Светлана Обручкова, генеральный директор Royal Canin в России, рассказывает, на что необходимо обратить внимание менеджеру, чтобы в итоге стать успешным руководителем.
1. Научитесь делать выбор
Есть в английском языке прекрасное выражение: you can’t make it all. Оно говорит нам о том, что невозможно одновременно быть и супермамой, и большим руководителем, и спортсменом-чемпионом, и профессиональным кулинаром.
Более того, не стоит ставить себе таких задач – скорее всего, стремление быть номером один абсолютно везде приведет к нервному истощению, что помешает вам добиться желаемого.
Сосредоточьтесь на том, что у вас получается лучше всего, и инвестируйте туда максимум ресурсов, сил, времени. Ищите поддержку у близких.
В моей семье, например, роли распределены давно и четко: я занимаюсь карьерой, муж – домом и ребенком. Это было наше обоюдное решение с самого начала отношений, и до сих пор об этом никто не жалеет, и ни один из нас другого не упрекает.
Главное – договориться на берегу и сделать это искренне. Чтобы через годы не начать упрекать партнера, вам должно быть комфортно в своей роли, и вы должны четко осознавать, что ваша жизнь – это ваш личный выбор, за который только вы несете ответственность
2. Ищите равновесие
Это по-настоящему важно. Ваш эмоциональный баланс должен быть в порядке, и, конечно же, вы должны уметь отключаться и спать настолько качественно, чтобы восстанавливать силы к следующему трудовому дню.
Ваша задерганность и напряжение не пойдут на пользу в первую очередь вам. Работайте над собой самостоятельно, а в идеале найдите профессионального коуча, который поможет вам стать еще более эффективным в быстроменяющейся среде.
Чтобы найти ментора или коуча, вам, прежде всего, нужно определиться с целью – с чего вы хотите начать разговор? Какой вопрос, идею или проект вы хотите обсудить?
Дальше есть несколько путей, лучше всего задействовать их все:
- Спрашивайте у коллег и знакомых, не знают ли они опытных людей в той или иной сфере
- Ищите сами в интернете и соцсетях
- Посещайте профессиональные мероприятия и не стесняйтесь задавать там вопросы и заводить знакомства
- Попробуйте специальный сервис – например, можно зарегистрироваться на mentornetwork.ru.
Учитесь трансформировать негативные эмоции в позитивные, концентрироваться на действительно важном и сохранять душевное равновесие.
Я, как и многие руководители, практикую mindfulness, иногда слушаю Head space, читаю книги по медитации.
Если вы только встали на этот путь, советую начать с книги Энди Паддикомб, создателя Head space: «Медитация и осознанность. 10 минут в день, которые приведут ваши мысли в порядок».
Другая потрясающая книга – «Поток. Психология оптимального переживания» Михайя Чиксентмихайи, с ее помощью можно научиться быть действительно счастливым и энергичным.
3. Учитесь у наставников
Наставник нужен любому лидеру. Я, например, занимаюсь с ментором и являюсь ментором для нескольких других руководителей, как и я участвующих в программе женского лидерства Mars. Когда куратор программы пригласила меня в ней поучаствовать, я согласилась, не раздумывая.
Достигнув определенного уровня карьерного развития, начинаешь чувствовать потребность делиться опытом, знаниями и навыками: это и способ самовыражения, и своего рода социальная миссия.
Менторство, в какой бы роли вы ни находились, чрезвычайно помогает поддерживать внутренний баланс, потому что в ходе сессий с «наставником» вы можете проговорить и понять массу вещей, разложить все по полочкам и избавиться от лишних эмоций.
4. Рискуйте
Где бы в России я ни рассказывала о своем 10-летнем опыте работы и жизни за границей, это всегда вызывает изумление и интерес. При этом в среде экспатов и за границей релокация любого рода – будь то переезд на учебу, работа в соседнем городе или на другом континенте – совершенно рядовая ситуация, которую никто не воспринимает как что-то уникальное.
У нас люди очень привязаны к инфраструктуре, привычной среде, родным, которые помогают с детьми, и зачастую даже не рассматривают предложения, которые могут дать сильнейший толчок их карьере.
Меж тем, основываясь на личном опыте и примере многих топ-менеджеров, я могу сказать, что работа за границей дает понимание всех бизнес-процессов в глобальном масштабе, стратегии и культуры разных рынков, подходов к продвижению продукта, которые могут быть совершенно разными в зависимости от конъюнктуры, и в конечном итоге делает вас незаменимым человеком для бизнеса.
Здесь как в службе в армии: пока не помотаешься по гарнизонам, не испытаешь себя и не наберешься самого разнообразного опыта, генералом не станешь.
Мне запомнился яркий пример, рассказанный на конференции одной из участниц, занимающей руководящую позицию в банке. Когда банк, в котором она работает, планировал открывать отделения в Кении и Нигерии и хотел командировать туда своих сотрудников, не согласился никто, а она согласилась. И теперь именно она успешно занимает должность вице-президента этого банка.
5. Адаптируйтесь
Мастерство менеджера, прежде всего, определяют гибкость и быстрота принятия верных решений. Если вы работаете в международной компании, вам придется взаимодействовать с коллегами и руководить людьми самой разной культуры. И именно вам нужно будет научиться быстро считывать происходящее и подстраивать свой стиль коммуникации под окружающие условия.
Мы не можем в точности знать, что на самом деле принято в других культурах, и как они воспринимают наши поведенческие особенности.
Независимо от опыта и изученной информации, важно понимать, что, по сути, ты ничего не знаешь о стране или новой компании, в которую приходишь работать. Чтобы принять другую культуру и прижиться в ней, нужно быть максимально открытым и не бояться начинать учиться «с нуля».
В моей практике есть два года работы в Германии, пять в Швейцарии и три в Кении. В Кении я была женщиной GM (general manager) региона из 10 африканских стран.
Было ли мне сложно? Нет, но всегда нужно принимать во внимание культурные особенности региона. Вы должны понимать, что вам в любом случае придется разбираться с нетривиальными операционными вопросами, и далеко не всем будет нравиться то, как вы это делаете.
Ваша задача как руководителя – в любой ситуации быть одинаково ровным и приветливым со всеми и научиться работать в абсолютно любой среде и с людьми с самым разным социокультурным бэкграундом.
Будьте открыты к новому и непривычному, воспринимайте все, что происходит, как опыт, обогащающий вашу практику.
Материалы по теме:
10 книг уходящего года по версии российских топ-менеджеров
7 советов о бизнесе, которые нужно знать до запуска стартапа
«Я практически потеряла сотрудников и отдел» – мои ошибки на посту руководителя
«Русские» и «невозможно» — это синонимы: израильский топ-менеджер – о жизни в России
«Я вышел из дома и впервые в жизни отморозил ухо»: чешский топ-менеджер — о переезде в Россию
Фото на обложке: Depositphotos
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter