Top.Mail.Ru
Истории

Uber наконец-то стал прибыльным — что дальше?

Истории
Дарья Васильева
Дарья Васильева

Редактор отдела переводов

Дарья Васильева

«Что если бы я мог заказать поездку, просто нажав пару клавиш на телефоне?» — с этого вопроса начался стремительный взлет Uber. Компания стала идеальным образцом дизраптора — инновационной компании, кардинально меняющей свою отрасль. Именно такие стартапы мечтают построить предприниматели из Кремниевой долины.

Но, несмотря на свое влияние, Uber годами терял деньги. Но как только в 2023 году ситуация изменилась — компания впервые стала прибыльной — агрегатор столкнулся с новой проблемой.

Uber наконец-то стал прибыльным — что дальше?
  1. Истории

Запуск в новых городах был недешевым: нужно было привлечь на платформу водителей, провести маркетинговые кампании, развернуть новые сервисы, а еще нанять дорогих юристов, чтобы те разбирались в тонкостях местного законодательства — при этом, чтобы они ни советовали, Uber, казалось, действовал по принципу «сначала запуск, вопросы — потом». И конечно, нужны были востребованные разработчики ПО для поддержки приложения.

Вы приехали

В 2019 году издание The Economist задавалось вопросом, станет ли Uber когда-либо прибыльным. Компания и инвесторы постоянно отвечали, что при определенных масштабах так и будет, а сначала нужно достаточно вырасти и пережить конкурентов. Оказывается, они были по большей части правы.

Uber 1

С 2014 года Uber потерял более $31,5 млрд, прежде чем впервые стать прибыльным в 2023 году. Диаграмма: Sherwood

В 2023 году Uber впервые стал прибыльным по итогам года, последние кварталы также показали стабильные положительные результаты. Инвесторы ожидают, что 6 августа компания объявит об очередном прибыльном квартале. Главный соперник Uber все еще не достиг таких масштабов. Lyft значительно сократил убытки, но все еще находится в минусе.

Однако бизнес-модель Uber по-прежнему вызывает сомнения. Самым важным, как и всегда, остается то, как компания относится к своим водителям. Uber до сих пор становится участником трудовых споров, судебных процессов, а регуляторы проверяют, как компания определяет занятость.


Читайте по теме:

Платформа для всего. Зачем Uber катера, доставка продуктов и сервисы для подростков

Нарушение закона, лоббирование и риски для водителей ради пиара компании — что известно из утекших файлов Uber


Компания хорошо осведомлена об этих проблемах: в каждом ежегодном отчете для Комиссии по ценным бумага и биржам США (SEC) после краткого описания, чем занимается предприятие, первый раздел Uber всегда посвящает «факторам риска». И вот что по сей день возглавляет список:

Наш бизнес пострадает, если водители будут классифицироваться как сотрудники, работники или фиктивные работники, а не как независимые подрядчики.

В 2023 году Uber и Lyft выиграли в Калифорнии иск на $205 млн, что позволило им по-прежнему классифицировать работников как подрядчиков. Однако эта победа сопровождалась уступками: компании должны были предложить работникам определенные льготы, в том числе медицинское обслуживание и страхование от несчастных случаев.

В конце июня 2024 года Uber и Lyft договорились разрешить давний спор в Массачусетсе, согласившись выплатить $175 млн, чтобы урегулировать претензии о нарушении трудового законодательства штата. Теперь водители получат минимальную заработную плату и другие льготы, однако — и это очень важно — будут по-прежнему считаться независимыми подрядчиками.

Большие города

В Лондоне Uber предъявляют иск за иском. Последнее дело $323 млн было возбуждено против компании в мае, а истцами по нему стали водители знаменитых черных кэбов. Они обвинили Uber в том, что при получении лицензии на деятельность в городе компания ввела в заблуждение Transport for London (правительственная организация, отвечающая за многие транспортные процессы в Лондоне) относительно того, как на самом работает приложение Uber.

В Нью-Йорке Uber устроили настоящий форсаж. Uber вышел в город в 2011 году, и с тех перевернул с ног на голову индустрию такси, к середине 2017 года обойдя местные желтые такси по количеству ежедневных поездок.

Uber 2

Рост агрегаторов такси в Нью-Йорке. Диаграмма: Sherwood

Блокировка

Теперь городская комиссия по такси изучает новые правила оплаты водителям агрегаторов. Сообщается, что Uber начал блокировать нью-йоркских водителей на своей платформе в периоды низкого спроса — так сервис якобы обходит правило, обязывающее его оплачивать время простоя.

Некоторые водители сообщают, что их заработок за смену снизился с $300—400 до всего лишь $170—200. Такого рода кошки-мышки с властями всегда были лейтмотивом деятельности Uber, с тех пор как он стал признанной во всем мире компанией.

Роботакси

Проблемы с регулированием остаются самой большой угрозой для Uber в краткосрочной перспективе, но есть и более отдаленная угроза — или возможность, смотря как к этому относиться — расцвет автономных транспортных средств (AV) и их потенциальное использование в качестве роботакси.

Это будущее может быть ближе, чем кажется— в США уже можно заказать роботакси в четырех городах: Сан-Франциско, Финиксе, Лос-Анджелесе и Лас-Вегасе.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Очевидно, что если необходимость в водителях отпадет, для Uber это будет возможность захватить большую долю от каждой транзакции. Однако его собственный эксперимент с автономным транспортом столкнулся с неудачами, в их числе судебный иск от Alphabet против стартапа Otto (принадлежит Uber) из-за предполагаемой кражи интеллектуальной собственности, а также смертельная авария с участием одного из его автомобилей в 2017 году.

После начала пандемии Uber решил полностью выйти из дорогостоящей гонки AV и продал свое беспилотное подразделение за $4 млрд в 2020 году. С тех пор компания придерживается стратегии партнерства, сотрудничая с такими стартапами, как Motional и своим бывшим конкурентом Waymo.

Uber 3

Люди, еда, грузы: Uber доставляет всё. Во время пандемии доходы от доставки еды составили примерно 50% от общего дохода компании. Диаграмма: Sherwood

Сегодня лишь 56% выручки Uber поступает от поездок. Вот почему AV представляют такую потенциальную ценность для компании — они могут совершить переворот во всех трех направлениях бизнеса. Действительно, всего три недели назад компания объявила о многолетнем соглашении с Aurora, согласно которому автопроизводитель будет «предлагать технологии автономного вождения Aurora в сети Uber Freight до 2030 года».

CEO Дара Хосровшахи даже допускает, что Uber может сотрудничать с Tesla — использовать ее широко разрекламированные, но так до сих пор и не выпущенные автономные машины (Илон Маск когда-то говорил, что к 2020 году на дорогах будет ездить миллион роботакси от Tesla). Однако, поскольку Маск перенес релиз, запланированный на следующий месяц, соглашение будет заключено еще очень нескоро.


Читайте по теме:

CEO Uber несколько месяцев возил пассажиров, чтобы оценить сервис со стороны водителей

Uber объявил о планах создать электромобиль для такси и доставки


Хосровшахи ожидает «относительно длинный период» перехода, когда будут доступны как AV, так и такси с водителями. В течение этого периода легко представить ситуации, в которых зарплата водителей может вырасти или упасть — возможно, водители смогут предлагать «премиальную поездку с человеком».

Однако после распространения в крупных городах AV остается вопрос: кто получит большую выгоду — клиенты, владельцы автомобилей или платформы наподобие Uber?

Источник.

Фото на обложке: Freepik

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти