Top.Mail.Ru
Колонки

Как я придумал сдавать пчел в аренду и построил на этом бизнес

Колонки
Юлия Валеева
Юлия Валеева

Продакт-менеджер блока «Управленческий учет» в «Тинькофф Бизнес»

Полина Константинова

Вы когда-нибудь слышали о сервисах аренды пчел? Таким бизнесом занимается Антон Ким, основатель проекта BeeSharing. В колонке он рассказывает о семейном деле и объясняет, как возникла такая необычная идея и насколько сложно найти клиентов, которые будут брать пчел в аренду. Историю записала Юлия Валеева, продакт-менеджер в «Тинькофф Бизнес».

Как я придумал сдавать пчел в аренду и построил на этом бизнес

Все началось еще 100 лет назад...

В далеком 1919 году мой прадед, кореец, который жил на Дальнем Востоке, завел первых пчел. Тогда их еще возили в колодах, без рамок. Дед приобрел первую пчелиную семью в дупле дерева и начал пчеловодить. Параллельно занимался другим сельским хозяйством — выращивал рис и лук.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Позже по решению Сталина корейцев с Дальнего Востока решили расселить. Начались массовые репрессии — мой дед потерял семью, оказался в Средней Азии, Узбекистане, прадед пропал без вести.

Все, что умел делать дед, — это заниматься сельским хозяйством. Начал опять сажать лук, выращивать рис, тогда он не занимался пчеловодством. Так продолжалось до тех пор, пока он не встретил мою бабушку. У нее тоже была семья пчеловодов, так сложилось.

Фото: Unsplash

Они поженились и решили, раз у них обоих есть хороший опыт в пчеловодстве, то надо купить ульи. Это уже было как-то более масштабируемо. Дед продолжал пчеловодить, тогда не было проблем со сбытом меда, его закупало государство.

Следующий виток развития был, когда после развала СССР в 90-х годах, у моего отца и дяди, которые были начальниками цехов, не было работы. Они помогали деду и решили профессионально заняться пчеловодством.

Дед был старенький, хотел отойти от дел, был охранником и с пчелами уже не мог работать. Поэтому передал дела отцу и дяде. Так как они были заводчанами, то внесли в пчеловодство «промышленную революцию»:

  • сделали электрическую медогонку, чтобы не вручную гнать мед, а от аккумулятора;
  • сварили прицепы, чтобы не нужно было грузить и разгружать ульи;
  • значительно расширили пасеку, чтобы кормить три семьи.

Я отчетливо помню, как мальчиком, лет пяти-шести, бегал вокруг пасеки с дымарем. Бегал, дымил и говорил, что я паровоз. У меня было суровое детство и суровые игрушки :) На пасеке я был как бесплатная рабочая сила, помощник своих родителей.

Когда подрос, ненавидел ее, потому что мои ровесники ездили в лагерь, гуляли с девочками, а я ехал на эту проклятую пасеку. Одно время прямо терпеть не мог, а потом был очень благодарен отцу, что обучил меня такому ремеслу.

У меня высшее экономическое образование, я работал в банке, долгое время — на финансовом рынке. В 2008 году, в кризис, финансовый брокер, где я работал, обанкротился. Директор забрал все деньги людей, которых он обслуживал, и пропал. Тогда моя супруга была беременна вторым ребенком, и мы не знали, как дальше жить и чем заниматься. Тогда мне отец предложил вернуться к истокам.

Начало бизнеса: первые трудности

Отец подарил мне пчел, но сказал, что они его, а все, что я с них получу, — мое. Так началась моя история в пчеловодстве. Я начал очень быстро расти, так как у меня были очень большие амбиции. Расширял каждый год пасеку вдвое, первый из нашей семьи начал использовать наемный труд.

Антон Ким. Фото: архив автора

Но в определенный момент столкнулся с проблемой, что меда стало очень много — квартира была вся заставлена, а со сбытом были сложности.

Бизнес был слишком маленьким, чтобы выходить в сети, но слишком большим, чтобы торговать на рынке. Я понял, что не хочу заниматься медом, а хочу продавать именно пчел.

В 2015 году из-за кризиса с рынка ушел основной поставщик пчел — Украина, огромная ниша оказалась свободной. Я понимал, что если не зайти сейчас, то это уже никогда не получится. Опыта никакого у меня не было — это экспортно-импортные операции, логистика, за тысячи километров надо пчел возить. Пчелы они же живые, могут и умереть в дороге, если неправильно их везти. Я стал искать партнера, чтобы объединить капитал и снизить риски.

Партнер в один момент пропал, не отвечал на звонки. Оказалось, он нашел более выгодный для себя вариант сотрудничества.

Я позвонил своему знакомому в надежде на помощь, он мне посоветовал одного человека, который мог бы согласиться работать со мной. Я знал о нем только имя, фамилию и город, где он живет.

Его удалось найти, мы договорись с ним, что вместе будем перевозить пчел. В 2015 году я впервые ввез пчел из Узбекистана в Россию. В следующем году доллар резко подскочил. Пчеловоды из Узбекистана продавали их за доллары, и цена в России увеличилась в два раза. Возникла ситуация, когда продавцы хотят продать дорого, а покупатели не готовы покупать товар за эти деньги.

Как пришла идея аренды пчел

Я задался мыслью – как снизить стоимость, но притом, чтобы это было выгодно? Мне пришла идея аренды. Я привык действовать сразу — написал на пчеловодном форуме про идею отдавать пчел в аренду!

Фото: Unsplash

Пчеловоды восприняли идею с энтузиазмом, 70% заинтересовались, но попробовать готовы были всего 10-15%. На следующий год узнал, что мой конкурент тоже стал предлагать такие услуги. И понял, что надо действовать.

Неожиданный поток заявок

В 2015 году осенью я переехал в Москву. Моя старшая дочь должна была пойти в первый класс, я хотел, чтобы она пошла в школу именно в России. Друзей в Москве у меня не было, а бизнесом я горел. Так я попал в бизнес-инкубатор Тимирязевской академии. Оттуда узнал про «Преактум». Там познакомился с командой бизнес-инкубатора «Физтех.Старт». Загорелся идеей туда попасть, потому что акцент там делали именно на продажах.

Фото: «Преактум»

В 2018 году за время участия в инкубаторе «Физтех.Старт» мы запустили продажи — и в итоге не смогли обработать заявки. Мы не были готовы к такому спросу. Как так вышло?

Когда мы проходили бизнес-инкубатор, первый раз настроили директ, сделали лендинг. Запустили трафик, но ничего не происходило, не было звонков. Решили сделать акцию с дедлайном и выгодной ценой на очень ограниченный период времени.

И вот тогда началось. Если обычно в день мы обрабатывали два-три звонка, то тогда нам поступало 100 звонков. У моей супруги, которая их принимала, сел голос.

Успели подключить телефонию через СРМ, чтобы не потерять эту базу лидов, которых мы оплатили. Звонков была масса, не справлялись.

Поэтому сейчас еще перед стартом сезона набираем команду продавцов. Раньше были попытки взять студентов, готовых работать за идею, но их надолго не хватало. Другое дело — производство. Там у нас команда слаженная, многое прошли вместе.

Антон Ким с супругой. Фото: Rusbase

Один из самых важных членов команды – моя супруга. Именно благодаря ее заботе многие клиенты стали постоянными. А спрос значительно превышает возможности. В этом году к нам присоединились еще два маркетолога и руководитель отдела продаж. Готовы к штурму новой цели!

Работа с клиентами: почему сначала было трудно

У нас сезонный бизнес — это когда ты за два месяца делаешь годовой оборот. Когда готовишься несколько месяцев, чтобы в десятки раз увеличить штат и сделать все быстро и качественно.

Наши клиенты — это в основном зрелые мужчины из деревень, без высшего образования, поэтому надо учитывать всю специфику такой аудитории. Было достаточно сложно их найти — «ВКонтакте» не сработал, в итоге помогли «Одноклассники», «Авито» и специализированные форумы.

У потенциальных клиентов изначально была сложная реакция на саму идею аренды пчел. Перед запуском мы провели опрос и выяснили, что 70% людей, занимающихся пчеловодством, хотели бы попробовать такой сервис.

Мы решили, что нам точно пора выходить на рынок. В реальности потенциальные клиенты пробовать такой способ не спешили.

Мы столкнулись с тем, что практически никто из пчеловодов не считал свои затраты, поэтому нам было трудно объяснить фермерам, что оставлять пчел на зиму невыгодно. Выгодно взять их в аренду, чтобы отработать сезон. Не нужно тратить деньги на зимовку и уход за пчелами. Мы задавали пчеловодам точечные вопросы, сколько и на что они тратят. Люди даже не задумывались, что зимуют в убыток.

Антон Ким. Фото: архив автора

Постепенно мы завоевали доверие клиентов, стали продавать пчел большими партиями — маленькими это делать невыгодно. Теперь у нас продажи расписаны на год вперед.

Что я могу посоветовать

В первый год работы мы однозначно ушли в убыток. Позже немного пересмотрели бизнес-модель, чтобы быстрее выйти на окупаемость. Но если бы мы сначала вели именно управленческую отчетность, то мы бы с большей уверенностью инвестировали выручку в то, что прибыльно и дает наибольший возврат.

Советую обратить на это внимание начинающим предпринимателям: когда не ведешь «управленку», тяжело привлечь деньги на оборотный капитал. В Узбекистане нам давали кредит, но только под залог.

Трудно привлечь инвестиции, ты не можешь показать инвестору реальные цифры. Не понимаешь, сколько тебе нужно денег, на что конкретно они пойдут, когда окупятся.

Если бы была адекватная финансовая модель, чтобы отслеживать план, было бы легче. Так можно понимать, выходим ли мы на плановые показатели или нет, куда перераспределять бюджет. Я не понимал тогда ценности такого инструмента. Он позволяет не масштабировать бардак и бить точно в цель.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как получить оффер и уехать жить в Европу: история выпускницы МГЛУ
  2. 2 Найти клиентов и сделать кастдев: зачем предпринимателю преподавать
  3. 3 Как стать разработчиком, если вы живете в регионе: советы и мотивация для новичков
  4. 4 Как стать IT-специалистом без техобразования: две позиции, с которых можно начать
  5. 5 «Я тянул все проекты, а клиенты думали, что работает человек пять»: история тестировщика, который начал свое дело
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти