Вы идете на собеседование на должность продакт-менеджера. Какие вопросы вам обязательно зададут?

Леонид Черный
Леонид Черный

Управляющий директор портала Rambler

Расскажите друзьям
Полина Константинова

В этом году Леонид Черный, управляющий директор портала Rambler, провел более 100 интервью. В этой колонке на основе собственного опыта он дает советы тем, кто хочет успешно пройти собеседование на позицию менеджера по продукту.

Я решил выбрать именно эту тему не просто потому, что она показалась мне интересной, а еще и потому, что, как мне кажется, существуют определенные замалчивания как со стороны кандидатов, которые хотели бы устроиться на работу, так и со стороны компаний, которые собеседования проводят. Поэтому я сейчас расскажу, что происходит посередине.

Итак, вас позвали на собеседование…

О чем нужно помнить, о чем важно не забывать? Прежде всего важно помнить, что у каждой компании есть свои ожидания от того, что они хотят увидеть в кандидате, желание самостоятельно определять, что такое «менеджер продукта» и какие функции он должен выполнять. У каждой компании есть свой процесс проверки необходимых навыков.

Но все это данность, это не проблема. Самая большая проблема в том, что компании редко знают, чего они на самом деле хотят от кандидата или от роли, или у них нет сформировавшейся потребности, понимания, зачем им на самом деле это нужно.

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

Из опыта. Работа менеджера продукта сейчас сильно на слуху. И в эту профессию стремятся перейти из смежных профессий и смежных индустрий. Я отсматриваю большое количество потенциальных кандидатов, у которых варьируется опыт в промежутке от продаж строительного оборудования и до маркетинга магазинов косметики, и в большинстве случаев возникает вопрос, зачем бы мне хотелось позвать таких людей на очное общение?

На самом деле, вопрос должен быть немного другой: могут ли у этого кандидата быть компетенции, которые нам нужны, и там просто не хватает конкретного индустриального опыта? И для ответа на этот вопрос перед тем, как открыть вакансию, сформулируйте список требований, список компетенций и список задач, которые ваш будущий коллега должен решать.

Cегодня существует определенный набор базовых требований, который сформировался за последние 6 лет, включающий в себя то, что по мнению большинства должен знать и уметь человек, претендующий на роль менеджера продукта. Кроме того, в последнее время появился ряд обучающих программ, благодаря которым менеджер продукта уже не такое непонятное существо, которым эта роль представлялась раньше.

Я разделил этот набор скиллов на 3 группы.

  1. Первая группа – базовая, это то, что спрашивают по умолчанию у всех кандидатов, неважно на какой высоты позицию менеджера продукта он претендует. Базовая группа включает в себя такие навыки, как исследования рынка, аналитика, тестирование и проверка гипотез.

  2. Вторая группа для тех, кто претендует не на Junior-позицию. К перечисленным выше критериям добавляется управление командой, понимание и знание маркетинга и PR, финансовая и юридическая грамотность, а также подтвержденный опыт.

  3. Третья группа – для кандидатов на позицию с приставкой lead. В этой группе ко всему вышеупомянутому добавляется управление финансовыми потоками, понимание того, что такое монетизация, какие рекламные модели существуют, как работать с PnL и так далее.

Важно помнить, что в любом случае от менеджера продукта ожидается превалирование soft skills над hard skills.

Вне зависимости от того, какими из перечисленных навыков вы обладаете, с вами будут говорить о следующем.

Способность решать проблемы

Стандартный вопрос, который кандидат может получить на собеседовании в этом блоке – как можно улучшить продукт и как построить процесс работы над ним на примере конкретного уже существующего продукта компании. Такие вопросы задают, как правило, для того, чтобы проверить, как кандидат реагирует на вызовы в знакомой или в незнакомой для себя предметной области, как он подходит к решению новых проблем.


В какую сторону надо думать и отвечать?

