Top.Mail.Ru
Колонки

10 лет в банке, поездка в США, вложенные $500 тысяч и два года без дивидендов — вот что значит «свой бизнес»

Колонки
Даниил Кручинин
Даниил Кручинин

Основатель маркетплейса eTicket4

Виктория Кравченко

Даниил Кручинин, основатель маркетплейса eTicket4, рассказывает историю своего бизнеса, которая вроде и объясняет, почему люди уходят с постоянной работы в предпринимательство, но и показывает, какой нелегкий путь стоит за этим решением.

«"Уйти в свободное плавание" — крайне неточная фраза. Никакой свободы со своим бизнесом ты не получаешь» — почему? Читайте в материале.

10 лет в банке, поездка в США, вложенные $500 тысяч и два года без дивидендов — вот что значит «свой бизнес»

Сначала были 10 лет в банке…

Я прочитал на Rusbase статью «Почему банкиры уходят в стартаперы», и захотел рассказать о себе. Я ведь тоже бывший банкир. Правда, я не люблю стартаперов, поэтому зовите меня предпринимателем.

Я всегда мечтал стать предпринимателем. Но прежде чем заняться собственным бизнесом почти десять лет проработал в банковском секторе.

Потом уехал в США учиться английскому. Жил в Чикаго. Естественно, сходил посмотреть матчи местных легендарных команд в NBA и NHL.

Впечатлений масса: полные стадионы, праздничная атмосфера. Что меня поразило: при аншлаге билеты все равно можно запросто купить через интернет по $50-70 – и это ниже номинала, чем если брать их через кассы. И это легально: билеты продают специальные компании, которых в России до сих пор называют перекупщиками или даже спекулянтами. Но в США и странах Европы это легальный бизнес, часть экосистемы.

… а потом пришла идея

Вот тогда мне пришла идея, что в России точно не хватает подобного сервиса. Я обсудил идею с разными людьми, в том числе с местными (американскими) участниками рынка.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Я вернулся с идеей в Москву, нашел единомышленников, мы вложили $500 тыс. собственных средств. Полгода у нас ушло на разработку сервиса, в сентябре 2016 года мы запустили наш маркетплейс.

Какие были траты?

  • На разработку и обслуживание платформы к моменту запуска ушло 8 млн рублей,
  • На маркетинг3 млн рублей,
  • На дизайн и верстку платформы, административные расходы, производство видео- и анимационных роликов, а также на сотрудников ушло по 1 млн рублей.
  • Всего получилось 13,5 млн рублей. На остальные деньги мы продолжали развивать платформу, позднее вложив ещё примерно $100 тыс. (например, на разработку биржи для брокеров, внешнего двухстороннего API для билетных агентств, чтобы собирать все предложения по вторичному рынку, «прогнозного» алгоритма), но уже в июне этого года вышли на самоокупаемость.

Не спекулянты, а брокеры!

Любой желающий может купить или продать билеты на мероприятия с помощью маркетплейса. Мы это называем «вторичным рынком билетов», в СМИ любят говорить о спекулянтах, а во всем мире, как я уже говорил – это легальная часть рынка, на которой работают такие монстры, как, StubHub, Ticketbis (обе купил eBay, Ticketbis – в прошлом году примерно за $165 млн) и viagogo.

В первые месяцы наши обороты были в районе 1,5-2,5 млн рублей в месяц, однако со временем количество зарегистрированных брокеров на сайте выросло (сейчас их примерно 1000), а платформа становилась более узнаваемой.

Здесь помогло и то, что мы стараемся развиваться, предлагать новые технологии, продукты (биржа брокеров, прогнозная статистика по рынку в реальном времени), и, естественно, реклама. У нас есть небольшой рекламный бюджет – в основном это контекст и социальные сети.

Наша стратегия подразумевает самоокупаемость, и рекламные кампании бюджетируются каждый месяц исходя из дохода предыдущего месяца. Пока могу сказать, что рекламные бюджеты постепенно растут.

А это не запрещено? Или пережитки СССР

На Западе никто не называет перекупщиков билетов «спекулянтами» — это брокеры или реселлеры. Мы их тоже зовем брокерами. В разных странах разные законы. В США перепродажа не запрещена, в Великобритании запрет только на футбольные матчи, во всех остальных случаях надо просто договориться с организаторами.

Из всех учебников экономики мы знаем, что любая цена напрямую зависит от спроса: чем выше спрос, тем выше цена, и наоборот. На Западе и во многих других странах все так и работают.

В России такой подход никого не возмущает в случае с любым другим товаром: дефицит всегда вызывает подорожание. Авиабилеты продаются именно по такой системе. Но в случае с билетами в театр гибкое ценообразование почему-то вызывает вопросы.

Было бы логично, если бы такая система появилась на официальном уровне… Пока же рынок, как это всегда бывает, без государственного участия сам выбирает наиболее логичный способ существования.

И все-таки в России правила на вторичном рынке во многом по-прежнему диктуются старой моделью. Есть старожилы, которые работают на рынке еще со времен СССР. Есть закрытые биржи, которые действуют по своим правилам. Сам по себе рынок довольно консервативен. Со стороны зайти тяжело – думаю, поэтому зарубежные компании до сих пор не проявляют высокой активности в России.

Кстати, вы тоже покупаете на вторичном рынке

Если вы покупаете билеты не в кассах, а в интернете, скорее всего, вы покупаете билет на вторичном рынке. На Кубке Конфедераций по футболу, который в этом году проходил в России, по статистике 40% билетов были куплены на вторичном рынке. На некоторые матчи больше половины билетов продавались ресселерами. В следующем году Россия принимает уже Чемпионат Мира по футболу…

Мы хотим, чтобы в России с билетным рынком произошло то же самое, что и в развитых зарубежных странах: легализовать большую часть вторичного рынка.

И здесь все-таки не обойтись без брокеров – людей, которые устанавливают рыночную стоимость билетов и помогают организаторам продавать, а покупателям — покупать билеты.

Как купить билеты дешевле

  1. Если покупать билеты перед самим событием, минут за 30-40, то можно договориться о хорошей скидке 20-40%. Большинство брокеров находятся на мероприятии и готовы сразу передать билет, а если билет электронный, то они сразу пришлют его на почту. Такие сделки называются сделками last minute.
  2. По номиналу или даже чуть дешевле можно купить у людей, которые купили билет, но не попадают на мероприятие. Вряд ли вы сможете их найти самостоятельно, если только вам повезет и это будут ваши знакомые или знакомые ваших знакомых. На маркетплейсе же такие объявления публикуются регулярно, люди хотят просто вернуть деньги или хотя бы часть денег, а не заработать. Поэтому и билеты недорогие.

Как изменилась моя жизнь

Классический вопрос: как изменилась жизнь после открытия своего дела? Мне сложно ответить на него. Я в первую очередь предприниматель и всегда им себя ощущал, независимо от того, работал ли по найму, или создавал бизнес с нуля.

В банках я был сам себе предприниматель и относился к работе как к своему бизнесу. Кстати, это помогает выстраивать доверительные отношения с руководителями, мы были в каком-то смысле на равных.

Конечно, моя жизнь изменилась. «Уйти в свободное плавание» — крайне неточная фраза. Никакой свободы ты не получаешь.

Да, я могу теперь работать где угодно, в любой точке мира, был бы интернет и ноутбук. Могу полноценно реализовывать свои бизнес-идеи, экспериментировать (сейчас, например, мы думаем над внедрением в наши процессы технологий блокчейн, для меня и для моей команды это абсолютно новая тема, так что мы в процессе постоянного обучения). Но свободней ты не становишься.

Ничего нового не скажу – прибавляется ответственности за свое дело и за сотрудников. Правда, я не из тех, кто считает, что собственный бизнес – это работа 24/7, наоборот, занимаясь собственным бизнесом ты должен стремиться выстроить так процессы, чтобы работать по минимуму.

Многих еще интересует вопрос личных доходов...

Вырастут ли они, если заняться собственным бизнесом. Но я, да и многие другие предприниматели, занимаются своим делом не из-за денег, а чтобы заниматься своим делом. В этом и есть смысл.

В любом случае сейчас о каких-то больших личных доходах говорить не приходится. Компания смогла выйти на оборот в 10 млн рублей в месяц, к концу года мы надеемся увеличить его вдвое. Но согласно нашей финансовой модели, только после первых 2 лет мы – основатели – сможем выплачивать себе хоть какие-то дивиденды. Пока же все вырученные денежные средства реинвестируются в платформу для развития.


Материалы по теме:

«Когда мама узнала, сколько я зарабатываю, она сказала: "Брось эту работу, вас посадят!"» – Михаил Фридман о первых деньгах, принципах и семье

«Самое правильное решение в жизни!» — 7 предпринимателей, которые кардинально сменили профессию

Как топ-менеджер с немецкими корнями приехал в Россию, чтобы инвестировать в стартапы

Купил сейчас – потом заработаешь: самые перспективные районы мира для покупки недвижимости

7 главных отличий венчурных инвесторов от традиционных

11 крупных компаний, которые сменили логотип в 2017 году

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 История Веры Фирсановой: как в 19 веке девушка развила успешный строительный бизнес
  2. 2 Кто покупает Ferrari: портреты клиентов из биографии Энцо Феррари
  3. 3 «Инвестиции — это игра чисел». Интервью с основателем Improvado
  4. 4 Компании, которые успешно масштабировались, не покидая Россию
  5. 5 5 компаний, которым кризис пошел на пользу: что стоит почерпнуть из их опыта?
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее