Top.Mail.Ru

Что корпорациям стоит позаимствовать у стартапов?

Колонки
Колонки
Кристина Соколова
Кристина Соколова

Директор департамента по управлению персоналом «Т1 Консалтинг»

Анастасия Удальцова

По данным Angel Co, 65% сотрудников малых компаний чувствуют себя счастливыми — в корпорациях таких только 45%. Каждый третий миллениал рекомендовал бы другу пойти на работу в стартап.

Это заставляет корпоративный мир искать квинтэссенцию духа стартапа и внедрять ее в практику, чтобы привлечь лучших, увеличить вовлеченность каждого и связанность команды.

Стартап-уроками для большого бизнеса поделилась Кристина Соколова, директор департамента по управлению персоналом «Т1 Консалтинг». Внутри компании она взаимодействует с сотрудниками, которые сейчас создают внутренние стартапы.
Что корпорациям стоит позаимствовать у стартапов?
  1. Колонки

Ходить по горизонтали

Разработка продуктов лучше всего удается компактной команде, во главе которой стоит лидер-энтузиаст. Он выступает глашатаем идеи, берет на себя ответственность за проект и формирует команду.

Дух стартапа подразумевает гибкость, креативность и командный подход. Именно поэтому запуск проекта — не чье-то единоличное решение, а результат всеобщего, вплоть до руководителя компании, обсуждения.

В этом случае можно рассчитывать, что все участники поддерживают инициативу, разделяют ее значимость для компании и стараются привнести что-то свое.


Читайте по теме: Включаем воображение в команде: три причины, чтобы это сделать


Когда стартап рождается в стабильной большой компании, и команда может творить в пределах финансовой модели проекта — это создает тот же драйв.

Мы стараемся в каждом бизнес-юните создавать уникальную субкультуру, не навязывая жесткие корпоративные рамки, а, наоборот, стимулируя сохранение этой самобытности.

Общим остается наличие в каждом подразделении ресурсного управленца. Он концентрируется на постоянной работе с рядовым персоналом, чтобы у каждого, кто занят на внешних или внутренних проектах, был индивидуальный план развития.

Это дает сотрудникам понимание, какой профессиональный трек у них есть. Интерес к частному позволяет бизнесу сохранять гибкость, которая была на ранних этапах.

Создать активное комьюнити

Стартап подразумевает простое общение (не путать с фамильярностью): странно представить бюрократическую переписку между двумя кодерами, которые горят идеей изменить мир и в ночи обсуждают строки.

Чтобы не потерять такой уровень доверия и взаимодействия, компания не должна позволять руководителю любого уровня закрывать дверь, не общаться с сотрудниками напрямую.

Бизнесу особенно важно поддерживать уровень «открытого диалога» в момент роста.

Это проактивная демонстрация лояльности и гибкости. В противном случае корпоративный маховик начинает пожирать фамилии и имена, и возникает риск, что от компании отвернутся даже те энтузиасты, что стояли у истоков.

В интересах бизнеса создать разнообразные каналы коммуникации — это напрямую влияет на вовлеченность. Так же, как умение быстро реагировать на вопрос, призыв, инициативу сотрудника.

Это повышает собственную значимость человека для компании.

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.

Если же у него будет ощущение, что он всего лишь маленький винтик, то, вероятно, работать он будет эгоистично, думая только о накоплении собственных экспертных знаний, чтобы потом уйти в компанию с более благоприятной атмосферой.

И наоборот, когда сотрудник понимает, что он оценен по достоинству, он будет душой болеть за проект и компанию в целом.


У нас сотрудник может напрямую обратиться к руководителю или топ-менеджеру в корпоративной почте или лично.

Обсуждение любой идеи проходит в таком формате: «У нас на руках есть такие карты, мы можем поступить так и скомбинировать так. Да, понятно, кому-то, наверное, потребуется не 36 карт в колоде, а все 54, но сейчас есть только 36 — давайте из этого выбирать. В следующий раз будут другие условия».


Меняться вместе с людьми

Классических рецептов борьбы с «болезнью корпораций» два. Первый — дать сотруднику возможность менять проекты, на которых он трудится. Второй — обеспечить вход в карьерный лифт, предоставив шанс учиться и повышать статус в существующих проектах.

Продвижение должно быть прозрачным и для сотрудников, и для команды.

В нашей практике инициатором запуска одного из двух сценариев выступает тимлид. Раз в полгода он оценивает персонал: выслушивает сотрудников, анализирует их показатели, узнает, что им хотелось бы изменить.

Это важно, чтобы понимать мотивацию каждого работника и вовремя реагировать там, где уровень дискомфорта превысил ватерлинию. Благодаря этому даже в крупном бизнесе есть возможность сохранять индивидуальный подход.

Организовать внерабочую активность

На проекте бывают краткосрочные периоды — например, время релиза — когда человек работает по 12 часов в сутки без выходных. Важно, чтобы члены команды имели возможность отдохнуть и просто побеседовать друг с другом.

Лучше возвести это в статус командных традиций.

В бюджете каждого проекта у нас в компании есть часть на неформальную жизнь проектной команды.

Это может быть поход на природу, пицца с пивом после рабочего дня или совместная закупка книг и «инвентаря» для хобби. У нас есть любители игры в пинг-понг, любительские команды по баскетболу и волейболу.

Внерабочие совместные активности играют исключительную роль, особенно при условии, что у нас в целом молодая команда (средний возраст 25-35 лет). В идеале — и в отпуск всем лучше уходить вместе, это может стать оригинальной HR-историей.

Завести комфортный офис

Несмотря на сложности в «офисном» вопросе, которые привнес ковид, ИТ-компании нужен дом. Хорошо, когда в нем комфортно каждому.

Кому-то важна возможность, не отрываясь надолго от работы, перекусить полезной едой, кому-то — провести небольшую спортивную тренировку или помедитировать в библиотеке.

Речь не просто про бенефиты, с которыми у больших корпораций проблем нет — например, принятые и у нас ДМС и возмещение расходов на мобильную связь — а про индивидуальный подход. HR-специалист может найти несколько вариантов проявить внимание.

Зачастую ребята объединяются в группы по интересам: им хочется учить английский язык или заниматься фитнесом. С этой инициативой они обращаются в HR, сообщают об условиях и требуемом бюджете. Мы стараемся найти предложения в партнерских сетях с хорошей скидкой.


Читайте также:

4 простых шага, чтобы построить доверие в команде

Организуем летнюю школу, чтобы собрать команду: зачем это бизнесу


Однако влияние пандемии все же не стоит сбрасывать со счетов.

По нашим наблюдениям, девять из десяти сотрудников хотели бы продолжить работу из дома и приходить в офис изредка, для решения технических или организационных вопросов. Поэтому необходимы удобные онлайн-инструменты для бронирования рабочих мест, планирования присутствия людей в мобильном офисе.

Кроме того, более популярными становятся онлайн-сборы, интересные семинары, доступ к электронным курсам, кинотеатрам и библиотекам. Это прекрасная возможность проявить персонализированную заботу о сотрудниках.

Успех любых инициатив по адаптации и мотивации и персональному отношению к каждому сотруднику зависит от формирования именно корпоративных HR-институтов.

HR-департамент — это не только рекрутмент, но и системная работа с сотрудниками на разных направлениях. При этом сотрудник не должен думать, какой бюрократический аппарат стоит за плечами его непосредственного руководителя.

Вывод

В стартапах число сотрудников обратно пропорционально амбициозности команды: их мало, но они «в тельняшках».

И в большом бизнесе можно создать стартап-атмосферу: ее составляющие уже хорошо изучены, структурированы и несложно реализуются. Это позволит нанимать лучших, укреплять связи в команде и мотивировать на создание уникальных продуктов.

Фото на обложке: Shutterstock / GaudiLab

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ТЕГИ
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти

Материалы по теме