Важно выяснить, какую проблему собеседник просит решить, очень важно говорить с ним на одном языке, понимать значение терминов, которыми оперирует интервьюер. В этом случае кандидату стоит спросить, на какие метрики необходимо обратить внимание, а также кто целевая аудитория этого продукта. Важно – не решайте только часть проблемы. Смотрите на проблему в целом.

С одним из кандидатов мы довольно долго и плодотворно обсуждали разницу подходов к аналитике монетизации в зависимости от того, какой тип выручки у нас превалирует, рекламный или сервисный. И только после этого выяснили, что мы говорили об одном и том же, просто в разных терминах. И выяснилось это только в тот момент, когда мы, отчаявшись доказать свою точку зрения друг другу, начали рисовать схемы.

Аналитика, работа с данными

Тут есть две части, первая – это оценочная, здесь кандидату предлагают какой-то срез или сегмент и просят его оценить. В качестве примера вопросов: сколько людей спят прямо сейчас, сколько людей смотрят телевизор прямо сейчас в США, или сколько самолетов находятся в воздухе прямо сейчас.

Вторая часть – это метрики изменения продукта и их достаточности. Это делается для того, чтобы посмотреть, как кандидат работает с неизвестными множествами, и насколько точно может определить критерии для анализа и основные метрики, под которые эти критерии должны подойти.


В какую сторону думать и отвечать?

Не нужно привязываться к цифрам, а именно – к абсолютам. Лучше всего при ответе на подобные вопросы оперировать долями, предположениями, какими-то логическими рассуждениями. Потому что в тот момент, когда названа точная, конкретная цифра, кандидат получает вопрос «почему?». На этот вопрос у него нет моментального ответа: сказать точно, сколько самолетов сейчас находится в воздухе, в принципе, мало кто может.

Нужно всегда помнить, что таким образом оценивается не само решение, а именно подход к нему. Интервьюеру необходимо видеть, как человек думает, как доходит до того ответа, который он затем озвучивает. Главное – знать, какие существуют метрики, и уметь их применять в правильное время и в правильном месте.

Лидерство и умение работать с командой

Типичные вопросы, которые можно услышать по данной теме, следующие:

  • Расскажите о том, как вы решали конфликты;

  • Какое ваше самое большое профессиональное достижение? Почему вы считаете, что это ваше самое большое профессиональное достижение?

  • Как будет устроен ваш первый рабочий день?

  • Почему мы должны нанять именно вас?

Также кандидата могут попросить смоделировать ситуацию, либо интервьюер сделает это самостоятельно и попросит ее решить с помощью аргументации или каких-то методов убеждений. Здесь компания смотрит на то, как потенциальный сотрудник будет работать с командой, которая, и это довольно типично для IT-индустрии, при этом ему не подчиняется.


В какую сторону думать и отвечать?

Здесь внимание обращают прежде всего на скорость ответа, на то, каким образом кандидат реагирует на дополнительные вводные, на логику и связность изложения мыслей. Почему именно на это? Одна из важных целей в этой части собеседования – убедиться в том, что подобные ситуации кандидат уже проходил, решал или понимает, как решать. Для этого должен быть некоторый базис, который дает возможность отвечать сразу, не раздумывая долго, а также возможность логически обосновать свой ответ.

Умение расставлять приоритеты

Обычно это либо домашнее задание, либо очное задание, но оно заранее подготовлено. Заключается оно в необходимости распланировать работу над конкретным продуктом в пределах 6-12 месяцев от настоящего момента.

Это делается для того, чтобы видеть, насколько кандидат понимает бизнес компании, каким образом он понимает индустрию, в которой планирует работать, сможет ли в сжатые сроки (а они обычно сжатые даже для домашнего задания) расставить приоритеты, понять, что необходимо сделать, и насколько это согласуется с тем, что компания сама себе придумала.


В какую сторону думать и отвечать?

Сначала надо определить цель – понять, к чему нужно прийти за отведенный в задании промежуток времени. Декомпозировать, расставить приоритеты.

Если это существующий продукт с историей и аудиторией, то изменения должны быть небольшими, потому что ни один руководитель не хочет терять существующую аудиторию. Если это новый продукт или продукт для новой аудитории или для какого-то нового сегмента аудитории, изменения, наоборот, должны быть крупными, потому что в этом случае максимально важно быстро провести проверку гипотезы, которая должна привести к положительному конечному результату.

Нужно быть готовым аргументировать: почему мы делаем это? Почему мы это делаем так? И почему мы это делаем именно в таком порядке, как вы изложили?

Навыки коммуникации и командной работы

Всегда в фокусе внимания интервьюера будут именно навыки коммуникации и командной работы кандидата. К сожалению или к счастью современные IT-продукты сложные, их не делают в одиночку, а разрабатывают в команде. И на протяжении всего собеседования будут оцениваться возможности кандидата в коммуникации, и та ценность, которую он в будущем принесет продукту, команде и компании.

И еще

За 2018 год я провел больше 100 интервью. И вы не представляете, какое количество людей приходят на собеседование, ничего не зная о той компании, в которую они идут работать. Не делайте таких ошибок!

Однажды я собеседовал кандидата на роль менеджера продукта, который очень удивился, когда почти все интервью было составлено из вопросов, относящихся к современному рынку медиа и работе с ним. Уже в самом конце, собравшись, мне был задан вопрос: «А почему вы не интересовались поиском и поисковыми технологиями? Вы же поисковик!»

Бонус! Мои любимые вопросы за 2018 год

Аналитика и работа с данными

  • У вас есть 25 лошадей. Сколько забегов вам нужно устроить, чтобы определить трех самых быстрых из них? Вы не можете пользоваться секундомером. В каждом заезде могут участвовать только пять лошадей.

  • Дано утверждение, что 65% сотрудников нашего офиса любят кофе, в то же время 75% любят чай. Каковы верхние и нижние границы доли людей, которые одновременно любят кофе и чай?


Способность решать проблемы

  • Посмотрите на главную страницу Amazon.com – что бы вы там изменили и почему?

  • В 2016 году мы изменили логотип и дизайн-систему, включая весь набор айдентики портала Рамблер. На какие метрики мы смотрели и почему?

  • AB против AAB против AA тестов – в чем разница, для каких случаев лучше одно, для каких другое?


Лидерство и умение работать с командой

  • Я – нерадивый разработчик, который уже не в первый раз срывает сроки. Увольте меня.

  • У вас есть продукт мечты, расскажите о нем так, чтобы я захотел его купить.


Однажды на исходе интервью я предложил кандидату уволить меня. Секунд через 30 этот немаленький по своим габаритам мужчина стоял, нависая надо мной, и тихим, вкрадчивым голосом объяснял мне, почему именно мне надо уйти из компании по собственному желанию. Прямо захотелось написать заявление. Чувствуется опыт.


Умение расставлять приоритеты

  • Разработайте план эвакуации города (например, Парижа).


Материалы по теме:

5 вещей, которые не должен делать менеджер по продукту

Лучший вопрос на собеседованиях на должность менеджера по продукту

Рабочее место: Глеб Калинин, продакт-менеджер Ozon.travel

5 ключевых навыков менеджера по продукту

Как выглядит рабочий день менеджера по продукту Facebook

Фото на обложке: Unsplash


В нашем Instagram @rusbase сегодня есть на что посмотреть! Подписаться

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

‡агрузка...

Комментарии

  • Baram Burum
    Baram Burum 11:09, 4.02.2019
    1
    • Ivan Marozau Ivan Marozau
    На самом деле зададут следующие вопросы: 1. Ваши зарплатные ожидания? 2. Что посоветуешь скопировать с рынка и внедрить у нас? 3. Не будешь меня подсиживать?
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
FinTech Day - 2019
23 апреля 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase