Колонки

Ваши курсы не проходят до конца? Вот как это исправить

Колонки
Максим Спиридонов
Максим Спиридонов

Генеральный директор «Нетологии-групп», компании TalentTech

Софья Федосеева

В жизни многих людей встречалась ситуация, когда они записывались на онлайн-курсы, оплачивали их, а через пару-тройку лекций забрасывали обучение. Почему так случается? В чем проблема – в студентах, курсах или в чем-то еще?

Максим Спиридонов, генеральный директор «Нетологии-групп», компании TalentTech, рассказывает о том, почему взрослые студенты не проходят курсы до конца и почему это – нормально.

Ваши курсы не проходят до конца? Вот как это исправить

Онлайн-школы стали одним из основных стартап-трендов прошлых двух лет. Многие эксперты «перековались» в преподавателей, а кажущаяся простота организации процесса способствовала возникновению большого числа образовательных онлайн-проектов.

Полгода назад ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что его вуз планирует за пять лет перевести все лекции в онлайн-формат. По его словам, посещаемость лекций студентами в российских вузах составляет 15-17%, а вовлеченность может быть еще более низкой.

Фото: Unsplash

Если вы хотите поделиться опытом работы в крупной компании или маленьком стартапе, рассказать о перипетиях своей карьеры и раскрыть секреты профессии, пишите на careerist@rb.ru. Лучшие рассказы опубликуем на Rusbase.

Кузьминов считает, что ускоренное внедрение системы онлайн-курсов вполне способно повысить общее качество российского высшего образования. Но так ли все хорошо с эффективностью онлайн-обучения?


Человеческий фактор

Мировой рынок онлайн-обучения за два года вырос на 238%: с $107 миллиардов до $255 миллиардов. Однако идеальная картина доступности образования и надежда на то, что все будут активно учиться, разбиваются о человеческий фактор.

Да, многие взрослые с удовольствием снова становятся студентами и записываются на онлайн-курсы, но количество тех, кто проходит всю программу до конца, удручающе мало.

Согласно исследованию 2015 года, средний процент тех, кто закончил МООК-курсы (массовые открытые онлайн-курсы), составил приблизительно 15%. А в целом в США этот показатель находится между пятью и 15%.

У флагмана мирового онлайн-образования Coursera, на платформе которого можно найти курсы ведущих российских вузов, средний показатель удержания студентов – четыре процента. То есть всего четыре процента доходят до середины курса. Причем студенты не доходят до конца курсов вне зависимости от того, платят они за них или нет. Хотя, справедливости ради надо сказать, что деньги все-таки работают как рычаг, и статистика завершения платных курсов заметно лучше, чем бесплатных.


Три ошибки онлайн-образования

Как выяснилось, доступное и удобное образование не всегда оказывается эффективным. Образовательные программы, построенные исключительно на технологиях, обязаны своим неуспехом трем ошибкам, работа над которыми позволит увеличить процент завершивших образование.


Ошибка: студент остается без связи с преподавателем

В офлайне мы привыкли к тому, что принимаем знания преимущественно «из рук в руки». А студент онлайн-курса зачастую не имеет персонифицированной связи со своими виртуальными учителями и не знает, кто именно проверяет его практические работы.

Во время обучения он либо вообще не понимает, кто оценивает эффективность освоения им материалов, либо (в случае с МООК) проверка происходит автоматически (что снижает мотивацию еще на этапе осознания этого факта). Часто у студента нет возможности обсудить или оспорить оценку его работы, и это тоже лишает мотивации работать и учиться дальше.

Решение: максимальная персонализация

Образовательным онлайн-проектам, будь то вузы или языковые школы, нужно дать возможность онлайн-общения, если это нужно студенту. Это может быть коммуникация в закрытых группах в соцсетях, коллективная работа в мессенджерах, проверка преподавателями работ студентов и «разбор полетов».

В петербургской школе программирования HTML Academy к каждому слушателю на все время учебы прикрепляется персональный наставник, который помогает выполнять задания и проверяет их.

Фото: Unsplash

В той же ВШЭ общение студента с преподавателем происходит внутри обучающей платформы. Здесь учащийся может не только сдавать выполненные задания, получать оценки и комментарии, но и общаться с преподавателем курса напрямую.

Чтобы давать студентам своевременную обратную связь и добиваться выполнения домашнего задания, онлайн- и офлайн-программы «Нетологии» курируют несколько специалистов. Руководит работой со студентами координатор курса, преподаватели проводят занятия и проверяют выполненные задания, выступают тренерами, а команда аспирантов помогает обучающимся с точечными задачами.


Ошибка: студента не доводят до конца

Обучение онлайн по умолчанию обладает меньшей вовлекающей способностью, чем офлайн. Вместе с движением по программе падает и уровень мотивации слушателя.

Усугубляет ситуацию и тот факт, что часто в современном образовании организаторы просто забывают о студенте после того, как он оплатит курс и, пройдя, скажем, до третьего урока или лекции, «исчезает с радаров».

Решение: геймификация и максимальное вовлечение

Учащегося эпохи информационного шума и YouTube-эмоций нужно вовлекать с помощью технологий.

Языковая школа LinguaLeo разработала целую систему возвращения пользователя с помощью мотивирующих email-напоминаний, если он долго не появляется. Хорошо в этом смысле работает и геймификация процесса обучения. Методы могут быть разные. Например, в Duolingo зарабатывают в приложении виртуальную валюту, которую можно потратить на дополнительные курсы или функции.

В вузе основным мотиватором прохождения курса остается поставленный «зачет» или в случае дополнительного образования сертификат государственного образца.

В этой связи любопытно отметить, что мотивация студентов из богатых стран, так же как и процент доучившихся до конца, гораздо ниже, чем те же показатели МООК из развивающихся стран.

Исследование университета Вашингтона, проведенное в 2016 году, показало, что целых 49% слушателей массовых образовательных онлайн-курсов из Филиппин, Колумбии и ЮАР получили сертификаты о пройденных курсах, а еще 30% прошли обучающие программы до конца.


Ошибка: создатели курса не учитывают информационную перегруженность

Сегодняшний взрослый студент, кроме учебной программы, получает большое количество бесплатной информации в интернете (через блоги, подкасты, видео на YouTube, электронные рассылки, вебинары). Многие просто перегружены контентом, и потому пытаются избавиться от лишнего.

Решение: образование должно продавать кратчайший путь из точки А в точку Б

Взрослые студенты ценят время. Они берут курс в магистратуре ИТМО или Гарварде не потому, что хотят узнать что-то новое, а для достижения какого-то результата. Это могут быть навыки или умения, поиск работы, запуск проекта и так далее. Крупные российские онлайн-школы быстро поняли это.

Обучающие взрослых слушателей Skillbox, Geekbrains и та же «Нетология» почти сразу добавили в свои программы стажировки для выпускников, нашли компании, которые ищут подобных специалистов и создали с ними партнерские проекты. Та же троица стала оказывать консультации, открыв собственные центры развития карьеры для тех студентов, которые пришли учиться для того, чтобы поменять профессию или работу.

Но целью студента может быть еще и рост внутри компании, нетворкинг или просто желание встряхнуться и преодолеть кризис жанра.

Для достижения каждой из этих целей совершенно не обязательно добираться до конца курса. Бывает, что профессиональные специалисты проходят курс по своей специальности, чтобы «освежить» уже знакомую информацию и проверить, не упустили ли они появление новых инструментов или технологий.

К примеру, на образовательную программу «Директор по интернет-маркетингу» зачастую приходят директора по традиционному маркетингу или маркетологи. Цель некоторых из них – получить не сертификат, а базовые знания в интернет-маркетинге, чтобы квалифицированно (со знанием специфики инструментария) набирать себе в отдел интернет-маркетологов, проводить собеседования «на их языке».

Такие студенты чаще не заканчивают курс, реже выполняют домашние задания и еще реже – дипломные проекты. В таком контексте, так ли важен сам факт прохождения учебного курса до конца?

Фото: Unsplash

Получается, что вопрос не столько в том, закончил человек курс или нет, сколько в том, был ли он удовлетворен результатом обучения. Потому что человек, который прошел только два модуля курса из пяти, но уже смог применить знания на практике, — это ли не успех?


Материалы по теме:

Знакомьтесь: стартап, который убедил сотни студентов бросить университет

«Бизнес — это и есть учеба. Только на практике»: как российские студенты совмещают образование с собственным делом

14 вузов, где можно получить высшее образование дистанционно

На что смотреть при выборе курсов для креативного образования

Онлайн-образование: как монетизировать жажду знаний

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

22 октября 2019 — 22 января 2020

iOS разработчик с нуля до junior