От пастора к банкиру — от хирурга к IT... Алексей Скорик, PR-консультант в Vinci Agency, собрал истории неожиданных перемен в карьере бизнесменов.
Мы теперь уверены, что смена деятельности — это всегда сложно, но очень интересно и перспективно. Эти семь историй — доказательство.
Путь 1: от пастора к банкиру
Борис Дьяконов, управляющий директор банка для предпринимателей «Точка»
Этап 1. Сисадмин
В детстве я увлекался компьютерами, и в этом направлении развивался, даже какую-то олимпиаду по информатике выиграл, а где-то в старших классах школы, лет в 15-16, почувствовал призвание служить людям, поэтому решил стать пастором.
На время моей учебы в Штатах (закончил с отличием Centenary College of Louisiana, выпустился как Bachelor of Arts) пришлось активное развитие технологии Web, и, поскольку заниматься этим было особо некому, я заделался веб-мастером и сисадмином всей школьной сети — администрировал «электронку», веб-сервисы, компьютерные залы.
Этап 2. Пастор
Когда вернулся в Россию, началось моё служение в качестве пастора в методистской общине (протестантская конфессия, распространенная главным образом в США, Великобритании, Aфрике, Южной Корее, Европе) в небольшом городе под Екатеринбургом.
Мы помогали больницам, поддерживали интернет-проекты для слабовидящих. Я, честно говоря, не искал особо работу, тем более в банке. Изначально хотел пойти работать сисадмином или веб-мастером в крупнейший на тот момент системный интернет-провайдер – «Уралрелком».
В провайдер меня не взяли ни тем, ни другим, зато один из крупных банков в Екатеринбурге, который только что сделал свой сайт, очень меня «обхаживал», соблазняя свободным графиком и возможностью работать на полставки. Я согласился, и это было за месяц до кризиса 98-го года.
Этап 3. Потом пришлось выбирать
Случился кризис и меня каким-то чудом не сократили — руководство, видимо, верило в информационно-технологическое будущее отрасли, но просто администрировать сайт было скучно, поэтому я предложил сделать такой сайт, через который клиенты реально могли бы управлять своими деньгами. Я совмещал пасторское служение и работу по созданию банковского сайта, интернет-банка и интранета пару лет. А чуть позже возглавил всю банковскую сеть — серверы, «локалку», был, по сути, старшим сисадмином, развивая параллельно веб-сервисы.
В 2002 году вступило в силу внутрицерковное правило, согласно которому больше нельзя было совмещать работу где-либо со служением.
Я остался работать, перешел после четырех лет из «Северной Казны» в «УралКонтактБанк» (будущий Банк24.ру), где занимался не только ИТ, но стал потихоньку осваивать банковское ремесло.
Так я стал соучредителем, ответственным за всю операционную деятельность, и разобрался с тем, как работает розница, кредитование, продвижение, и собственно сама финансовая часть.
Этап 4. Руководство банком
Дальше было руководство Банком24 — мы занимались его трансформацией с Эдуардом Пантелеевым, и где-то на этом этапе я начал крепко ассоциироваться с банковским делом.
Оглядываясь назад, я понимаю, что всегда занимался, по сути, одним и тем же: раньше я собирал вокруг себя общину, которая вдохновлено помогала другим — сейчас мне нравится вдохновлять талантливых людей в «Точке».
Мне нравится, когда мы все вместе создаем меняющий опыт финансовый продукт. Мне по-прежнему нравится, когда жизнь людей делается проще, понятнее. Выходит, что пастором, что в банке — моя жизнь по-прежнему про вдохновение.
Путь 2: из скучного найма в короли вечеринок
Алексей Жарков, основатель сообщества предпринимателей BizFam и сервиса BINDX
Этап 1. Консалтинг и финансы
До собственного бизнеса я работал в консалтинге (2 года в BCG), в финансах (2 года в инвестбанке Citigroup) и в фонде Private Equity (2 года в Delta Private Equity).
Конечно, в финансах было скучнее — ты делаешь финансовые модели, готовишь меморандумы, ведешь переговоры по поводу слияний и поглощений. Это не так захватывает как работа в консалтинге.
Когда я попал в Private Equity фонд, мы много взаимодействовали с предпринимателями, искали потенциальные цели для инвестиций. Тогда мне и захотелось сделать что-то свое.
Этап 2. Первый предпринимательский проект
У меня не было цели идти в нетворкинг, все получилось само собой и началось во время работы в Citigroup. Над сделками, как правило, работают по 40-50 человек из разных стран и офисов, и во время конференц-звонков ты очень много со всеми общаешься.
Я визуал, и мне было интересно хотя бы посмотреть на этих людей, когда все закончится. Поэтому после завершения сделок, я пригласил народ в кафешке.
Потом снова и снова, и как-то это вошло в привычку и постепенно превратилось в нечто более крупное, что требовало отдельной команды и отдельного внимания. Оказалось, это пользуется спросом, и я ушел в нетворкинг.
Моим первым предпринимательским проектом была генеалогическая сеть Familyspace. Мы достаточно быстро привлекли деньги ВТБ Капитала — раунд был 1,5 млн долларов. Через несколько лет фонд продал долю частным инвесторами, и стратегия проекта поменялась.
Этап 3. Стартап по автоматизации b2b-продаж с использованием AI
Я продолжал собирать нетворкинговые встречи, потому что они были полезными. В какой-то момент, они стали настолько массовыми и стали требовать так много времени, что пришлось относиться к ним как к основному проекту.
Я периодически получаю предложения о работе, контактов стало больше, офферов тоже. Я не исключаю для себя, что в какой-то момент времени могу вернуться в найм, но на данном этапе все наши силы брошены на запуск нового проекта BINDX – системы автоматизации b2b-продаж с использованием AI.
Путь 3: из маркетинга в каршеринг
Екатерина Макарова, сооснователь каршеринга BelkaCar
Этап 1. Маркетолог в IT-компаниях
Детей часто спрашивают, кем они хотят стать, и я почему-то всегда отвечала, что хочу работать в ФСБ. Родители посчитали, что силовой ВУЗ — это слишком, и я получила маркетинговое образование в техническом вузе. К третьему курсу я уже практически не читала учебники, а перешла на бизнес-прессу, понимая, что пойду получать MBA.
Дальше была работа по специальности: я всегда занималась маркетингом в ИТ-компаниях. Все друзья и однокурсники работали в маркетинге FMCG или в рекламных агентствах, и я думала - вот у них интересно, а у меня не очень, так как ИТ – это не очень весело. Я тогда не понимала, как мне все пригодится через 10 лет.
В задачи маркетолога ИТ в западных компаниях обычно входит общее планирование бюджета и партнерский маркетинг, так как в ИТ все, как правило, продается через партнеров и их нужно стимулировать продавать больше.
Этап 2. И тут звонок из «Стартап Академии»
Мыслей о предпринимательстве никогда не было, так как в детстве меня окружали бюджетники, а потом люди из корпоративного сектора. Но помог случай. Я ездила на некоторые лекции с интересными спикерами в «Сколково» и однажды, сидя на работе, получила от них звонок с приглашением поучиться в «Стартап Академии».
Я туда не собиралась, так как у меня был MBA, но внутренний голос подсказал, что нужно доехать и поговорить.
Еще я позвонила Лоре Сардар, моему сегодняшнему партнеру, и спросила, что она думает об этом. Она посоветовала съездить — я же ничего не теряла. В день приезда я подписала контракт. Это и подтолкнуло меня к собственному делу — в «Сколково» ты круглосуточно варишься в этом котле, и если у тебя нет идей для бизнеса, ты чувствуешь себя «не в своей тарелке».
Этап 3. А теперь Белка
Сейчас я отвечаю за ИТ, маркетинг и поддержку пользователей в BelkaCar. Все мои познания в ИТ очень пригодились, так как в создании сервиса задействована очень большая ИТ-часть. Меня не пугало, что я многого не знала, так как мы долго поднимали деньги, и мысль была только одна — запуститься.
Я ни разу не думала о возвращении к корпоративной жизни. В предпринимательстве видишь результаты своей работы и ощущаешь, что она имеет смысл. В корпорации же от тебя ничего не зависит.
Путь 4: от инвестбанкира к доставке еды
Петр Федченков, CEO и сооснователь сервиса доставки еды из магазинов Instamart
Этап 1. Аналитика в инвестиционно-банковском подразделении
Когда я учился на мехмате МГУ, услышал про такую профессию, как инвестбанкир. Узнал, что эти люди работают по 90-100 часов в неделю, и немедленно решил, что это показатель каких-то уникальных навыков. Поэтому на последнем курсе пошёл стажироваться в Goldman Sachs, а по окончании университета получил там работу на позиции аналитика в инвестиционно-банковском подразделении.
Мне сразу же крупно повезло: меня подключили к работе над IPO Яндекса, и в рамках этого проекта я встречался со всеми ключевыми сотрудниками компании, включая Аркадия Воложа.
В результате за 2 года работы я постепенно понял, что был неправ, когда считал, что ценность компании создают банкиры, размещая её акции или занимаясь слияниями и поглощениями. Тогда я впервые очень ясно увидел, что настоящую ценность компании создают предприниматели, а финансовые процессы — только следствие этой ценности.
Я понял, что по-настоящему хочу заниматься именно предпринимательством, и чтобы пойти туда максимально подготовленным, поступил на MBA в Гарвардскую школу бизнеса.
Этап 2. Спасибо, Гарвард! Я хочу быть предпринимателем
Учась в Гарварде, я все время смотрел на бизнес-возможности в Америке. Это был 2013 год, и местный сервис по доставке еды из магазинов Instacart тогда только-только набирал популярность. Я сразу обратил на него внимание, и мы с партнерами начали думать, как эту модель можно было бы внедрить в российских условиях.
Обучение заканчивалось, а я еще не был готов полностью заняться своей идеей. Поэтому, получив предложение от Baring Vostok Capital Partners, согласился.
Это давало уникальный опыт работы в области инвестиций в те же стартапы, плюс возможность поработать с легендарной Еленой Ивашенцевой. То, что мне пришлось делать как инвестору, было кардинально интереснее и сложнее чем то, что я делал как инвестбанкир, но конечная цель оставалась прежней — стать предпринимателем.
Этап 3. Когда свой бизнес — доставка еды из магазинов
В будни я занимался основной работой, а в выходные — Instamart, покуда постепенно он не перерос из хобби в серьёзный проект, требующий полноценных инвестиций и тотальной самоотдачи.
Спустя 2 года работы в Baring Vostok я решился окончательно уйти в предприниматели. Это было одно из самых правильных решений в моей жизни!
Да, концептуально в предпринимательстве несопоставимо больше рисков: ты голосуешь своими деньгами и не имеешь возможности рассчитывать на кого-то другого, потому что всё заканчивается на тебе и партнерах. Но ощущение, что ты наконец-то абсолютно верен себе и делаешь то, что ты действительно хочешь, окупает любые риски.
Путь 5: от хирурга к IT-проекту
Дмитрий Зарюта, основатель и CEO Easy Ten
Этап 1. Почти дописаная кандидатская
Может ли человек в 15 лет абсолютно точно выбрать то, чем он будет заниматься всю свою жизнь? Возможно. Смог ли это сделать я? Нет. У меня в семье много медиков, и, будучи школьником, я вдохновился работой своего дяди — он челюстно-лицевой хирург.
Я поступил в медицинский, где отлично учился, активно участвовал в общественной жизни университета, в результате к окончанию вуза имел в своей копилке пару приличных стажировок в Милане, почти дописанную кандидатскую диссертацию и приглашение на бюджетное место в Центральном НИИ Стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.
Этап 2. Своё маленькое кладбище
Всё было прекрасно в теории, но переезд в Москву и встреча с практической стороной медицины быстро вернули меня на землю. Я осознал, что хирургия — очень консервативная область, в которой главную роль играет опыт.
У докторов даже существует поговорка: «У каждого хирурга есть своё маленькое кладбище». Как правило, это кладбище ты нарабатываешь за первые 20 лет работы, потом у тебя начинает получаться.
Этап 3. Свой бизнес по изучению иностранных языков
Меня не устраивала ни скорость, ни принцип такого обучения и, когда в моей жизни появилась идея Easy Ten, я недолго раздумывал. В IT совершенно другая скорость профессионального развития: ошибки здесь не то, чтобы не наказываются, они поощряются.
Цена ошибки в IT — потерянное время, цена ошибки в хирургии — потерянная жизнь. Представьте себе врача, работающего по Lean-методологии.
В итоге я ни капли не жалею, что сменил белый халат на серую футболку и джинсы, а потраченного на медицинскую карьеру времени не жалко, так как это опыт, благодаря которому я точно могу сказать, что сейчас я на своём месте.
Путь 6: от
инженера к «Партии еды»
Михаил Перегудов, основатель и генеральный директор «Партии еды»
Этап 1. Слабенький инженер
У меня долго не было никаких склонностей к предпринимательству, ничто, скажем так, даже не намекало. Я не продавал игрушки в школе, не делал первый бизнес в 17 лет, а просто учился, потом поступил в ЛЭТИ (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет) на инженера, и первая моя работа после ВУЗа была по специальности.
Откровенно говоря, инженером я был слабеньким, и в основном болтал по ICQ с друзьями. Довольно быстро я понял, что раз такое происходит, значит, я все-таки не инженер.
Так я обнаружил, что меня гораздо больше интересует дизайн и маркетинг.
Этап 2. Директор по маркетингу
Пошёл и купил книги по основам дизайна, начал понемногу рисовать, уволился из инженеров и устроился на работу уже маркетологом в IT-компанию.
- Первый важный шаг — осознание, что нужно не просто продолжать работать по специальности, а найти то, что тебя интересует, как бы это ни отличалось от первоначальных планов.
- Ко второму важному шагу меня привели книги — за следующие пять лет я прочитал почти 200 книг на темы, связанные с бизнесом, продажами и маркетингом.
Со временем меня позвали директором по маркетингу в перспективный стартап вебинар.ру. Правда, для этого нужно было переехать в Москву, и это был серьёзный вызов. Я сидел и колебался: ехать — не ехать, но когда понял, что мне страшно сейчас, а потом я, скорее всего, буду жалеть, — окончательно решился.
За 4 года, что я проработал в Вебинар.ру, компания выросла с 5 до 100 человек, и когда я уходил, в моем отделе работало 15 человек.
Этап 3. Когда захотелось заработать много денег
А потом мне исполнилось 27 лет, я бегал в парке, и вдруг вспомнил какой-то давний уговор с самим собой, что к 30 годам заработаю миллион долларов. На тот момент это равнялось 35 миллионам рублей.
Я посчитал, что за оставшиеся 2,5 года заработать эти деньги в найме я смогу только при условии, что буду зарабатывать полтора миллиона в месяц. Это прозвучало так дико, что я понял — в найме я никогда не смогу заработать много денег, нужно искать другой способ… и свой бизнес был самым логичным вариантом.
Дальше мозг начал прорабатывать разные идеи, в конце концов, я выбрал одну, нашёл под неё партнеров… и на рынок вышла «Партия еды» Наверное, мой личный рецепт таков: даже если ты от природы совсем не предприниматель, нужные качества можно в себе развить на любом этапе. И для этого лучше не делать бизнес сразу после учебы, а устроиться в стартап, который быстро растёт, и быть там рядом с основателями, наблюдать, участвовать… это будет реальная возможность понять, как делается бизнес на всех этапах роста. Ну, и читать много книг, конечно.
Путь 7: от Голливуда через digital-агентство к авторемонту
Максим Снигирев, CEO Alfred
Этап 1. Универские вечеринки, веселье, контакты
Предпринимательская деятельность у меня началась еще в студенчестве. Мы создали промоутерскую группу и организовывали вечеринки для топовых вузов Москвы, вроде МГУ, ВШЭ, МГИМО, РЭУ им. Г.В. Плеханова, ГУУ, Финансовой Академии. Помню, мы особо не заработали, но контактов у нас появилось много.
На третьем курсе летом я поехал на четыре месяца в США по программе Work&Travel. Там работал на двух работах, зарабатывал приличные даже по сегодняшним временам $100 в день.
Этап 2. Нет Голливуду, да — бизнес-идеям
Из Штатов я вернулся совсем другим человеком. Там понял, что если я — человек, приехавший из страны третьего мира — могу своими умениями и минимальными знаниями выживать в незнакомой среде, работать, путешествовать, быстро обрастать контактами и чувствовать себя довольно свободно, то я смогу многое сделать и изменить и в своей среде.
Друзья родителей тогда предлагали мне остаться у них в Голливуде, получить американское образование и там же заняться бизнесом, но я понял, что в России, где вообще толком не было конкуренции, добиться успеха будет еще проще, и вернулся.
На третьем курсе я уже пошел работать и под впечатлением от американской поездки начал продумывать разные бизнес-идеи. Так, у меня родилась идея сделать мобильную рекламную сеть, которая будет в местах массового посещения рассылать контент по Bluetooth, а часть контента будет рекламным.
Идея показалась мне классной и я рассказал о ней товарищу, с которым мы познакомились в Штатах. Ему она тоже понравилась, и мы начали пилить софт.
Этап 3. Настоящий, первый, свой бизнес
Работая в банке, я тратил половину своей зарплаты на разработчиков, мы создали рабочий прототип, запустили первые тесты в кинотеатрах — оказалось, что эта штука работает, хоть и не без сложностей. Потом команда подразвалилась и мне пришлось собирать новую.
Новая команда еще более оптимистично восприняла эту идею. И уже через пару месяцев ребята ушли со своих текущих работ, продали свои машины, и мы принялись допиливать продукт и писать нормальный бизнес-план. На все это ушло около года. Параллельно мы искали инвестиции на венчурном рынке.
В итоге, сначала в нас инвестировал бизнес-ангел — отец одного из моих новых партнеров — а потом мы привлекли $2,5 млн от венчурного фонда. Это было в начале 2008 года.
Проект развивался, вырос до 22 человек, появились десятки коммерческих предложений от крупных брендов. Однако в начале 2009 года наступил кризис, мобильная реклама стала не нужна, а венчурные инвестиции, которые поступали траншами, были заморожены.
Из 22 человек осталось 5, и мы с моими компаньонами думали, что нам делать дальше, ведь инвестиций у нас больше не было, команда разбежалась, а идти работать на дядю мы не хотели.
Этап 4. Своё топовое digital-агентство
Так, более 7 лет назад мы стартавали с агентством JAMI и за это время смогли занять прочные позиции в топ-5 digital-агентств России с более чем 100 сотрудниками. За эти годы были реализованы проекты совершенно разного масштаба для одних из крупнейших рекламодателей.
Спустя 5 лет с момента старта, стало понятно, что агентство уже уверенно стоит на ногах, ключевых людей мы стали делать партнерами, а у нас накопилось довольно много экспертизы и появилось желание попробовать себя на больших рынках, где наши знания и компетенции могут привнести disruption.
Этап 5. Хочу на новый рынок, чтобы работать с тачками
Таким рынком для нас стала сфера авторемонта, где клиентский сервис находится на уровне 90-х годов, а сама отрасль на 80% пребывает в тени. Мы скинулись деньгами, выделили меня из агентской операционной работы, и я пошел собирать новую команду для MVP.
Сначала мы сделали MVP классического маркетплейса, но, несмотря на красоту идеи, глобально она не работала. Тогда мы сделали pivot и запустили консьерж-услугу Alfred.
Наша компания предоставляет автовладельцу персонального помощника, который за 2 тысячи рублей берет на себя все хлопоты по обслуживанию автомобиля, контролирует качество ремонта и адекватность расценок сервиса.
Находясь там, где я сейчас, могу с уверенностью сказать — пробуйте, ошибайтесь, не опускайте руки и двигайтесь вперед. Только в таком случае к вам неизбежно придет успех.
Материалы по теме:
Я ничего не знала о русской культуре, но подумала: «Почему бы и нет?»
Кто такие фузионисты: кейсы на границе с реальностью
Без «подушки безопасности» и детального плана – как я начала свой бизнес
«Хочу жить с видом на горы и заниматься любимым делом». Как я сбежала из корпорации в свой бизнес
История одного халата: как стартаперы из России привлекли внимание всех
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025