Top.Mail.Ru
Истории

ИИ пока не принес экономического эффекта

Истории
Елена Лиханова
Елена Лиханова

Старший редактор RB.RU

Елена Лиханова

Искусственный интеллект обещает совершить революцию, и в этом мало кто сомневается: бигтех инвестирует в направление огромные суммы, стартапы обещают добавить ИИ в свой продукт, а футурологи прогнозируют кардинальные изменения на рынке труда.

Однако статистика показывает обратное. Почему ИИ практически не повлиял на мировую экономику — в переводе материала The Economist.

ИИ пока не принес экономического эффекта
  1. Истории
Автор: Елена Лиханова

Отправляясь в Сан-Франциско, трудно не поддаться ажиотажу вокруг искусственного интеллекта. Рекламные объявления рассказывают, как технология изменит ваше рабочее место. В барах обсуждают, когда появится AGI, то есть когда машины станут более развитыми, чем люди.

Пять главных технологических компаний — Alphabet, Amazon, Apple, Meta* и Microsoft, у каждой из которых здесь есть либо штаб-квартира либо офис — инвестируют в это направление огромные суммы. По оценке, в этом году они закладывают на капитальные расходы $400 млрд, которые преимущественно пойдут на аппаратное обеспечение для ИИ, исследования и разработки.

В технологической столице мира никто не сомневается, что искусственный интеллект кардинально изменит глобальную экономику. Но чтобы технология реализовала свой потенциал, необходимо, чтобы организации ее покупали, адаптировали под свои потребности и в результате становились более производительными.

За последний год инвесторы добавили к рыночной стоимости большой пятерки более $2 трлн — по приблизительным оценкам, фактически прогнозируя дополнительные $300-400 млрд годового дохода, что равно продажам Apple за год.

Пока технологическим гигантам еще далеко до таких результатов. Даже оптимистично настроенные аналитики считают, что в этом году продукты с генеративным ИИ принесут Microsoft всего около $10 млрд. За пределами западного побережья США картина и того хуже — кажется, ИИ практически ни на что не влияет.

Одна из проблем заключается в скорости внедрения. Авторитетные компании публикуют впечатляющие оценки того, сколько людей уже используют GenAI.

  • В недавнем опросе McKinsey почти две трети участников сказали, что в их организации регулярно используют технологию — почти в два раза больше, чем годом ранее.
  • Отчет Microsoft и LinkedIn обнаружил, что 75% «работников умственного труда» (тех, кто целый день сидит за компьютером) применяют этот инструмент.

Если судить по этим цифрам, мы уже живем в мире ИИ.

И в каком-то смысле так и есть. Почти каждый использует эту технологию, когда ищет что-то в Google или выбирает песню на Spotify. Но внедрение ИИ в бизнес-процессы остается нишевой идеей.


Читайте по теме:

ИИ окружает нас повсюду. Вот как мы применяем его в повседневной жизни

Что такое «ИИ-пиар» и почему это проблема? 


В отличие от Microsoft и LinkedIn, официальные статистические агентства опрашивают организации из разных областей, и их данные разительно отличаются. Так, по оценке Бюро переписи США, всего 5% компаний использовали ИИ за последние две недели. Даже технари из Сан-Франциско, если на них надавить, признаются, что не тратят $20 в месяц за более продвинутую версию ChatGPT.

Примерно та же картина наблюдается везде.

  • Согласно официальной статистике Канады, 6% организаций в стране использовали ИИ для производства товаров и услуг за последние 12 месяцев.
  • Данные из Великобритании чуть повыше — 20% компаний на март — но в них иначе задаются вопросы. И даже в Великобритании темпы прироста использования медленнее. То же значение было зафиксировано в сентябре прошлого года.

Процесс тормозится из-за вопросов к безопасности данных, предвзятости алгоритмов и галлюцинаций. Например, сеть McDonald’s свернула эксперимент по использованию ИИ после того, как система начала допускать ошибки, например добавлять к заказу наггетсов на $222.

Консультант рассказывает, что некоторые из его клиентов буквально одержимы пилотными проектами и запускают так много небольших тестов с ИИ, что разобраться, куда инвестировать, бывает трудно. Другие компании, напротив, откладывают запуск больших проектов: технология развивается так стремительно, что легко потратить деньги на то, что вскоре устареет.

Те, кто продвинулся дальше экспериментов, использует генеративный ИИ для узкого спектра задач, как правило, чтобы модернизировать клиентский сервис.

  • Поставщик HR-услуг adp гордо заявляет о «новой функции, которая позволяет клиентам из малого бизнеса применять генеративный ИИ, чтобы отвечать на вопросы и лучше понимать, как инициировать действия по работе с персоналом».
  • Другие используют технологию в маркетинге. Телекоммуникационная компания Verizon внедрила ИИ, чтобы повысить качество рекомендаций, а сеть кофеен Starbucks — чтобы делать клиентам «более персонализированные предложения».

Кажется, что это не слишком впечатляет? Вы не одиноки.

 Goldman Sachs составил фондовый индекс, отслеживающий компании с «наибольшим потенциалом изменить базовую прибыль благодаря внедрению ИИ и повышению продуктивности». В него вошли в том числе торговая сеть Walmart и поставщик бухгалтерских услуг H&R Block.  С конца 2022 года акции этих компаний так и не выросли выше рынка.

