Автоматизация процессов в ресторанном бизнесе призвана упрощать работу сотрудников и увеличивать показатели. Однако если внедрять все, что есть на рынке, обилие инструментов запутает и клиента, и команду.
Какие технологические решения действительно помогут увеличить конкурентоспособность, повысить выручку и снизить расходы, рассказывает основатель консалтинговой компании Management factory и эксперт в сфере ресторанного бизнеса Евгения Махнева.
1. IT-системы бронирования, телефонии, информирования гостя о бронировании
Традиционный бумажный вариант бронирования мест, включающий в себя книгу резервов, куда вручную вносятся номера телефонов гостей, по результатам наших опросов, тратит до 50% времени менеджерского состава и хостес.
Чтобы освободить сотрудников от выполнения рутинных задач и позволить им сфокусироваться на более важных вопросах, стоит ввести IT-системы бронирования, телефонии и информирования гостей.
Читайте по теме: Инструменты, чтобы добиться рентабельности ресторана или бара 40%
Для внедрения систем бронирования есть несколько причин.
Экономия времени
При использовании книги резервов рассадка, продолжительность пребывания и ограничения по времени определяются практически вручную. На поддержание этой документации требуется не только время хостес и менеджерского состава, но и высокий уровень их компетенций.
При использовании систем бронирования нужно внести информацию в базу, отмечать приход и уход гостей — и посадка будет, как на ладони.
Контроль качества
Внедрив систему виртуальной АТС (ВАТС) с записью звонков, менеджер ресторана сможет контролировать, как персонал общается с гостями по телефону.
Это позволит корректировать обучение сотрудников и контролировать качество обслуживания.
Читайте также: Что пользователи ожидают от клиентского сервиса и как его грамотно выстраивать? Исследование
Повышение лояльности
Синхронизация IT-решений для бронирования и телефонии (система телефонии ВАТС, iiko) позволяет получать данные для анализа предпочтений гостей.
Информация, которую в ручном режиме собрать практически невозможно, позволит вам сделать важные выводы и ответит на вопросы:
- как часто возвращаются гости,
- где они предпочитают сидеть,
- какие блюда предпочитают.
Применив эти данные, вы сможете продемонстрировать внимание к желаниям гостя, называть его по имени при звонке и бронировать ему «любимый» стол, что повысит лояльность ваших гостей.
Стоит внедрить систему бронирования в мессенджерах, тогда гостям будет еще удобнее.
2. IT-системы для управленцев
В ресторанном бизнесе важнейшим критерием успеха пока остается человеческий фактор.
Обеспечить выполнение задач персоналом возможно не только с помощью налаженной системы мотивации и дисциплины, но и благодаря IT-системам для постановки задач, которые пока не получили широкое распространение в ресторанном бизнесе.
Простой таск-менеджмент
Неналаженная электронная система постановки задач в ресторане может стать преградой на пути эффективного управления командой. После формирования у сотрудников привычки использовать таск-менеджер, руководитель сможет видеть глобальную картину работы ресторана: от успехов маркетологов до доставки новой посуды.
Так вы сможете быстрее понять, в чем заминка и кто отвечает за данную задачу — это проще, чем писать в чаты или обращаться к каждому сотруднику лично.
Читайте по теме: Зачем сети ресторанов создавать собственный софт
Важно, что в начале использования таких систем могут возникнуть трудности: нужно будет напоминать сотрудникам о системе, учить их ставить в ней задачи и контролировать использование программы.
Однако после того, как все эти этапы будут пройдены, вырастут:
- скорость выполнения задач,
- эффективность работы команды.
Идеи и планы не нужно будет держать в голове, а значит, вы точно не забудете о них.
3. Технологические платформы для обучения, аттестации персонала
На конкурентоспособность и успех ресторана напрямую влияет компетентность его персонала (поваров, барменов, официантов).
Тем не менее, процесс обучения и аттестации сотрудников зачастую оказывается трудно реализуемым и затратным по времени и ресурсам. Оптимизировать эти процессы помогают технологические платформы.
Необходимость аттестации в цифровом формате
Печатные материалы — не лучший вариант для обучения: читать их долго и неудобно, это затягивает процессы.
Технологические платформы решают две задачи:
- внедряют удобный для молодого поколения видеоформат обучения;
- позволяют тестировать персонал по окончании курсов.
Это особенно комфортно, если у вас большой штат сотрудников.
Как выбрать?
В первую очередь необходимо определить, насколько компетентны сотрудники и какими знаниями уже обладают, поставить цели обучения.
Разберем на примере линейного персонала:
- для барменов и поваров необходимо знание технологических карт,
- для сотрудников зала — сервис и знание меню.
После оценки этих навыков можно отследить уровень готовности сотрудника к работе. Затем необходимо определить свой бюджет и подобрать платформу с подходящим набором функций.
