайта. На основании его требований системный аналитик рисует прототип и смотрит, все ли учтено. Например, поскольку 301 редиректов должно быть минимум, SEO-специалист на этапе прототипирования предлагает оставить старые URL-адреса в индексе и на них повесить новые страницы.

  • на этапе backend и тестирования до релиза

SEO-специалист смотрит, корректно ли внесены метатеги, title, description, насколько быстро загружаются страницы и пр.

  • на этапе тестирования на боевом домене 

SEO-специалист смотрит, как «на бою» выполнены SEO-требования. Например, встречаются ситуации, когда боевой сервер со старой версией php, поскольку компания работает в старой системе управления, а тестовый — с более новой версией. 

И, если на новой версии все хорошо реализовано, не факт, что на старой будет так же. На этот случай можно настроить Docker — программу, интерпретирующую настройки боевого сервера под тестовые, т.е. задающую ограничения, которые есть на боевом. 

 

Сколько времени занимает переезд

При правильном подходе идеальный переезд с идеально подобранной командой займет не так много времени: 

  • если переносите сайт на новую CMS, оставляя при этом старый дизайн, потребуется порядка двух-двух с половиной месяцев; 
  • если делаете редизайн, оставляя структуру ресурса прежней, это займет около четырех месяцев.

Если же подрядчик некомпетентный или в процессе переезда возникают проблемы, перенос сайта может длиться бесконечно. Поэтому лучше довериться агентству или веб-студии, где работают грамотные специалисты, которые все сделают под ключ. В итоге вы получите не просто новый сайт, а сайт, готовый к продвижению.

 

Чек-лист: как перенести сайт без боли и добиться максимума

В чек-листе отражены все нюансы, которые важно учесть при переезде. Он пригодится, если вы планируете переносить сайт на новую CMS, изменять фреймворк или делать редизайн:

  1. Переезд может потребоваться, если у вас устаревший ресурс, устаревший или неверно подобранный стек технологий, недостаток функционала на сайте и, главное, низкая конверсия.
  2. Если неверно выбрать подрядчика для выполнения работ по переносу сайта, можно столкнуться с рядом проблем: потерей нервов, времени, денег, трафика, позиций и заказов.
  3. Важно, чтобы процесс переезда сайта контролировал SEO-специалист. Он должен подключаться к работе до отрисовки прототипа, а также на этапах backend, тестирования до и после релиза. Это поможет избежать проседания трафика, позиций и попадания ресурса под санкции поисковиков. 
  4. Процесс переезда сайта с редизайном включает следующие этапы: разработка прототипа, написание технических заданий, отрисовка дизайна, работа с frontend и backend, наполнение ресурса контентом, интеграция со сторонними сервисами (опционально), тестирование и релиз.
  5. Если пробовать решить вопрос самому и пытаться сформировать внутреннюю команду, не имея базовых навыков программирования, есть вероятность наткнуться на шарлатанов. Лучше довериться агентству или веб-студии, которые все сделают под ключ.

Следуя всем рекомендациям, вы сможете перенести сайт без потери трафика, позиций в поиске и, главное, клиентов.

Фото на обложке: JMiks/shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 В Казахстане стал доступен CDN-сервис VK Cloud
  2. 2 SEO для локального бизнеса: как выйти на первые позиции в поиске по регионам
  3. 3 13 плагинов для Mozilla Firefox, которые сэкономят ваше время
  4. 4 Десять вдохновляющих рекламных кампаний последних трех лет
  5. 5 Рассерженные клиенты: как отвечать на негатив в сети
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти