Истории

«Дважды в жизни я начинал проекты без доказательства, что они заработают. И дважды они выстреливали»

Истории
Софья Федосеева
Софья Федосеева

Независимый обозреватель, экс-редактор Rusbase

Софья Федосеева

3 июня в Москве прошел полуфинал конкурса Visa Everywhere Initiative. Среди спикеров был Григорий Бакунов, популяризатор программирования, директор по распространению технологий «Яндекса», руководитель сервиса «Яндекс.Здоровье».

Он рассказал на примере проекта по поиску синхронистов о том, как проверять гипотезы, когда не нужно заниматься разработкой и где искать истинные желания потребителей.

«Дважды в жизни я начинал проекты без доказательства, что они заработают. И дважды они выстреливали»

О гипотезе и поиске синхронистов

Вначале появляется идея. Идея – штука очень сырая, поэтому ее нужно превратить в гипотезу.

Гипотеза – это набор объяснений того, как или почему ваша идея будет работать. Дальше я перехожу к различным экспериментам, которые позволяют проверить эту гипотезу. И только после этого я приступаю непосредственно к реализации.

Некоторые стадии иногда можно пропустить. Я, конечно, предпочел бы пропустить стадию идеи. Потому что есть такая хорошая фраза, ее много лет говорят люди, занимающиеся стартапами: «Идея сама по себе ничего не стоит». Очень интересная и правильная мысль.

Прежде всего, как только у вас появилась какая-то гипотеза, нужно проверить, есть ли вообще запрос на решение конкретной проблемы. Поясню на примере. У меня был небольшой стартап с очень простой идеей: мы придумали мета-сервис, который помогал находить переводчиков-синхронистов. С этими специалистами есть две большие проблемы:

Премия молодых предпринимателей Young Awards 2021. Подать заявку.

  1. они все очень разного качества,
  2. если синхронист нужен срочно, то непонятно, где его искать.

Но эти проблемы становятся очевидными тогда, когда вы уже знаете рынок. А мы в тот момент не знали. Первое, что мы сделали, это начали во всех доступных нам поисковиках – двух – вбивать фразы «синхронный переводчик», «синхронный переводчик сентябрь», «синхронный переводчик сентябрь 2014». Во-первых, оказалось, что они все заняты, а во-вторых, информацию о них невозможно найти.

Когда мы копнули глубже, то обнаружили, что есть и другие запросы – уже от самих переводчиков.


О «Вордстате»

Есть прекрасные сервисы, которые работают вместе с поиском. В случае с «Яндексом» он называется «Вордстат»: вы пишете слово, а он показывает статистику по запросам.


Это – бесконечный источник понимания, чего же на самом деле хотят люди.

Но я, к сожалению, знаю статистику этого сервиса – им пользуется очень мало людей. А зря – именно благодаря «Вордстату» мы решили сделать мета-сервис по поиску синхронистов. Мы обнаружили, что и у синхронистов есть такой запрос: «работа синхронного переводчика сейчас» или «работа синхронного переводчика сентябрь 2014».

Самая большая проблема мета-сервисов – сервисов с двойным рынком – это отсутствие одной из двух сторон: либо спроса, либо предложения. А мы увидели, что есть и та, и другая сторона.

Конечно, это не единственный способ – есть поиск по социальным сетям. Все знают, что с Facebook это не работает, но можно воспользоваться Twitter. Стоит посмотреть, о чем пишут люди в социальных сетях и просто в интернете. Это вообще-то спасает.


Как сэкономить на разработке

Следующая стадия – «не надо ничего разрабатывать». На этом этапе разработка стоила бы нам кучи денег. Поэтому мы наняли человека из Тулы, который получал 15 тысяч рублей в месяц. Если угодно, могу перефразировать – на прототип мы потратили 15 тысяч рублей.

Фото: Unsplash

Как это выглядело – девушка из Тулы забивала в поисковую систему запросы: «синхронный переводчик», «синхронный переводчик портфолио», находила по этим ссылкам людей, обзванивала их и говорила: «Давайте я составлю ваш календарь, когда у вас будут пустые слоты, я буду предлагать мероприятия».

Она же создала несколько страничек в соцсетях, на которых была вся информация о том, как организовать мероприятие с синхронистом. Все. Бизнес начал зарабатывать уже в этот момент.


О вливаниях и «поисковых наркоманах»

Очень важно с самого начала придумать, как ваш сервис будет жить без дополнительных вложений. Конечно, придется выделять дополнительные деньги в маркетинг и продвижение, но идеальный сервис должен воспроизводиться сам по себе.

В нашем случае все было именно так – синхронисты начали рассказывать друг другу об этой «девочке, которая составит твой календарь и будет добавлять туда мероприятия». А техническое решение появилось только через год.

Конечно, никуда не денешься от покупки рекламы – особенно в первое время. Но если вы считаете, что сможете существовать только за счет рекламы или поиска – бросайте это дело.

У моих американских друзей есть потрясающая формулировка для компаний, которые всю жизнь зависят от результатов интернет-поиска: «Поисковые наркоманы». Это те сервисы, которые живут исключительно с трафика поисковых систем.

Я как представитель поисковой системы хочу сказать, что не бывает стабильной поисковой выдачи: сегодня вы находитесь на первой странице, а завтра вас относит на шестидесятую. Это норма – так должен жить интернет.


Итог

Дважды в жизни я начинал проекты, у которых не было ни единого доказательства, что они заработают. И дважды они выстреливали – иногда достаточно того, что вы очень верите в проект. Но так происходит не всегда. Я бы даже сказал, что если это ваш первый бизнес, то именно так делать не надо, потому что бизнес – штука контринтуитивная. А решения, основанные на интуиции, часто бывают ошибочны.

Фото: Unsplash

Нужно проверять, хотят ли люди, чтобы вы решили эту задачу. Это делается ненапрямую – никогда никто не искал в интернете «сервис по поиску синхронных переводчиков». Нет, вру – их было четыре человека в месяц. А вот сама услуга все время показывала, что в ней есть проблема.

Еще важно обращать внимание на формулировку. Если человек говорит, что хочет «суперсовременную лошадь, которая может бегать со скоростью 60 км/час», – это не означает, что ему нужна лошадь. Возможно, ему нужен велосипед или мотоцикл.


Материалы по теме:

Как найти стартовый капитал для идеи мечты? Опыт молодого CEO

8 вопросов, которые нужно себе задать перед разработкой приложения

Как рождаются бизнес-идеи? Семь предпринимателей делятся своими историями

Нам удалось сделать востребованным инновационный продукт. И вот как

Быстрое тестирование гипотез на малых оборотах: как запустить пилот с Faberlic

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 6 советов, как вести жесткие переговоры без жести
  2. 2 Собираем донаты и проводим аукционы: секреты монетизации деятельности в Clubhouse
  3. 3 U Skillz проведет онлайн-конференцию по теме глобальных предпринимателей
  4. 4 Международная конференция Deep Food Tech. Москва. 20 мая.
  5. 5 Платформа для маркетинговой аналитики SegmentStream привлекла $1 млн
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти