Top.Mail.Ru
Истории

Как заставить мозг запоминать прочитанное

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Владислав Афонин

Читаете книги быстро? Это не так важно, если материал не удается запомнить. Запоминание материала — это основной способ понять, разобрался ли в нем читавший или нет. Для студентов чтение связано с учебой, и во время обучения и экзаменации от них требуется повторить информацию в том или ином виде. Но и в бизнесе может потребоваться запоминание какого-либо материала. Поэтому для людей разного возраста важно знать, как лучше всего тренировать память.

У многих бывало так, что какую-то маленькую деталь не получилось припомнить в самый решающий момент. Но на любой стадии жизни хочется извлекать из литературы пользу. В статье расскажем про методики, которые помогают лучше усваивать информацию, и как можно улучшить память.

Как заставить мозг запоминать прочитанное
  1. Истории

Содержание

Память можно улучшить

Есть люди, которым везет с памятью. Эйдетическая память, которая также называется фотографической, помогает запомнить наизусть все — от номеров телефонов до песен или важных событий и годовщин.

Но это природный дар, а не результаты упорной работы над своими способностями. Память и концентрацию можно развивать.

На память действует целый ряд факторов, которые могут сделать работу по ее улучшению более или менее трудной:

  • Уровень интеллекта, возраст и опыт важны в вопросе того, насколько хорошо вы запоминаете. К сожалению, возраст не изменить, но если определиться с тем, какие из этих факторов влияют на память, можно их учитывать в дальнейшем.
  • Хорошая память требует отличного фундамента, то есть фундаментальных знаний. Именно так построена система обучения: сначала человеку даются основы, например, химии, а затем уже переходят к более трудной информации, например, органической химии. Чем больше у вас базовых знаний, тем проще запоминать более сложную новую информацию.
  • Мотивация — одна из важных факторов в способности запоминать. Тут дело не в интеллекте или опыте. Когда человек очень сильно любит тему, ему проще запоминать все, что с ней связано. Каждый день люди получают огромное количество информации из книг, музыки, новостей и прочих ресурсов. Часто люди могут контролировать, какую именно информацию получать. Если найти способ себя мотивировать, можно уложить в память огромное количество данных о желаемом предмете.
  • Метод, система или процесс запоминания также помогают памяти. Существует множество подходов к запоминанию, и мы поговорим об активном чтении, мнемонике и некоторых других методах. Но разным людям подходят разные способы улучшения памяти, так что имеет смысл попробовать несколько из них.
  • То, что запомнили, надо использовать, применять на практике. Если человек запомнил новое слово, его стоит произносить часто, возможно, каждый день. Также можно объяснить изученное кому-то еще, и желательно при этом использовать свои слова. Если человек получил новый навык, его тоже надо применять, когда возможно. Так поступают люди, которые учат языки. Если могут, они отправляются за границу, чтобы использовать свои знания каждый день. Если же такой возможности нет, то почти в любом городе можно найти специальные группы и практиковать речь с другими людьми, которые изучают тот же язык.

Почему мы забываем

Факторы, которые способствуют хорошей памяти, могут также объяснить, почему мы что-то забываем. Согласно исследованиям, некоторые из причин плохой памяти включают в себя следующее:

  • Текст для нас не значим или мы не можем увидеть в нем что-то значимое.
  • Нам не хватает базовых знаний.
  • Непонятно, что именно надо запомнить.
  • Мы просто не хотим запоминать.
  • Мы испытываем апатию и скуку, и они определяют наш подход к изучению текста.
  • Мы непривычны к учебе — отвыкли от нее по той или иной причине.
  • Плохая организация и низкая эффективность использования учебного времени мешают нам запоминать.
  • Знания никак не применяются.

Как видно из примеров, проблемы с памятью во многом связаны с различными возможностями улучшения памяти. Например, раз отсутствие привычки учиться может стать проблемой для запоминания, надо выработать привычку учиться.

Современный человек получает очень много информации, и некоторую ее часть мы запоминаем, просто потому что она вокруг нас. Но чтобы запомнить то, что нам нужно — потребуется усилие.

Активное и медленное чтение

Читать можно по-разному. Многих учат активному чтению, которое может помочь с запоминанием. Активное чтение — это заметки в блокноте и на полях книги, а также размышления, которые помогают понять, о чем произведение. Для этого метода важно применять полученные знания на практике или хотя бы объяснять их кому-то еще.

Медленное чтение означает именно внимательное, неспешное чтение. Для него требуется концентрироваться, поэтому медленно читать по дороге на работу не получится — слишком много отвлекающих факторов.


Читайте по теме:

5 советов о том, как перестать забывать важную информацию

Два лучших способа запомнить все, что вы учите


Вместо этого приходится настроиться, избавиться от всего, что отвлекает (в том числе телефона), и читать медленно, с визуализациями, заметками и даже конспектами или читательскими дневниками. Высоких результатов можно добиться, если пересказывать прочитанные книги кому-то.

Это необязательные, но очень полезные методы, которые сделают запоминание книг более простым.

Как запоминать?

Существует несколько ключевых факторов и приемов, которые важны для запоминания текстов:

  • Понимание. Запоминание начинается именно с понимания, без которого запомнить ничего не получится. Можно даже проверить понимание, перефразировав текст. Очень важно использовать свои слова. Также поможет выделение основной мысли. Если суть прочитанного ясна, гораздо проще его запомнить.
  • Мотивация и желание запомнить. Трудно запомнить прочитанное, если запоминать просто не хочется. Также тяжело придется с запоминанием, если человеку не верится, что он может что-то запомнить. Нужен правильный настрой.
  • Заучивание. Оно основано на повторении одного и того же материала, имеет ограниченную эффективность, но ненадолго запомнить что-то с помощью заучивания возможно. Поэтому его лучше использовать для кратковременных знаний.
  • Систематизация. Если организовать данные в систему, то запомнить их в разы проще. Например, если перед человеком два номера — 538-6284 и 678-1234 — то второй из них запомнить проще, потому что можно найти логику и систематизировать вторую последовательность. Конечно, не все данные можно привести к удобной системе, но умение систематизировать информацию — полезный навык, который стоит развивать.
  • Ассоциации. Если человеку удастся связать через ассоциации новую информацию с тем, что он уже запомнил, то ее становится проще запоминать. Этот метод тоже применим не к каждой ситуации, но когда его используют, он очень хорошо помогает с запоминанием.

Что сделать перед чтением?

Чтобы запоминать и никогда не забывать, нужно подготовиться еще перед чтением. Рассмотрим, как это сделать:

  1. Выбрать, что почитать. Если читать литературу неинтересно, запомнить ее будет сложнее. Стоит обратить внимание на советы о книгах от людей, с которыми у вас похожие вкусы, например, друзей или известных блогеров. Если можете, читайте первоисточники и непереведенные книги, чтобы получать знания напрямую от автора. Также хорошо перелистать книгу заранее — узнать, что там происходит, и убедиться, что она подходит вам.
  2. Определиться с целью. Если человек знает, для чего читает, он может лучше запомнить материал. Конечно, иногда повод для чтения — просто развлечение. Но если цель — запомнить что-то из текста, то знать, где эта информация будет использоваться — полезно для мозга, и развивает запоминание.

После правильной подготовки получать информацию из литературы станет проще. 

Методика улучшения запоминания

Улучшение запоминания — это навык, который может пригодиться в любой сфере жизни, будь то учеба, работа или повседневные задачи. Существует несколько методик, которые помогают сделать запоминание более эффективным:

  1. Повторяйте. Регулярное повторение информации через определенные промежутки времени помогает закрепить ее в памяти. Если учите иностранные слова, повторяйте их через день, неделю и месяц.
  2. Используйте различные чувства. Задействование зрительной, слуховой и тактильной памяти одновременно делает информацию более запоминающейся. Например, при изучении материала можно вслух проговаривать важные моменты и записывать их.
  3. Рассмотрите метод локусов. Этот древний метод включает в себя создание мысленного пути, по которому вы «размещаете» информацию в определенных местах. Это может быть ваша комната, дорога до работы или любой другой знакомый маршрут. Например, визуализируйте, что кладете список покупок на полку в шкафу или в карман пальто.
  4. Чередуйте задачи. Постоянно переключайтесь между разными типами задач, это не только улучшает запоминание, но и поддерживает интерес к учебе или работе. Например, если учите языки, попробуйте чередовать грамматику, лексику и аудирование.

Эти методы помогут не только быстрее запоминать информацию, но и лучше понимать и использовать ее в дальнейшем. Главное — не забывайте применять их на практике и используйте тот метод, который подходит именно вам.

Что сделать после чтения?

Время после чтения также важно для запоминания. Вот какими приемами можно воспользоваться:

  • Объясняйте прочитанное кому-то еще. Очень хорошо, если сможете объяснить это близким или друзьям, потому что пересказ простыми словами обычно означает, что вы все отлично поняли.
  • Работайте с заметками. Так проще вспомнить важные детали. Имеет смысл организовать и перечитывать заметки, чтобы освежить память.
  • Применяйте на практике. Конечно, не любую книгу можно для этого использовать, но если получается применить что-то из нее на практике, нужно обязательно это сделать.
  • Пишите отзывы. Даже если не получается применить что-то, всегда можно об этом написать. Конструктивная критика книги также поможет другим людям решить, стоит ли ее читать, а тот, кто пишет отзыв, лучше запомнит ее.

Зубрежка и мнемоника

Техники запоминания многообразны, и их нужно использовать с умом. Они не всегда подходят к любой ситуации. Для примера разберем 2 популярных метода: зубрежку и мнемонику.

Зубрежка — это механическое запоминание, когда что-то нужно запомнить слово в слово, этого добиваются с помощью повторения.

Зубрежка лучше всего себя демонстрирует при подготовке к экзаменам, например, по истории.

Хороший метод для зубрежки — карточки. Запишите то, что надо выучить на карточках. Зубрежка зависит от частого повторения, а небольшие карточки позволяют вспоминать материал или проверять свою память в любой момент, когда у вас появилось время. 

К сожалению, зубрежка не гарантирует, что вы запомните зазубренное до конца жизни. Ее лучше всего использовать для краткосрочного запоминания. 

Еще один метод — мнемоника. В основе мнемоники лежит идея о том, что систематизированную информацию проще запомнить. Мнемоника используется в тех случаях, когда последовательность не имеет логических связей, и создает эти связи с помощью нескольких приемов.

Первый прием подразумевает запоминание первых букв последовательности, в которой нет логических связей. Например, в английском языке используется ненастоящее имя Roy G. Biv, чтобы помочь с запоминанием цветов в радуге.


Читайте по теме:

5 шагов, которые помогут лучше запоминать изученное

9 мнемотехник, которые позволят запомнить что угодно


В русском языке есть подобный метод для цветов радуги, но мы используем слова вместо букв. Мнемоникой это считается, потому что мы используем небольшое предложение с логическими связями между словами вместо сложной для запоминания последовательности цветов.

Такие способы не всегда легко применять. Например, если попытаться использовать подход с аббревиатурами на знаках зодиака, получится ОТБРЛДВССКВР. Этот набор букв едва ли поможет кому-то что-то запомнить. Однако это не значит, что нельзя придумывать новые мнемонические фразы или аббревиатуры самостоятельно. Если они вам помогают, то используйте их. 

Несмотря на то, что мнемоника полезна и популярна, у нее есть свои слабые стороны. Она отнимает довольно много времени на первых этапах, когда мы еще только создаем аббревиатуры и предложения, которые должны помочь запомнить ту или иную последовательность. Кроме того, мнемоника лучше всего работает на довольно коротких последовательностях, поэтому для многих задач она попросту не подходит.

И если саму мнемоническую фразу трудно запомнить, то в такой мнемонике нет смысла. Поскольку размер и сложность мнемонического кода зависит от размера и сложности изначального текста, применять мнемонику на крупных последовательностях, опять же, невозможно и бессмысленно.

Запоминание — сложная задача, но нам приходится с ней сталкиваться каждый день. Память можно тренировать, а также существует множество методов и приемов, которые помогают запомнить прочитанное. Будь то активное чтение, диаграммы для поиска логических связей или мнемоника, для каждого человека найдется удобная система, помогающая запоминать то, что он читает.

Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 История «ЛитРес»: как развивался лидер российского рынка цифровых и аудиокниг
  2. 2 Расследование о крипте. Отрывок из книги «На шифре. Инсайдерская история криптовалютного бума»
  3. 3 90 этажей мало, нужно 163: секреты планирования из книги «Управляй как шейх»
  4. 4 История Веры Фирсановой: как в 19 веке девушка развила успешный строительный бизнес
  5. 5 Кто покупает Ferrari: портреты клиентов из биографии Энцо Феррари