Top.Mail.Ru
Колонки

Работает ли краудфандинг в России?

Колонки
Наталия Мельникова
Наталия Мельникова

PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru

Софья Федосеева

Как представлен рынок краудфинансов, какие у него проблемы и перспективы, рассказывает PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru Наталья Игнатенко.

Работает ли краудфандинг в России?

Пока многих девушек вокруг волнует внедрение терминов «блогерка» или «спецкорка», я озабочена правильной трактовкой слова «краудфандинг». 

К своему седьмому дню рождения и дню краудфандинга в России мы в «Планете» выпустили для друзей и партнеров новые стикеры. Одним из самых популярных оказался «крауд-чота-там». 

Это придуманное слово, пожалуй, очень четко отражает одну из проблем сектора краудфинансов – проблему идентификации.

Иллюстрация: Planeta.ru

«Крауд-чота-там» 

Дословно краудфандинг – коллективное финансирование. Без дополнительных характеристик термин может трактоваться очень широко. 

Кажется, спустя семь лет в умах людей уже сформировалась ассоциация «краудфандинг – это что-то в интернете». Но любой ли онлайн-сбор – это краудфандинг? Например, модный стример, живущий на донаты, занимается краудфандингом? Представители российских краудплатформ уверены, что нет. Они называют три основных характеристик краудфандинга: 

  • проектность (наличие конкретной смысловой цели кампании), 
  • четкие временные и финансовые рамки (финансовая цель и период сбора), 
  • возможность получить за участие в кампании вознаграждение.

Окей, термин как будто сузился. Но несколько лет назад снова расширился. 

Этому способствовало решение регулировать наиболее молодую и динамично развивающуюся область финансов. Все краудфинансы законотворцы объединили термином «краудфандинг» и, хотя сейчас от него уже отказались и назвали будущий акт «законом о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», в умах многих людей, которые еще с классическим краудфандингом не разобрались, произошло абсолютное «крауд-чота-там». Давайте разбираться вместе.

Рынок краудфинансов представлен тремя направлениями: 

  • краудфандинг, 
  • краудинвестинг, 
  • краудлендинг.

Краудфандинг

Есть несколько моделей краудфандинга. Наиболее популярная: если средства не собираются в необходимом объеме в нужный срок, они возвращаются участникам кампании, что делает инструмент прозрачным и безопасным. 

Так работает крупнейшая в мире краудфандинговая платформа Kickstarter, белорусский «Улей», специализированная платформа российского производителя настольных игр Hobby World CrowdRepublic и другие площадки. 

У нашей компании похожая, но более лояльная модель: успешным считается проект, привлекший не менее 50%, если автор гарантирует, что средств хватает на реализацию идеи и выполнение обязательств перед спонсорами. 

За поддержку проектов люди могут получить нефинансовое вознаграждение. Часто им является результат проекта, то есть краудфандинг используется как предзаказ. 

Люди, которые запускают проекты, – авторы; которые финансируют проекты, – спонсоры или бекеры. Часто последних пытаются называть жертвователями или инвесторами. Оба определения неверны. 

Егор Ельчин, куратор «Школы краудфандинга» Planeta.ru, разрушитель мифа о том, что краудфандинг – это благотворительность.

Жертвователи – это термин благотворительности, а не краудфандинга. В последнем люди не жертвуют, а созидают вместе с автором кампании. К тому же, спонсоры финансируют проекты не на безвозмездной основе. 

А инвесторы относятся ко второму направлению краудфинансов – краудинвестинга.


Краудинвестинг

Ключевое отличие краудинвестинга от краудфандинга в том, что в нем за поддержку проектов люди получают процент от прибыли или долю в бизнесе. 

В мае 2016 в США вступила в силу статья III акта JOBS, которая позволила любому человеку вкладывать деньги в частную компанию. В готовящемся российском законопроекте будут прописаны понятия квалифицированных и неквалифицированных инвесторов, что, считают участники рынка, может стать катализатором развития и обезопасит его от недобросовестных игроков. 

Так, через полгода после принятия JOBS Act в США на второй по величине в мире краудфандинговой площадке IndieGoGo появилась краудинвестинговая опция – площадка заключила сотрудничество с краудинвестинговой платформой MicroVentures, благодаря которой с 2009 года было привлечено более $200 млн на развитие стартапов. 

Федор Мурачковский и Константин Шабалин

 

В России была попытка подобного сотрудничества между нашей компанией и краудинвестинговой платформой StartTrack (лидер российского краудинвестинга). После завершения краудфандинговых проектов некоторые авторы привлекали инвестиции, и руководители обеих платформ – Федор Мурачковский и Константин Шабалин – хотели выработать единый механизм поточного привлечения средств для стартапов. 