Динамика индекса S&P 500 и компаний-бенефициаров ИИ. Диаграмма: The Economist

Goldman Sachs составил фондовый индекс, отслеживающий компании с «наибольшим потенциалом изменить базовую прибыль благодаря внедрению ИИ и повышению продуктивности». В него вошли в том числе торговая сеть Walmart и поставщик бухгалтерских услуг H&R Block.

С конца 2022 года акции этих компаний так и не выросли выше рынка. Иными словами, инвесторы не видят перспективы дополнительных доходов. Быть может, технология даже отвлекает руководство от более актуальных вещей.

Как насчет историй о том, что ИИ помогает некоторым наладить операции? В качестве примера часто приводят Klarna. Финтех недавно объявил, что ИИ-ассистент заменил 700 агентов клиентского сервиса, работающих полный день, и благодаря технологии число сотрудников в компании каждый год сокращается на пятую часть.

Однако это по меньшей мере неполная картина. Klarna надеется вскоре стать публичной, и такие обсуждения помогают подогреть интерес прессы. По данным cb Insights, штат Klarna начал сокращаться задолго до того, как на сцене появился ИИ. Сегодня компания оценивается почти вполовину от цены 2021 года. И если сейчас она сокращает сотрудников, раздутый во время пандемии штат — не менее веская причина, чем новые технологии.

Действительно, в макроэкономических данных нет признаков всплеска увольнений.

Глава МВФ Кристалина Георгиева недавно предупредила, что ИИ ударит по рынку труда «как цунами». Однако пока безработица в развитом мире ниже 5%, что близко к абсолютному минимуму. Доля занятых работников из развитых стран почти достигла рекорда. Рост зарплат также сохраняется, что трудно было бы представить в условиях, где ценность человеческого труда падает.

Если погрузиться в цифры, влияние ИИ все равно не заметно. Работники не перемещаются между компаниями быстрее, чем обычно, что происходило бы при исчезновении большого числа мест.

Возьмем статистику США по «белым воротничкам» — это специалисты от отдела поддержки до копирайтеров. Предполагалось, что ИИ, который все лучше справляется с логическими размышлениями и творческими заданиями, ударит именно по ним. Однако занятость по этим специальностям даже выше, чем до пандемии.

Некоторые экономисты считают, что искусственный интеллект изменит экономику, не затронув рабочие места, а совместная работа с виртуальным ассистентом может улучшить производительность.

В новом исследовании Андерса Хумлума из Чикагского университета и Эмили Вестергаард из Копенгагенского университета были опрошены 100 тысяч датских работников. По оценкам среднестатистического респондента, ChatGPT может вдвое сократить время, затрачиваемое примерно на треть рабочих задач, что теоретически существенно повысит производительность.

макроэкономические данные также не демонстрируют значительного всплеска продуктивности. Последние оценки, опирающиеся на официальную статистику, предполагают, что реальная производительность на сотрудника в медианной развитой стране не растет совсем. В США, мировом центре ИИ, производительность в час все еще ниже, чем до 2020 года.

Динамика продуктивности. Диаграмма: The Economist

Однако макроэкономические данные также не демонстрируют значительного всплеска продуктивности. Последние оценки, опирающиеся на официальную статистику, предполагают, что реальная производительность на сотрудника в медианной развитой стране не растет совсем.

В США, мировом центре ИИ, производительность в час все еще ниже, чем до 2020 года. Даже результаты глобальных опросов менеджеров по закупкам, которые подводятся с меньшей задержкой, не показывают, что продуктивность росла.

Для этого компаниям придется инвестировать в новую технологию, но большинство этого не делает. Исключение — бигтех, однако крупные игроки тратятся на разработку инструментов ИИ для других, а не для собственной производительности.

Вероятно, в этом году капитальные расходы прочих участников s&p 500, индекса крупнейших организаций США снизятся в реальном исчислении и едва ли вырастут у остального бизнеса. Инвестиции бизнеса в оборудование и программы для обработки информации в реальном исчислении растут на 5% год к году, что ниже среднего в долгосрочной перспективе. В развитых странах инвестиции растут медленнее, чем в 2010-х годах.

Быть может, однажды бизнес осознает истинный потенциал ИИ. Большинству технологических волн, от трактора и электричества до персонального компьютера, требуется время, чтобы распространиться. Анализ The Economist показывает, что, исходя из того, что выручка технологических гигантов от ИИ будет расти в среднем на 20% в год, инвесторы ожидают, что почти все их доходы с продаж технологии поступят после 2032 года.

Если ИИ все же станет золотой жилой, можно ожидать роста акций не только у поставщиков, но и у пользователей. Однако если беспокойство из-за искусственного интеллекта будет расти, планы капитализации бигтеха будут выглядеть так же экзотично, как и его оценки.

*признана экстремистской организацией и запрещена в России

Источник.

Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как бизнесу использовать тренд на неолокализм
  2. 2 От corpcore до old money: почему офисный стиль снова в моде?
  3. 3 10 трендов, с которыми ваш бренд никогда не выйдет из моды
  4. 4 Лови «волну» инфлюенс-маркетинга: как бизнесу успевать за трендами в работе с блогерами
  5. 5 IT-предприниматели в 2024: как будет развиваться самый технологичный сегмент малого и среднего бизнеса
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта

ВОЗМОЖНОСТИ

14 июля 2024

15 июля 2024