Top.Mail.Ru
Колонки

Как сэкономить время и деньги при разработке сайта: разбираем ошибки

Колонки
Анастасия Войнолович
Анастасия Войнолович

Управляющий партнер SNOW media

Полина Константинова

Людям свойственно решать задачи последовательно. Поэтому они сначала делают сайт, а потом думают, как его продвигать. Похожим образом поступают и при редизайне или переносе ресурса.

Анастасия Войнолович, управляющий партнер SNOW media, рассказала Rusbase, почему такой подход оборачивается потерями времени и денег, и как это можно исправить.

Как сэкономить время и деньги при разработке сайта: разбираем ошибки

Когда понимаешь, что с сайтом что-то не так…

Созданием сайта и поисковым продвижением чаще всего занимаются разные подрядчики. Даже в агентствах полного цикла команды разработчиков и оптимизаторов не всегда работают согласованно.

Когда сайт уже запущен, часто выясняется, что для успешной оптимизации нужно серьезно менять структуру и функциональность. Между тем внедрение изменений стоит примерно столько же, сколько повторная разработка соответствующих частей проекта.

Проблемы также возникают, когда требования SEO не учитываются при редизайне сайта или других масштабных изменениях: смене структуры, CMS, хостинга или домена, переходе на защищенный протокол передачи данных (HTTPS).

В подобных случаях после публикации изменений трафик может значительно просесть. И бизнес для начала теряет клиентов и заказы, которые приносили переходы из результатов поиска. А затем тратит время и деньги, чтобы восстановить этот трафик.

Подключайте оптимизаторов к работе на старте проекта

Лучший вариант из возможных заключается в том, чтобы подключать оптимизаторов на старте проекта. Тогда они вместе с разработчиками смогут составить план реализации проекта, в который заложат все работы, необходимые с точки зрения оптимизации.

Большой выбор курсов обучения продвижению сайтов в поисковых системах можно найти в каталоге курсов по SEO.

SEO-сопровождение решает несколько важнейших задач: разработка структуры, сопоставление текущих URL-адресов с новыми, техническая оптимизация.

Что делать, если проект уже стартовал, а оптимизаторов позвать забыли? Постараться обеспечить SEO-сопровождение до публикации нового сайта (или выката других изменений).

В этот момент еще можно предложить решение, которое облегчит последующую оптимизацию и снизит риск падения трафика.

Сайт может лишиться до 90% переходов при переносе

Поисковые системы не дают никаких гарантий при переносе сайта или других серьезных корректировках, даже если вы выполнили все рекомендации.

На практике ресурс может лишиться до 90% переходов из органических результатов поиска при внедрении серьезных изменений на сайт. При полноценном SEO-сопровождении сокращение трафика составляет от 5 до 25% по сравнению с прежним уровнем.

Вот как менялся объем органического трафика у сайта, который в мае 2016 года был переведен на новую CMS с помощью наших специалистов.

Если бы переезд провели без учета требований SEO, динамика могла оказаться совсем другой.

А вот график, показывающий изменения трафика у другого проекта. В июне 2016 года была опубликована новая версия сайта, в которой поменялась CMS и структура URL-адресов.

SEO-сопровождения не было, и органический трафик рухнул. В феврале 2017 года продвижение сайта поручили нам. Устранить последствия некорректного переноса и восстановить объем трафика удалось только через четыре месяца.

Этапы разработки сайта

Общий план работ по созданию сайта, независимо от того, используется ли каскадная модель или итеративный подход, сводится к следующим этапам:

  • Проектирование
  • Дизайн
  • Разработка: Front-end (верстка шаблонов интерфейса) и Back-end (разработка функционала сайта)
  • Наполнение контентом
  • Тестирование
  • Публикация
  • Контроль индексирования

Если требования SEO учитываются на всех этапах, на выходе заказчик получает сайт с полной базовой оптимизацией.

Задачи SEO-сопровождения

На каждом из этапов разработки решаются конкретные задачи, которые облегчают предстоящее продвижение сайта в поисковиках.

Проектирование

  • Выбор CMS.

От того, на каком движке будет работать сайт, зависят возможности развития проекта: масштабирование разделов, разработка нового функционала, внедрение ЧПУ (человекопонятных URL-адресов), интеграции с CRM и другими внешними системами.

  • Анализ спроса.

Чтобы составить грамотную структуру сайта, нужно проанализировать текущую иерархию разделов и структуру поискового спроса. Если проект масштабный, то желательно сохранить URL-адреса основных разделов сайта.

  • Разработка структуры.

Иерархия разделов должна отражаться в структуре ЧПУ, навигационном меню и навигационных цепочках («хлебных крошках»). На этом этапе нужно предусмотреть возможность масштабирования структуры и подготовить файл соответствий между текущими и новыми URL-адресами.

Дизайн

Чтобы не пришлось корректировать готовый дизайн, оптимизаторы должны участвовать в проекте еще на этапе прототипирования. Шаблоны посадочных страниц нужно проанализировать по следующим критериям:

  • Расположение контейнера для SEO-текста.

Про этот элемент страницы часто забывают, и оптимизированный контент приходится размещать непосредственно над подвалом и без деления на функциональные блоки. Такая верстка явно указывает на сеошное происхождение текста и может негативно влиять на продвижение.

  • Доступность основных разделов.

От расположения ссылок в сквозных блоках (например, в шапке и подвале сайта) будет зависеть распределение веса страниц. Важно, чтобы основные продвигаемые разделы сайта были «на расстоянии вытянутой руки».

Ссылки на них следует располагать как можно выше. У пользователей должна быть возможность перейти в эти разделы с любой страницы за один клик.

  • Соответствие требованиям юзабилити.

Это кажется само собой разумеющимся, но бывает так, что после обновления сайта поведенческие характеристики снижаются. Поэтому оптимизаторы иногда рекомендуют запустить А/В-тестирование новых шаблонов до публикации сайта.

  • Наличие на странице элементов, необходимых с точки зрения коммерческих факторов ранжирования.

Например, стоит заранее продумать дизайн и расположение характеристик товара и информации о наличии на складе — даже если в первой итерации эти элементы не будут публиковаться.

Разработка

Front-end

  • Тестирование.

Комплексное кросс-браузерное и мультиплатформенное тестирование шаблонов обычно проводят разработчики. Анализ оптимизатора помогает выявить ошибки, которые остались незамеченными.

  • Анализ семантической верстки.

Проверяется последовательность и корректность тегов логического форматирования текста (H1-H6 и других), наличие полей микроразметки.

Back-end

  • Анализ способов вывода контента.

Разработчики иногда используют технологии вывода контента скриптами, из-за чего поисковые системы не могут проиндексировать важные разделы. Нужно удостовериться, что целевые страницы доступны для поисковых роботов.

  • Контроль скорости загрузки.

Скорость отклика сайта напрямую влияет на поведенческие характеристики и является одним из важных факторов ранжирования. На стадии разработки важно обеспечить максимально быструю загрузку страниц.

  • Настройка целей и отчетов.

После того как завершилась разработка функционала, можно добавить на страницы коды для отслеживания статистики. Если системы аналитики были настроены раньше, необходимо позаботиться о преемственности отчетов.

Наполнение контентом

На этом этапе цель SEO-сопровождения — сохранить и преумножить эффективность контента на сайте. Работа оптимизаторов опирается на материалы, подготовленные на этапе проектирования, и ведется в двух направлениях:

  • Файл соответствий между текущими и новыми URL-адресами.

Необходимо проверить, сохранились ли оптимизированные тексты и теги (например, Title) на посадочных страницах. Особое внимание стоит уделить разделам, которые высоко ранжируются в поиске и генерируют основной трафик.

