Первый в мире кейс по успешной монетизации бота
2016-й оказался богат на истории быстрого взлета: сначала громко выстрелил белорусский стартап MSQRD, потом рунет спорил о конце приватности из-за Findface, затем виральное приложение Prisma превратило соцсети в гигантскую картинную галерею.
Бизнес на нейросетях стал главным технологическим трендом последних месяцев. Еще в этом сезоне на пике моды боты — виртуальные помощники, которые переносят нас в эпоху разговорных интерфейсов. Они помогают пользователям решать проблемы там, где им удобно — прямо в мессенджерах.
Одним из первых на этой волне поднялся Statsbot — умный бот для Slack, который присылает аналитические метрики в рабочий чат. Это позволяет командам быстро принимать решения, основанные на данных.
Всего за полгода с момента официального старта основатели Statsbot переехали в Кремниевую долину, нашли способы монетизации, стали партнерами Slack и прошли в два топовых акселератора. Сейчас Statsbot используют более 13 тысяч команд, в том числе NASA ADS, Y Combinator, Vimeo, Product Hunt, Khan Academy, SalesForce и Pebble. Компания инкорпорирована в штате Делавер, США.
Rusbase выяснил, как им удалось так раскрутиться с первым же проектом.
Интерфейс Statsbot
Как это работает
Statsbot избавляет пользователей от лишних действий — зайти в аналитический сервис, сделать скрин, отправить его в общий чат (или звать всех к одному монитору). Программа помогает отслеживать поведение пользователей через Google Analytics, продвижение мобильных приложений через Mixpanel, продажи через Salesforce и производительность сервисов через New Relic.
Большинство пользователей Statsbot — мобильные разработчики, продакт-менеджеры и маркетологи. Бот присылает аналитические сводки по запросу или по расписанию. Он ориентирован на западный рынок, поэтому понимает только английский.
Дополненный элементами искусственного интеллекта, Statsbot учится на запросах пользователей — не обращает внимания на опечатки, вариативность команд и неполное название метрик. Например, необязательно писать «messages received this year», достаточно команды «messages this year».
Пользователь задает боту расписание для отчетов и оповещений. Statsbot может каждый день сам присылать в чат ответ о посещаемости сайта или сразу оповестить команду о том, что их приложение пробило целевую отметку по установкам. Также программа предупреждает о скачках показателей, не характерных для данного дня недели или для данного часа. Бесплатный тариф включает 50 отчетов и 50 алертов, премиальный — по 3 тысячи, enterprise — неограниченное количество.
Как запустили
В ноябре 2015 года программист Артем Кейдунов придумал, как автоматизировать работу с данными в корпоративном чате. Ему часто приходилось выгружать для команды аналитику и собирать коллег перед одним экраном. Он сделал бота в Slack, чтобы тот присылал в чат статистику вместо него. А потом понял, что на этом можно сделать бизнес.
Он позвал в проект своего приятеля Михаила Меланьина. Первое время они совмещали развитие Statsbot с основной работой. Первых пользователей для теста продукта они набрали в тематических Slack-каналах. Кастдев продолжался несколько недель и ясно показал, что Statsbot решает реальную проблему — упрощает доступ к аналитике.
«В числе первых десяти пользователей был Паша Тиунов, — рассказывает Михаил. — Он так жестко нас критиковал, что мы предложили ему присоединиться и дорабатывать продукт вместе с нами. Теперь он отвечает за обработку естественного языка».
Всего в команде проекта три человека: Кейдунов — CEO и продукт-менеджер, Меланьин — директор по развитию бизнеса, Павел Тиунов – технический директор. Ранее Артем был старшим Ruby-разработчиком в Happy Numbers, Михаил — проектировал мобильные приложения в МДМ Банке, а до того руководил отделом дизайна в «Нетологии групп».
Как раскрутили
Statsbot появился как нельзя вовремя. В декабре Slack запустил магазин приложений и венчурный фонд на $80 млн для поддержки продуктов сторонних разработчиков.
Через два дня после этой новости Кейдунов и Меланьин подали заявку на добавление бота Slack Directory. Они начали сотрудничать с продуктовой командой мессенджера. Партнеры помогали им советами по интерфейсу и интеграции коллективных аккаунтов.
Официальный запуск бота состоялся в январе. Тогда же они вышли на Product Hunt, где получили больше тысячи голосов и полторы тысячи установок Statsbot. По словам основателей, на диалог с аудиторией сервиса ушли три бессонных ночи.
Затем стартап попал в технологические издания вроде Hacker News, в твиттер Google Analytics и в список «бриллиантовых» ботов по версии Slack. С тех пор аудитория Statsbot росла со скоростью 7% в неделю. Поняв, что дело пошло, ребята уволились с работы и полностью погрузились в свой стартап.
«Когда я увидел прототип, сразу понял, что скоро мы уйдем в свободное плавание, — вспоминает Михаил. — Я с первых дней не сомневался, что проект хорошо полетит. Какой смысл заниматься бизнесом, если ты в него не веришь? Если боишься, ты — очередной балабол-стартапер, которых в Москве 99% и которые греются на этой теме, но реально ничего не предпринимают. Мы все трое совершенно безбашенные. У нас теперь только два варианта — либо мы круто прокачаем бота, либо все плохо закончится».