Но эта попытка оказалась удачной, скорее, только для продвижения идей краудфинансов. Впрочем, краудфандинг по-прежнему нередко оказывается прединвестиционной стадией для автора бизнес-проекта.

Краудлендинг

Наконец, третье направление краудфинансов – это краудлендинг. Если говорить простыми словами, то краудлендинг – это когда группа лиц скидывается и дает взаймы под процент бизнесу (p2b) или физлицу (p2p). Весь процесс происходит на краудлендинговой платформе, которая соединяет заемщика и инвесторов напрямую. Заемщик публикует сумму кредита, а инвесторы предоставляют ему деньги под процент. 

Если говорить более сложными и модными словами, то процитирую PR-директора краудлендинговой платформы Penenza Галину Харнахоеву, «краудлендинг – пример дезинтермедиации (отказа от посредничества в пользу прямых отношений), потому что в цепочке движения денег нет банков, брокеров, агентов. Деньги работают быстрее и эффективнее». 

Одной из первых краудлендинговых платформ в мире стала стартовавшая в 2005 году ZOPA. Несмотря на неблагозвучность названия для нежных российских ушей, краудлендинг является лидером краудфинансов по привлеченным суммам. 

Например, только с помощью ZOPA привлечено более четырех миллиардов фунтов стерлингов для полутора миллионов заемщиков (инвесторы платформы таким образом получили более 250 млн фунтов стерлингов прибыли).

Иллюстрация: Penenza

Penenza является крупнейшей в России краудлендинговой платформой. С 2015 года она выдала более 20 тысяч займов на сумму, превышающую 21 миллиард рублей. Для сравнения – с помощью Planeta.ru, крупнейшей в России краудфандинговой платформы, за семь лет привлечено более миллиарда и 50 миллионов рублей и успешно завершено более пяти тысяч проектов.

Это ни в коем случае не значит, что краудлендинг «круче» краудфандинга, – это разные инструменты для разных целей. На долю краудлендинга в России, по подсчетам ЦБ, приходится 96% от собранных средств площадок, добровольно отчитывающихся Банку России.


Объединение

Рынок краудтехнологий за рубежом насчитывает более 500 игроков. 

Точной информации о количестве платформ в России нет – во многом из-за того, что пока сфера краудфинансов в стране еще не регулируется, соответственно, нет четкой методологии. 

Например, стоит особняком вопрос о том, считать ли краудфандинговыми платформами сервисы для пожертвований, такие как «Благо.ру», «Добро.Mail.Ru», «Сделай», «Пользуясь случаем», «Сбербанк. Вместе» и другие. По исследованию фонда «КАФ», с 2013 года подобные сервисы собрали более одного миллиарда рублей для сотен благотворительных фондов. 

Пока что их называют платформами для онлайн-фандрайзинга. На основании данных компаний, входящих в рабочую профильную группу при Банке России, эксперты говорят о примерно 30 краудплощадках в стране.

Инфографика: Ассоциация операторов инвестиционных платформ

В августе 2018 года по предложению лидеров рынка в России была создана Ассоциация операторов инвестиционных платформ – первое профессиональное объединение игроков. Исполнительный директор Ассоциации Кирилл Косминский рассказывает, что такие объединения есть во всех странах, где краудтехнологии активно развиваются. 

Основные цели объединения – помощь участникам рынка в донесении позиции до органов власти, развитие партнерств с финансовыми институтами, а также популяризация краудинструментов, их устойчивого развития, потому что пока уровень развития рынка находится на начальной стадии. 

Объем рынка эксперты сейчас оценивают в 15 миллиардов рублей. Как уже было отмечено, большая часть этих средств приходится на краудлендинг. Но краудфандинг является более массовым и более универсальным инструментом краудфинансов. Именно поэтому в продолжении материала речь будет идти в основном о краудфандинге.


Как зарабатывают краудплатформы

Если коротко, то на процентах от сделок или проектов. 

Краудинвестинговые и краудлендинговые платформы зарабатывают на доле от займов, некоторые вводят платное членство для инвесторов или берут процент от прибыли, которую получает конкретный инвестор. 

Краудфандинговые платформы – как правило, получают доход от успешных проектов. Впрочем, например, Boomstarter (вторая по величине краудфандинговая платформа в России) установил платный вход для всех авторов, а CrowdRepublic выставляет авторам неуспешных проектов счет в 5% от суммы сбора – деньги идут на погашение расходов платежных агрегаторов. 

Иллюстрация: Planeta.ru

В нашей компании комиссия платежных агрегаторов уже включена в процент платформы. Суммарная комиссия составит от 10 до 15% в зависимости от степени успешности проекта (50%+ или 100%+). При этом с авторов неуспешных проектов никаких денег не берут, а для благотворительных проектов предусмотрена сниженная комиссия 5,9% – эти деньги идут на операционные расходы.

Краудфандинг является более трудоемким для автора механизмом привлечения средств по сравнению с другими краудтехнологиями: он требует постоянной включенности инициатора кампании.

Именно поэтому крупнейшие краудфандинговые платформы страны зарабатывают, еще и помогая авторам в промо. Boomstarter продает места в своей рассылке или посты в соцсетях у основателей, предлагает платные услуги копирайтеров и дизайнеров в оформлении проектов. Planeta.ru выпустила платный курс по продвижению краудкампаний, делая ставку на обучение. Образовательное направление – одна из «фишек» «Планеты», в 2015 году запустившей «Школу краудфандинга». 

С лекциями и мастер-классами куратор «Школы краудфандинга» Егор Ельчин провел уже более 500 мероприятий в 80 городах России и Европы. Такие ивенты позволяют не только продвигать идею краудфандинга и «выращивать» новых авторов, но еще и монетизировать платформы.

Другие способы заработка:

  • баннерная реклама (массовость краудфандинга привлекательна не только для авторов, но и для рекламодателей), 
  • сервис логистики, помогающий авторам в доставке вознаграждений, 
  • магазин краудтоваров, где можно продавать результаты успешных проектов после их завершения. 

Кстати, в 2017 году подобный магазин появился и у IndieGoGo. У нас же он работает с 2013. 

Нам нравится думать, что коллеги изучили российский опыт перед внедрением нового проекта. Это, конечно, фантазии, но, учитывая, что «Планета» – единственная российская платформа, включенная в реестр международных краудплощадок, всякое может быть.


Удачные кейсы

К семилетию краудфандинга в России Forbes Woman составил рейтинг самых заметных женщин-краудфандеров в стране. Одна из героинь – социальный предприниматель и основатель медового производства Cocco bello Гузель Санжапова, автор шести краудпроектов по развитию бизнеса и благоустройству уральской деревни Малый Турыш, жители которой и являются сотрудниками Cocco bello. 

Шестой краудпроект Гузель посвящен строительству общественного центра в деревне (кстати, в этом проекте можно поучаствовать). В прошлом году на месте строительства будущего центра группа «ЧАЙФ» дала благотворительный концерт: все средства от продажи билетов пошли на установку металлических свай. 

Гузель рассказывает, что краудфандинг позволяет ей рассказывать историю деревни и вовлекать в ее улучшение крупных бизнес-партнеров. А еще с помощью краудпроектов она всегда тестирует спрос на новые продукты. Например, среди вознаграждений нового проекта Гузель, адвент-календарь по-турышински, который пока невозможно купить нигде, кроме краудкампании.

В адвент-календарь по-турышински вошли 12 самых популярных продуктов Cocco bello

Благодаря правильно рассказанной истории многие спонсоры поддерживают проекты Санжаповой регулярно: краудфандинг позволяет находить новых сторонников и выстраивать с ними долгосрочные отношения. Но если у автора уже есть комьюнити, краудфандинг помогает еще больше прокачать его, объединив и без того лояльную аудиторию совместными проектами.

Лидером российского краудфандинга является группа «Алиса». В ходе двух проектов – в 2016-м и текущего – поклонники коллектива купили экземпляров альбома и связанных с ним лотов на общую сумму свыше 21 миллиона рублей.


Впрочем, необязательно быть рок-звездой в музыке, чтобы быть рок-звездой в краудфандинге. Одиннадцать с половиной миллионов рублей собрали поклонники поттерианы на печать фанфика «Гарри Поттер и методы рационального мышления». 

Эту кампанию инициировал экс-глава Пастафарианской церкви Михаил Самин. Изначально молодой человек планировал напечатать несколько экземпляров книг для себя и друзей. Но в итоге краудкампанию поддержали 7278 человек, многие из которых узнали о книге впервые. 

О проекте активно рассказывали СМИ, на него обратила внимание литературный критик Галина Юзефович, а писатель-фантаст Сергей Лукьяненко недовольно поворчал в фейсбуке по поводу резонанса кампании, чем привлек к фанфику дополнительное внимание. 