Например, в качестве бесплатной площадки можно использовать Classroom от Google, для работы с вложениями подойдет Service Guru, а для разработки обучения с нуля — GetCourse.
4. Приложения для чек-листов и отчетности
Из-за большого количества монотонных задач (открытие и закрытие заведения) в ресторанном бизнесе, сотрудники часто могут что-то упустить или забыть.
Решением стали приложения для чек-листов и отчетности, которые включают в себя список рутинных дел сотрудников, с которым они могут сверяться во время работы.
В этом случае вероятность забыть о чем-то практически равна нулю.
Например:
- платформа автоматизации операционного менеджмента Mojoform помогает с организацией выполнения ежедневных задач и обеспечивает отчетность по результатам;
- облачная платформа Retailiqa для мобильного аудита, задач, фотоотчетов, промо-акций.
Подобные приложения отлично подходят для собеседований, чтобы не забыть задать все ключевые вопросы и отметить характеристики сотрудника. С их помощью можно легко контролировать показатели и формировать отчеты, а еще это экономия бумаги и решение проблемы с хранением документации.
Экономия времени и сил, по нашим исследованиям, может достичь 70%, а внедрение таких приложений увеличит эффективность в 1,5 раза.
Такие результаты возможны, если вы ответственно изучаете отчеты и вносите нужные поправки.
5. CRM — системы лояльности для гостей
Конкурентоспособность в ресторанном бизнесе поддерживается в том числе за счет удержания гостей и создания системы лояльности, которая обеспечивает повторное посещение заведения.
Для этой задачи подойдут CRM-системы, которые обеспечивают анализ и удержание вашей аудитории — для ресторанного бизнеса это могут быть Loona и ReMarked.
Три задачи, которые решит CRM-система:
- создание базы гостей;
- анализ их потребительского поведения;
- создание персонифицированных предложений для разных гостей и рассылка СМС или push-уведомлений.
Совет: CRM-систему стоит полностью интегрировать с уже существующими решениями в ресторане:
- телефонией,
- системой бронирования,
- рассылкой СМС и push-уведомлений,
- системой учета (iiko).
Тогда вы сможете составить детальный портрет вашего гостя и использовать полученные данные в маркетинговых целях, чтобы создать больше точек контакта с гостем.
Чтобы успешно внедрить CRM-системы лояльности в ресторане, стоит обратить внимание на реализацию следующих этапов:
- выбор инструментов взаимодействия с гостями совместно с маркетологом: необходимо выявить, какие предложения стоит ввести и через какие каналы будет проводиться коммуникация с гостями;
- информирование персонала о существующей системе и контроль знаний и компетенций сотрудников в отношении CRM-систем.
- формирование мотивации для персонала за установку карт лояльности гостям и поддержание функционирования CRM-системы ресторана.
Заключение
Сейчас на рынке много разнообразных CRM-систем. При выборе необходимой стоит отталкиваться от потребностей конкретного ресторана:
- наличия модификаций для доставки,
- дисконтных карт и бонусов за их оформление,
- специальных предложений.
Важно, что возможность внедрения новых технологических решений в ресторане лучше заранее обговорить с IT-специалистами. Кроме того, в начале использования необходимо следить, как гости реагируют на применение новинок.
Читайте также: Рекомендации бизнес-ангела по созданию успешного FoodTech-стартапа
Чтобы внедрение IT-систем было эффективным и принесло ожидаемые результаты, лучше действовать поступательно:
- стоит начать с платформы для обучения и аттестации персонала, которая поможет новым кадрам пройти этап адаптации и влиться в рабочий процесс;
- затем нужно внедрить приложения для чек-листов и отчетности, чтобы контролировать сформированную систему обучения и работу персонала в соответствии со стандартами;
- далее можно переходить к проработке коммуникации с гостями, поэтому необходима CRM-система, которая поможет формированию лояльности. IT-системы бронирования стоит подключить практически одновременно с CRM, чтобы синхронизировать их работу;
- в последнюю очередь внедряются IT-системы для управленцев, с их помощью можно будет контролировать работу всех установленных ранее систем.
Таким образом, внедрение технологических решений в работу ресторана или кафе при правильном подходе и постоянном контроле, по нашим оценкам, поможет сохранить до 15% рабочего времени персонала и повысить возврат клиентов на 10-20%.
Фото на обложке: Shutterstock / NDAB Creativity
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Где взять деньги на бизнес»
- 1 В МТС Exolve появилась возможность отправлять SMS из CRM-систем
- 2 Социальная инженерия в маркетинге: 7 приемов успешных продаж
- 3 Юзабилити: что это такое и для чего нужно
- 4 Как человек воспринимает визуальную информацию и как это можно использовать в бизнесе?
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025