Артем Кейдунов и Михаил Меланьин с основателем Slack Стюартом Баттерфилдом (в центре)
Как монетизировали
По оценке команды, на создание Statsbot они потратили около $20 тысяч собственных средств. Инвестиций они пока не привлекали и делали стартап по канонам lean. Например, они вообще не покупали трафик, целиком полагаясь на контент-маркетинг и работу с комьюнити. Недавно они запустили канал в Snapchat, где рассказывают о своей жизни в Долине.
«Statsbot — сейчас единственный бот, который получает деньги с конечного пользователя», — говорят стартаперы. — Только за июнь мы подключили десятки платных команд, причем большинство подписались сразу на год».
Сервис работает по модели freemium, его базовый функционал бесплатен. Премиальный тариф стоит $20 в месяц, enterprise-тариф — начинается от $500 в месяц.
О планах
В марте ребята запустили Statsbot в Telegram. Но там меньше бизнес-аудитория и нет рынка США (в основном Россия, Иран и Бразилия). Поэтому в российском мессенджере у Statsbot не более тысячи пользователей и только базовый функционал. «Естественно, на одном Slack останавливаться не будем, просто сейчас там самая благодатная почва», — говорят они.
В будущем они планируют запустить бота в корпоративных мессенджерах HipChat (Atlassian), Cisco Spark и Symphony. А в Facebook Messenger — когда соцсеть откроет для ботов платформу Facebook at Work. Аналитические возможности Statsbot будут расширяться в сторону систем управления продажами. Первой из них будет подключена Salesforce — крупнейшая в мире облачная CRM.
С интересными им сервисами аналитики Statsbot готовы интегрироваться собственными силами, а для остальных скоро откроют API.
О команде
«Как говорят в стартап-тусовке, в идеальной команде должно быть три H — hustler, hacker и hipster. Один занимается бизнесом, второй прогает, третий делает клевый дизайн. Но мы думаем, что техническая составляющая важнее всего. Человек с техническим бэкграундом может научиться бизнесу, а вот наоборот — вряд ли.
У нас два хакера — Паша и Артем. Я (говорит Михаил, — ред.) что-то среднее между хастлером и хипстером, потому что долго занимался дизайном. Опыта развития бизнеса у меня нет, но с декабря я взял на себя эту обязанность».
Об инвесторах
«Недавно мы прошли сразу в два топовых акселератора (в Нью-Йорке и Сан-Франциско). Называть их сейчас не можем, пока не подпишем все документы. Скорее всего, пойдем сразу в оба. На собеседованиях показали себя очень уверенно. На тот момент мы уже освоились в Долине: поняли, как работает рынок и акселераторы, в чем их интерес.
The Slack Fund нами интересуется, но мы пока не торопимся брать деньги. После акселерации инвесторы придут к нам сами. Мы уже сейчас общаемся с различными фондами, в том числе с российскими. Есть ряд предложений с чеками $100-500 тысяч, стандартными для нашей стадии. Будем обсуждать их ближе к концу акселерации. Мы не торопимся брать большие суммы, нам достаточно $200-300 тысяч от акселератора».
О Кремниевой долине
«Мы поехали в Долину по своей инициативе. Сейчас мы с Артемом доделываем последние дела в России и переезжаем. То есть два фаундера и развитие бизнеса будут в Сан-Франциско, а Паша и разработчики останутся в России. Пока много народу нанимать не планируем — может быть, парочку программистов. В любом случае, разработку выгоднее держать в России.
Мы не делим рынок на российский и западный. Для нас есть только один рынок — США (и немного Европа). Там все наши клиенты, там все деньги зарыты, там вся движуха происходит и все сделки закрываются. На Россию мы ставки не делаем.
Мы все изначально были пропитаны западной субкультурой и ИТ-тусовкой. Ни как личности, ни как специалисты мы никогда не замыкались на Россию. Поэтому мы достаточно легко адаптировались в США. Конечно, Сан-Франциско очень пестрый город, который ошеломляет всех своим разнообразием. Это айтишная Мекка, вокруг которой все крутится. И если вы сегодня строите ИТ-компанию, то либо приживетесь тут без проблем, либо вам придется это сделать, потому что другого выбора нет».
Что делать стартаперам
«Мы можем посоветовать только одно: просто берете и впахиваете. Не бойтесь что-то делать, показывать рынку и смотреть реакцию. Но это не значит, что нужно выполнять все хотелки пользователей. Необходимо смотреть за метриками, как реально используется продукт. Кастдев — это сотая часть успеха проекта».
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Кейсы предпринимателей: как справиться с вызовами»
- 1 5 корпоративных мессенджеров, которые останутся с нами после ухода Slack
- 2 Корпоративный мессенджер Slack предупредил о приостановке работы в РФ
- 3 Мессенджер Slack уличили в использовании переписок пользователей для обучения ИИ
- 4 Без хаоса из рабочих сообщений: как построить онлайн-офис в мессенджере