  • Семантическое ядро.

Проводится базовая оптимизация в соответствии с запросами из семантического ядра: доработка тегов Title и Descripton, заголовков H1-H3, внедрение семантической разметки Schema.org и Open Graph. В некоторых случаях пишутся или корректируются тексты для разделов сайта.

Тестирование

После завершения работ, связанных с разработкой и контентом, проводится полный технический анализ сайта. К задачам SEO-сопровождения относятся:

  • Составление файла robots.txt.
  • Сканирование сайта, проверка кодов, статусов страниц и устранение ошибок, связанных с некорректными ссылками.
  • Оформление страницы ошибки 404.

Публикация

Поисковые системы рекомендуют переносить сайт по частям. Однако разработчикам очень сложно сохранять две работающие структуры сайта (или два ресурса на разных CMS) на одном хосте или домене.

Поэтому для SEO-сопровождения это самый ответственный момент. При публикации сайта выполняются следующие задачи:

  • Анализ технической возможности параллельного запуска.

Такой запуск можно реализовать, если новая структура URL-адресов полностью отлична от старой. В этом случае нужно добавить новые URL-адреса в атрибут rel="canonical" на всех альтернативных (старых) страницах.

  • Обеспечение доступности страниц вне структуры.

Если нельзя сохранить весь старый сайт на время индексации нового, важно обеспечить доступность хотя бы выборочных страниц (в виде отдельных HTML-файлов). Все внутренние ссылки на этих страницах заменяются на новые URL-адреса.

  • Технический анализ.

Сайт чаще всего публикуется не на том сервере, который использовался во время разработки. При перемещении файлов могут возникнуть новые ошибки, поэтому обязательно проводится повторный технический анализ.

В первую очередь проверяются настройки robots.txt: иногда разработчики сохраняют файл, запрещающий к индексации весь сайт.

  • Проверка редиректов.

Для всех недоступных старых страниц должны быть корректно настроены 301 редиректы на релевантные им новые страницы или разделы.

Контроль индексирования

Работа с панелями в Яндекс.Вебмастере и Google Search Console.

  • Для ускорения индексирования нового сайта, структуры или дизайна страницы отправляются на приоритетное сканирование (здесь важно учитывать, что у поисковых систем есть лимиты на принудительную индексацию).
  • Добавляются ссылки на две карты сайта (содержащие старые и новые URL-адреса). Это помогает поисковым роботам быстрее обнаруживать переадресацию.
  • Постоянный контроль индексирования и устранение возникающих ошибок.

Отслеживание влияния на показатели трафика.

  • Чтобы оперативно реагировать на изменения в процессе индексирования, отслеживается трафик, приходящий как на старые, так и на новые URL-адреса.
  • При необходимости ускорения индексирования проекта ссылки на него размещаются в социальных сетях.

План развития проекта

Возможности развития сайта практически бесконечны, поэтому по завершении проекта готовится список приоритетных задач для следующих релизов.

SEO-сопровождение разработки завершается в тот момент, когда создается план дальнейшей оптимизации проекта.


Материалы по теме:

Мощный гайд по SEO: как подобрать ключевые слова для сайта

«До свидания, SEO-тексты»: что эксперты думают о запуске нового поискового алгоритма «Яндекса»

Как купить трафик у SEO-агентства и не быть обманутым

Мы узнали 7 признаков дилетанта в SEO – вы уверены, что на вас работает профессионал?

Зачем вам SEO: вся суть простыми словами

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Бесполезная аналитика: 5 ошибок российских компаний в работе с данными
  2. 2 Внутренний туризм и маркетинг: как обеспечить постоянный поток клиентов в 2024 году
  3. 3 SEO-продвижение малого бизнеса
  4. 4 Тренды SEO: что будет популярно в 2024 году
  5. 5 Способы, которые помогут сохранить трафик на сайт при замене иностранных товаров на российские
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти