Top.Mail.Ru
Истории

«Это полный сдвиг в мышлении»: как технологическая Япония возвращается после долгого сна

Истории
Елена Лиханова
Елена Лиханова

Старший редактор RB.RU

Елена Лиханова

Японская индустрия технологических стартапов уже давно стала жертвой ленивого комфорта. Здесь не принято рисковать, и в одной из богатейших стран мира насчитывается всего 10 единорогов.

Однако сейчас Япония на пороге нового этапа: молодежь уже не хочет посвятить жизнь одной компании, а правительство запускает инициативы по поддержке стартапов.

О том, как страна выходит из многолетней спячки — в пересказе материала Rest of World.

«Это полный сдвиг в мышлении»: как технологическая Япония возвращается после долгого сна
  1. Истории

Шо Хаяси мог бы стать ходячим клише в Сан-Франциско или Остине. 33-летний фаундер, за плечами которого 2 успешных стартапа и несколько ученых степеней, встретился со мной в залитом светом коворкинге перед тем, как улететь за границу на выходные для проведения встреч.

Но здесь, в Японии, Хаяси — революционер нового поколения. Будучи выпускником элитного Токийского университета, он мог ожидать, что посвятит жизнь одной работе; возможно, станет международным дипломатом или устроится в такую проверенную временем корпорацию, как Mitsubishi.

Поворотный момент для Хаяси наступил, когда он посетил масштабную конференцию стартапов в Сингапуре в 2010 году — и понял, что у Японии нет ни одного представителя. Разочарованный, он вызвался стать им сам и нашел новое призвание: предпринимательство.

«Я понял, что дипломаты ничего не создают; они просто ведут переговоры, основываясь на том, что есть, — признается Хаяси. — Я хотел создавать. Это изменило мою жизнь».

Япония — третья богатейшая страна мира, но на ее счету всего 10 единорогов. Для сравнения, в США их более 600, а в Китае — свыше 300.

Долгие годы стартап-сцена Японии сдерживалась замкнутыми и непримиримыми корпоративными лидерами и стареющим населением, не склонным к риску, чей страх перед инновациями превратил некогда футуристическую нацию в цифровое захолустье.

Однако за последние несколько лет все больше и больше людей, подобных Хаяси, отклонялись от намеченного пути. Их выбор подкрепляется рекордными инвестициями в технологические стартапы, новыми инициативами городского правительства, направленными на поддержку начинающих предпринимателей, и налоговыми льготами.

В сочетании с пандемией, которая спровоцировала изменение поведения, это привело к поворотному моменту. Сейчас технологическая индустрия Японии, возможно, наконец-то начинает освобождаться от десятилетней инерции.

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.

«Это полный сдвиг в мышлении», — говорит 28-летний Кента Ивата, менеджер сообщества в междисциплинарном проекте Shibuya QWS. Запущенный в конце 2019 года гигантом в сфере железных дорог и недвижимости Tokyu Group, QWS представляет собой радикальную концепцию в Японии: корпоративное пространство, объединяющее сотрудников крупных компаний и учреждений.

Сотрудники QWS, такие как Ивата, помогают поддерживать эти связи и подталкивать людей к общению.

«Пятьдесят лет назад Япония занимала первое место по темпам роста, так что можно было стабильно работать в одном месте всю жизнь. Но это означало общаться с людьми только из собственной компании. То, что мы предоставляем, — это прозорливость, место, где сотрудники-единомышленники могли бы создать новую компанию. Еще лет 5 назад QWS бы не появился».

По словам Хаяси, пандемия помогла ускорить этот сдвиг: «Сейчас нет ничего необычного в том, что люди увольняются с работы и присоединяются к стартапу. Во время пандемии люди начали задумываться о том, как они на самом деле хотят работать, запускать побочные проекты или устраиваться на две или более работы, даже в середине карьеры. Мы стали открыты к новому».


Читайте по теме:

Японские власти начали тестировать ChatGPT в борьбе с бюрократизмом

Японские компании объединились для создания «экономической зоны метавселенной»


В огромном лофте под открытым небом царит суета. Молодые японцы болтают и хихикают, проходя мимо, некоторые присаживаются пообщаться за длинными столами из светлого дерева. Слышны звонки смартфонов и стук клавиатуры, а из общей кухни на втором этаже доносится пикантный аромат японского карри.

Японская индустрия технологических стартапов уже давно стала жертвой ленивого комфорта. Пять лет назад я беседовал с покойным исследователем Азии Эзрой Фогелем, автором бестселлера «Япония как номер один».

Он вспоминал, что в то время как его китайские друзья были настроены оптимистично в отношении своей экономики и зарубежных планов, его друзья в Японии боялись своих безрадостных перспектив — и все же они предпочитали оставаться дома. Казалось, одна работа на всю жизнь — это лучше неопределенности.

«Япония стала очень комфортным местом для жизни, — рассуждал Фогель. — Возможно, даже слишком комфортным».

Однако с 2018 года финансирование и благожелательность к стартапам росли. Такие инициативы, как Shibuya Startup Support и CityTech Tokyo, финансируются городским правительством и помогают основателям получить доступ к местным ресурсам, необходимым им для запуска компаний.

Правительство района Сибуя проявило особую активность, запустив программу стартап-виз для привлечения зарубежных предпринимателей и установив партнерские отношения с такими консультантами по инновациям, как Egg Forward.

Изменение стимулов правительства к пенсионным инвестиционным фондам привело к тому, что государственные деньги потекли в венчурные компании, что в 2022 году привело к рекордному объему финансирования преимущественно в технологические стартапы. В том же году инвестиции в США и Европе сократились на 30% и 16% соответственно.

