Истории

Знакомьтесь: школа, где нет классных комнат, уроков и учебной программы

Истории
Анна Самойдюк
Анна Самойдюк

Ex-редактор направления «Истории».

Анна Самойдюк

Agora  – это школа в городе Рурмонд (Нидерланды) с совершенно новым подходом к образованию: здесь фокусируются на получении знаний, а не на обучении.

Знакомьтесь: школа, где нет классных комнат, уроков и учебной программы
Присоединиться

Никаких возрастных групп

В Agora учатся дети в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет, и каждому дают шанс контролировать собственный образовательный процесс. Они могут изучать темы, которые их интересуют. Кто-то читает про монгольских коней, кто-то – о патронусах в Гарри Поттере, скейтбордах и кузнечном деле. Работа учителя – которого здесь зовут коучем – наблюдать за всем этим.

Персонал Agora должен работать с каждым студентом над дальнейшим развитием учебного процесса, а также обеспечивать ощутимые результаты и подлинное развитие.

Роб Хоубен, основатель школы, описывает Агору как смесь университета (где вы получаете знания), буддийского храма (где вы можете думать), парка развлечений (где вы можете играть) и коммунального рынка (где вы можете меняться вещами). Каждый день начинается с «планерки» – школьники рассказывают, чего хотят достичь и какая помощь им в этом понадобится. Их одноклассники в это время сами могут предлагать какие-то идеи и советы.

Собственные столы

У каждого школьника есть стол, который он может обустроить так, как хочет. После планерки ученики приступают к проектам – они могут заниматься либо за своим столом, либо в любом другом месте: в компьютерной комнате, кухне или мастерской. После обеда наступает тихий час – только школьники не ложатся спать, а молча читают или думают. До конца дня дети продолжают заниматься проектной или групповой работой. С возрастом ученики могут выбирать более гибкое время обучения.

Фото: Medium

Больше всего школьникам нравится свобода изучать то, что они хотят. «Люди странно на нас смотрят. Только потому, что они учились в обычной школе, они считают, что все должны четыре раза в неделю заниматься математикой. Но в Нидерландах это не так. Правительство просит только обучить детей до определенного уровня за определенное время», – объясняет Роб.

Коучи управляют свободой учеников, но в то же время включают в программу вещи, которые они должны знать по закону. Например, все школьники к определенному возрасту должны знать теорему Пифагора, но они не обязательно должны познакомиться с ней на уроке математики. Учителя могут объяснить ее, допустим, во время анализа географической проблемы.

Частое использование мобильных телефонов

В Agora ученики часто пользуются мобильными телефонами и интернетом. «Все наши дети получают бесплатные Chromebook, и у них есть доступ к интернету целый день. Мы позволяем им пользоваться телефонами, потому что им нужно понять, как не стоит пользоваться телефоном в определенные моменты. А этому нельзя научиться, закрывая телефон в шкафчике, потому что тогда вам придется носить с собой этот шкафчик всю жизнь», – сказал Роб.

Школа может позволить себе Chromebook, потому что она не тратит много денег на учебники. «Если ребенок хочет изучать математику, он должен сказать мне, как он собирается это делать и какой учебник или другой цифровой контент он хочет использовать. Если ученик может объяснить, почему ему нужна эта книга, мы ее купим для него», – объяснил Роб.

Agora была открыта в 2014 году в рамках эксперимента, чтобы проверить, можно ли подойти к идее образования по-другому. Важно отметить, что именно со школьниками консультировались по вопросам, как будет выглядеть школа и чем в ней будут заниматься. Сейчас в ней учится 250 человек, желающих поступить туда еще больше. «В первый же месяц после открытия правительство пришло к нам и сказало: “Мы закроем эту школу”; а к концу дня нам сказали: “Ладно, не закроем”», – вспоминает Роб.

Фото: Medium

Как измерить прогресс без тестов?

Это хороший вопрос, и ответ на него дали не преподаватели, а ученики.

Egodact – программное обеспечение, разработанное тремя учениками Agora – Рафаэлем, Барухом и Рубеном – чтобы отслеживать не только задачи учащихся, но и их прогресс. Оно очень просто в использовании. Теперь ребята открыли свою компанию и стали продавать софт другим школам. Они написали бизнес-план, составили карту развития продукта и открыли счет в банке. Они начали свою задумку в четырнадцать лет.

Конечно, пока видно, что Agora – это школа. В ней есть аудитории и столовая, и отовсюду слышен детский смех. Но в ней есть залы для совещаний, которые ученики могут бронировать через свои телефоны, чтобы заниматься с группой или самостоятельно.

В школе также есть ресторан, с баром и кранами для пива. В будущем Роб планирует открыть здесь вместе со студентами ресторанный бизнес и обслуживать местное население.

Очевидно, он мечтает по-крупному, но этому есть оправдание: школа – действительно большое достижение, но выполнить его не всегда было просто. «Чтобы прийти к этому, мы много и усердно работали. Мы должны были быстро расти, потому что был высокий спрос, а поиск учителей и их переобучение – это вообще отдельный разговор!». Школа продолжит расширяться, а вместе с ней и преподавательский коллектив.

Чтобы найти и обучить персонал, нужно время. «Я всегда говорю коучам: “Не спрашивайте меня, что я думаю по поводу какой-то идеи. Спросите об этом учеников”. Я не управляю людьми, они могут сделать это сами. Наши учителя работают пять дней в неделю – четыре дня с детьми, и на пятом они наблюдают за другими преподавателями и дают им фидбек. Если они все сделали и у них остается время, я говорю им сходить в музей, лабораторию или на лекцию и рассказать, что они там узнали. Для этого и нужна школа. Нам нужно водить детей в разные места, потому что знания в основном можно найти не в школе, а за ее пределами», – поделился Роб.

Фото: Medium

К чему это все ведет? Традиционное образование не обучает навыкам, которых от нас требуют работодатели – эмпатии, коммуникабельности, способности работать в команде, гибкости, умению решать проблемы. Они дают много дат, фактов и формул. Дети в Agora обучаются по-другому: у них, как и у взрослых, вся информация находится в кармане, и они могут синтезировать и использовать ее по мере необходимости. И главным среди их soft skills является чувство уверенности в своей способности решать проблемы и общаться со взрослыми и друг с другом.

Такой будет работа в будущем. Agora и другие новаторские школы обучают детей навыкам, которые затем помогут им добиться успеха. «Я делаю это не для детей в нашей школе. Я делаю это для всех детей. Я хочу, чтобы так занимался каждый ребенок. Мне очень жаль, что так много людей находятся в нашем списке ожидания, но чтобы обучить персонал, требуется время. Тем не менее, каждый может этому обучиться, каждый может это сделать», – сказал Роб.

Источник. 


Материалы по теме:

Как вести переговоры с детьми

Как видеоигры помогают моей дочери приобретать важные жизненные навыки

11 школ, где детей научат собирать и программировать роботов

Почему тематические детские лагеря не лучший вариант для будущей карьеры ребенка

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Профессия 3D-моделлера: в каких нишах искать работу?
  2. 2 Как школьнику создать IT-портфолио
  3. 3 SWOT-анализ и «метод кругов»: как не ошибиться при выборе профессии
  4. 4 Лето с пользой: подборка IT и бизнес-лагерей для детей и подростков
  5. 5 Зачем бизнесу делать заведение kids-friendly