Трудно быть брендом: чему стоит поучиться у Стива Джобса

Екатерина Кононова

Генеральный директор лаборатории личного брендинга BAKE Pro, основатель Школы личного брендинга

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко

Екатерина Кононова, генеральный директор лаборатории личного брендинга BAKE Pro и основатель «Школы личного брендинга», начинает на Rusbase серию материалов о брендинге известных личностей, в рамках которой расскажет о том, какие ролевые модели использовали и используют в своей работе успешные предприниматели.

В первом материале речь пойдет об иконе личного брендинга – Стиве Джобсе.

1. Тип предпринимателя


Стив Джобс — икона личного бренда, сильная, харизматичная личность. Это человек, который не боялся выставлять напоказ свои отрицательные качества.


Люди ежегодно выстраиваются в очередь за новой моделью iPhone, что еще раз подтверждает тот факт, что Стив Джобс сам стал человеком-брендом, то есть создал из собственной личности и жизненного пути ролевую модель.


Сплетение личной и бизнес-жизни настолько органично вписалось в общую маркетинговую стратегию фирмы, что даже после смерти главного идеолога его идеи и мысли продолжают жить, а автобиографические книги разлетаются миллионными тиражами.


2. Сильные качества


«У меня не было своей комнаты, я спал на полу у друзей, сдавал бутылки из-под колы за 5 центов, чтобы купить еды, а каждое воскресенье шел 7 миль пешком, чтобы раз в неделю хорошо поужинать в храме кришнаитов. Это было прекрасно!», — Стив Джобс, речь перед выпускниками Стэнфорда, 2005 год.

Стив Джобс — воплощение аскетизма и простоты в бизнес-среде. Человек, который прошел путь от нищеты до миллионных гонораров, но при этом никогда не выпячивал свой успех и как будто стеснялся внезапно свалившегося богатства. Это очень привлекало внимание публики, так как люди — фанатики своего дела, которые даже после успеха продолжают работать в поте лица, всегда вызывали доверие и любовь.


Чего только стоили водолазка и джинсы — неизменные спутники Стива Джобса на каждой презентации. Он всегда подчеркивал свой статус человека свободного и неискушенного. Говорят, никто не работал в Apple так, как его генеральный директор, который мог сутками не выходить из лабораторий.


Джобс олицетворял идею беззаветной отдачи любимому делу. Если он брал в руки очередную модель телефона и говорил, что это новая страница будущего — его словам доверяли до конца. За ним стоял он сам, который до миллиметра знал свой продукт и болел за него всей душой.


Стива Джобса считали самым непостоянным бизнесменом, который мог запросто завернуть готовый проект и переделать его полностью. Многие маркетологи считают, что такая публичность была частью стратегии Apple. Хотя, временами казалось, что Стив сошел с ума. Он мог снять целую партию с производства только из-за недостаточной идеальности цвета или формы. Несколько миллиметров иногда решали судьбу целой презентации или рекламной кампании.


Однажды, в 2000 году Стив Джобс объявил о полном изменении концепции магазина Apple, стоя у его дверей в день открытия на глазах у многочисленных поклонников. Партнеры сходили с ума от такого непостоянства, конкуренты высмеивали, а публика восхищалась и радовалась каждому новому скандалу. Стив олицетворял смелость и бескомпромиссность в том, что касалось его главного детища — техники Apple.


3. Уязвимость


«Я не могу вспомнить никакого другого бизнесмена, который бы рос, менялся и взрослел больше, чем Стив», – Брент Шлендер.


История Стива Джобса наполнена таким количеством ошибок и неудач, что иногда не верится, как этот человек смог выкарабкаться из череды кризисов и непонимания со стороны инвесторов. Его уволили из Apple за излишнюю самоуверенность и якобы желание разорить компанию, создавая новые гаджеты. И уход этот был громким и скандальным.


В сущности, мечта всей его жизни, которая почти была в руках, исчезла в один день. И все пришлось начинать заново: создавать компанию, продукт, продвигать его, настраивать весь процесс и, наконец, опять возвращаться к родным пенатам.


Этот удивительный жизненный путь стал визитной карточкой Стива, который никогда не скрывал от публики и то, что принимал легкие наркотики в университете, и то, что бросил беременную девушку, и то, что был уволен из Apple собственным же протеже, которого привел в компанию двумя годами ранее.


Благодаря этой откровенности Стив Джобс стал иконой для начинающих предпринимателей и живым подтверждением того, что возможно все, если верить в свою идею.


4. Лучшие PR-ходы


«Я не стремлюсь быть привлекательным для людей. Моё дело — заставлять их становиться лучше», — слова Стива Джобса CNNMoney.com Fortune, февраль 2008 год.


Идеально продуманные презентации, которые взорвали интернет и СМИ — визитная карточка Стива Джобса. Безусловно, это была четко продуманная стратегия, которая начиналась с качественной подготовки ажиотажа, вброса фотографий нового гаджета, создания ограниченного числа присутствующих.


На каждом выступлении в зале непременно присутствовали специальные люди, которые выбегали на сцену с целью украсть новый iPad или агитировали толпу на громкие аплодисменты. Стив никогда не выступал в костюме и при галстуке, его стиль был несколько развязным и нарочито простым, однако, его язык понимали все — от школьника до воротил бизнеса.


Он говорил об инновациях так, как будто продавал терку для кухни. В этом и заключался успех Apple — это была не просто рекламная кампания, а целое представление, которое в последние годы походило на выступление мессии, коим себя Джобс очень часто называл.


5. Чему стоит поучиться


  • Всегда отстаивать свои идеи, несмотря на осуждение со стороны;

  • Тщательно готовится к презентации продукта;

  • Использовать свои недостатки для усиления популярности;

  • Отстаивать свой продукт;

  • Быть проще и ближе к публике, не выставлять напоказ свою уникальность;

  • Быть миссией для людей;

  • Не бояться совершать ошибки.


Фигура Джобса — легендарная. Этот человек создал не просто империю Apple, он создал бренд из собственной жизни, который продолжает существовать даже после его ухода.


Материалы по теме:

Когда бренды объединяются с искусством: 5 ярких кейсов

Тест на верность: как завоевать лояльность пользователей

Для чего брендам нужна «открытость». Учимся у лучших

Золотые правила нативной рекламы, которые пора запомнить каждому

Эпатаж-маркетинг: как применять и к чему это может привести

Пять свежих PR-провалов и как их можно было «отработать»

Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Sibos
16 октября 2017
Ещё события