В сочетании с налоговыми льготами, в том числе для корпораций, стремящихся приобрести стартапы, эти проекты делают нынешний всплеск в Японии более ощутимым.

Впрочем, в отрасли довольно скептически отнеслись к амбициозным, но менее определенным правительственным инициативам — такие, как Национальное цифровое агентство и обещание премьер-министра Фумио Кисиды увеличить число технологических стартапов в 10 раз за пять лет — были восприняты промышленностью с некоторым скептицизмом.

Ян Фан, родившаяся в Китае и выросшая в США, работала программистом в Кремниевой долине. 6 лет назад она переехала в Японию и стала соучредительницей Code Chrysalis, буткампа по программированию, предназначенного в основном для корпоративных клиентов.

Code Chrysalis нацелен на восполнение дефицита инженеров в Японии, который одновременно замедлил разработку программного обеспечения и вынудил Японию привлекать разработчиков из-за рубежа.

После переезда Фан не питала иллюзий. «Я говорила всем, чтобы они, по крайней мере, начинали карьеру в США, чтобы они могли научиться терпеть неудачи, — вспоминает она. — Здесь нет терпимости к неудачам».

Но последние события вызывают у нее оптимизм. Она отмечает, что число слияний и поглощений в сфере технологий растет, и выпускники ведущих университетов Японии устраиваются в стартапы. Стало модным работать в Google, Netflix и Facebook*, даже если эти бренды могут мало что значить для их родителей.

«В Японии происходит большая смена поколений. Но придется найти правильный баланс между старой Японией и формирующейся новой Японией» — говорит Фан.

По ее словам, после пандемии со стороны крупных корпораций возрос спрос на навыки программирования в целом. «DX, рескиллинг, agile — все это громкие модные словечки… Каждая крупная японская компания изучает, что нужно делать, и у нее есть для этого деньги». В настоящее время среди клиентов стартапа инвестиционный банк Nomura и первый в стране единорог: сайт Mercari, работающий в сфере e-commerce. 

Исторически сложилось так, что внешнее давление, или гайацу, приводило к переменам в Японии. В наши дни существует большое давление изнутри страны. Неуклонное сокращение численности населения уже привело к острой нехватке рабочей силы. По оценкам, население Японии сократится примерно со 125 млн в 2023 году до 97 млн к 2050 году.

Кроме того, в стране довольно слабая цифровая инфраструктура. Это стало заметно во время пика пандемии из-за медленной и неэффективной кампании по вакцинации, основанной на рассылке по электронной почте, и необходимости оформления большого количества документов для въезда в страну.


Читайте по теме:

Япония была мировым лидером технологических инноваций. Что пошло не так?

«Лучше закрыть компанию, чем продавать ее»: предприниматели в Японии не могут найти себе преемников


Томонори Иида описывает это как момент расплаты. Он возглавляет программу, направленную на обучение пожилых японских сотрудников цифровым навыкам, частично осуществляемую корпорацией Benesse.

«Я думаю, что COVID-19 заставил нас осознать, насколько уязвимыми мы были без цифровизации. Многое просто остановилось или застопорилось, — говорит Иида. — Для нас это был тревожный звонок, заставивший руководителей правительств и корпораций приступить к действиям».

Японская технологическая сцена наконец-то обрела некоторый импульс, энергию, которая ощущается осязаемо. Но действительно ли она готова создать что-то новое для остального мира?

Юрист по международным финансам Юки Сирато, который также был инвестором-ангелом и входил в совет директоров нескольких стартапов, считает, что самые большие изменения на технологической арене Японии могут произойти через 5-6 лет. Для Кремниевой долины это целая жизнь, но для Японии с ее многовековой историей — стремительный скачок.

«Языковые и ментальные барьеры, нежелание рисковать — чтобы преодолеть это все, потребуется время», — говорит юрист Юки Сирато.

Японские технологические стартапы, вероятно, будут иметь другие ценности и цели, больше ориентируясь на инновации в финтехе, биотехнологиях и здравоохранении. Кроме того, они наверняка нацелятся на более прагматичные продукты, ориентированные на аппаратное обеспечение, такие как смарт-устройства.

Высокое качество жизни в Японии также не ускользнуло от внимания местных и иностранных предпринимателей — некоторые из них сомневаются в целесообразности быстрых действий и перемен в мире, который сейчас разваливается на части.

Сирато рассказывает историю своего американского друга, основателя компании, базирующейся в Токио, чей сын недавно получил опасную для жизни травму. По его словам, в США стоимость лечения сына превысила бы миллион долларов и обанкротила бы его компанию его друга. «Это просто не наша культура» — добавляет он.

Хаяси соглашается. «Я думаю, все дело в приоритетах. Если ваша единственная цель — максимизировать финансовую выгоду, вероятно, разумнее работать за более высокую зарплату за границей. Но Япония — это место, где общество отдает, и вы можете отдать что-то взамен» — считает он.

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ.

Источник.

Фото на обложке: Savvapanf Photo / Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Япония рассчитывает уменьшить зависимость от иностранных цифровых сервисов
  2. 2 Отслеживание сырья для пива, защита критической инфраструктуры и борьба с фейкньюс: блокчейн-дайджест
  3. 3 Как цифровая трансформация производства повышает энергосбережение: опыт Mitsubishi Electric
  4. 4 «Цифровая трансформация должна служить людям, а не наоборот»: как в Японии строят новое цифровое общество
  5. 5 Как выпускник МГУ развивает приложение LikePay в Японии
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!