Особенность фанфиков в том, что их печать законна, только если никто не получает прибыли, поэтому в этом случае краудфандинг был единственной возможностью выпустить тираж.

Отсутствие необходимости зависеть от издательств привлекает и фотографа Евгения Фельдмана, выпускающего с помощью ценителей авторской фотографии независимый самиздат «СВОЙ»

«В последнее время журналистика все сильнее уходит и вытесняется в сеть. Я очень люблю интернет и возможности, которые он дает, но мне нравится видеть фотографии в печати и кажется, что это лучший способ их показывать. Я хочу создать постоянную площадку для печати своих и чужих фотографий и фотоисторий, которая обходилась бы читателям дешевле больших альбомов. Что делать? Глянцевый самиздат», – так Евгений объяснял свой замысел на странице первой крауд-кампании этого фотопроекта. С помощью краудфандинга уже выпущено четыре самиздата, готовятся к выходу пятый и шестой. 


Основные проблемы и прогнозы развития

За рубежом именно дизайнерские и технологичные краудпроекты пользуются наибольшей популярностью. В России пока лидируют музыкальные кампании и проекты с социальной составляющей. Впрочем, в 2012 году на «Планете» было 80% музыкальных проектов, а сейчас их 18% – столько же, сколько и проектов категории «Общественные инициативы». 

Это говорит о том, что краудфандинг все больше влияет на уровень развития гражданского общества, а еще о том, что развитие отрасли происходит планомерно. Мировой краудфандинг тоже начался с музыки, продолжился социальными проектами, а в итоге заинтересовал бизнес. Так что мы верной дорогой идем, товарищи.

Мы пережили этапы отрицания, когда вообще никто не верил, что люди будут платить за то, чего еще нет, недоверия, когда приходилось лбом пробивать стену скептицизма, медных труб и хайпа, когда начали бездумно запускать краудпроекты, потому что это модно и так делают лидеры разных индустрий.  Затем на рынок вышли краудинвестинговые и краудлендинговые игроки, стало понятно, что можно миксовать разные виды крауда, а еще, что в условиях снижения кредитования МСБ краудфандинг может быть вполне себе бизнес-инструментом.  Сегодняшний этап, с одной стороны, – стабильность, а с другой – болезнь роста: отсутствие эффекта новизны. Несмотря на это, количество пользователей и покупок в проектах растет с каждым годом: так, в 2018 на 14,6% по сравнению с предыдущим годом выросла конверсия регистраций в покупки. Средний чек немного упал по сравнению с 2016 годом, но мы рады: получается, что снижение среднего чека обусловлено не снижением интереса людей к теме краудфандинга, учитывая увеличивающееся количество регистраций и покупок, а закономерными экономическими причинами. Краудфандинг в этом смысле – еще и лакмусовая бумажка интереса людей, потому что участие в краудпроекте не является тратой первой необходимости.
Федор Мурачковский
Генеральный директор и сооснователь Planeta.ru

По мнению исполнительного директора Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилла Косминского, проблемами всего рынка являются все еще низкая информированность людей об инструментах и низкий относительно среднемировых размер поддержки одного проекта. 

«Хотелось бы, чтобы инициаторы проектов потенциально могли привлечь более крупные суммы через краудфандинг. Важно рассматривать его как часть инфраструктуры поддержки предпринимательства, креативности и локальных инициатив. Здесь может помочь государство в части участия в экспертизе, отборе совместных проектов, а также информационной поддержки на всех уровнях», – добавил Косминский.

Как PR-специалист особенно поддержу последнее. Чем больше мы сможем говорить о краудфинансах не только в блогах Rusbase (хотя он – любовь, и я отдельно благодарна редакторам, что мне доверили эту тему), но и в прайм-таймах федеральных каналов, тем больше о наших инструментах будут знать и тем активнее ими будут пользоваться.


Материалы по теме:

День краудфандинга: все, что нужно знать о российском рынке коллективного финансирования

Краудфандинг в действии: лайфхаки от автора пяти проектов

Как провести крауд-кампанию и остаться в плюсе — советы и кейсы

Кастдев по-турецки: как привлечь 900 тысяч долларов на краудфандинге

Почему в России не верят краудфандингу: четыре проблемы

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Практическое руководство по внедрению искусственного интеллекта в банкинг
  2. 2 Что такое эквайринг и зачем он нужен бизнесу
  3. 3 Роль криптовалют и Fintech в процессе финансового включения
  4. 4 Эволюция ML-сервисов в микрофинансовых организациях и советы по внедрению
  5. 5 Электронное имущество: чем полезны бизнесу цифровые финансовые активы
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти